Курсовая теория на тему Дефицит бюджета и источники его финансирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические
основы управления сбалансированностью бюджета. 5
1.1 Понятие и
значение бюджетного дефицита. 5
1.2. Классификация
источников финансирования дефицита бюджета. 10
1.3. Сущность
государственного долга и методы управления им. 15
2. Анализ бюджетного
дефицита федерального бюджета Российской Федерации 20
2.1. Общая
характеристика источников финансирования дефицита федерального бюджета. 20
2.2. Анализ
внутреннего государственного долга. 25
2.3. Анализ внешнего
государственного долга. 28
3. Пути и методы
уменьшения дефицита федерального бюджета. 30
Заключение. 34
Список литературы 36
Введение:
Значимость исследования, информация,
которая изложена в курсовой работе, определяется тем, что дефицит
государственного бюджета остается актуальной проблемой в настоящее время и
требует своего решения.
Бюджетный дефицит – это разница,
на которую расходы государства за определенный период превосходят его доходы.
Крайне трудно вообразить государство,
в котором идеально функционируют все финансово-экономические рычаги, которые
обеспечивают поступление финансов в бюджет, при этом госрасходы не превышают доходы.
Поэтому с подобным явлением сталкиваются, время от времени, все государства.
Многие экономически
развитые государства жили и продолжают жить в долг, хотя было бы справедливо
отметить недавнюю тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически
развитых стран. Таким образом, дефицит бюджета – это нормальное явление,
которое принято относить к таким событиям, как уровень инфляции в государстве.
Государственный долг
также является причиной дисбаланса. Обслуживание госдолга (выплата процентов
кредиторам) — тяжелое бремя для любой страны, поскольку оно постоянно
привлекает определенный объем оборотных средств и ведет к росту дефицита
госбюджета.
Чтобы решить проблему
бюджетного дефицита, экономисты стараются хотя бы вывести госбюджет на
сбалансированный уровень, поскольку от этого зависит благосостояние страны и ее
народа. Однако, если государство пытается устранить дефицит бюджета, не выясняя
его причины, это часто может спровоцировать экономический спад, который
проявляется в сокращении валового внутреннего продукта, валового национального
продукта, национального дохода и личных доходов граждан. В результате
необходимо тщательно продумать выбор методов финансирования дефицита
государственного бюджета.
В последнее время в нашей
стране искали эффективные пути реформирования межбюджетных отношений. Сегодня,
конечно, необходимо создать научно обоснованный финансовый механизм бюджетного
баланса, обеспечивая качество подобного процесса и решая многие проблемы
теоритического и методологического характера. Подобные проблемы связаны с
экономическими, социальными и политическими изменениями поведения субъектов Российской
Федерации. Все вышеизложенное указывает актуальность курсовой работы, особенно
в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса, вызванного пандемией.
Целью данной работы
является анализ бюджетного дефицита, источников его финансирования и
государственного долга как важнейших элементов финансовой системы государства,
основных их характеристик.
Для достижения
поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— определить теоритические
основы управления сбалансированности бюджета;
— дать характеристику
самого понятия бюджетного дефицита и его значения;
— рассмотреть
классификацию источников финансирования дефицита бюджета
— определить сущность
государственного долга и методы управления им
— провести анализ состава
и динамики источников финансирования дефицита, а также внутреннего и внешнего
государственного долга;
— сформировать пути и
методы уменьшения дефицита федерального бюджета
Заключение:
В данной курсовой работе
был рассмотрен дефицит государственного бюджета и основные методы борьбы с
дефицитом бюджета. Сформулированы основные теоретические вопросы, связанные с
сущностью бюджетного дефицита, и проанализированы наиболее частые причины,
которые могли его вызвать. Приведены меры, применяемые различными
государственными структурами для сокращения дефицита бюджета, рассмотрена
политика по сокращению дефицита бюджета, которая в настоящее время проводится
именно в Российской Федерации. Так в настоящее время нет таких государств,
которые за всю историю своего существования не сталкивались бы с проявлением
бюджетного дефицита [6]. Его возникновение может обуславливаться различными
причинами.
Следует подчеркнуть, что
бывают случаи, когда государство самостоятельно создает дефицит бюджета, что, в
свою очередь, приводит к ускорению экономического роста в стране, особенно во
время кризисов [5]
Таким образом, умеренный
бюджетный дефицит не представляет опасности для страны. Однако, если
рассматривать дефицит как следствие падения общего уровня экономики страны или
как следствие нештатной ситуации, то в этом случае необходимо принять серьезные
меры по его сокращению. Именно эти методы сокращения бюджетного дефицита
Российской Федерации были учтены в работе после раскрытия довольно обширной теоретической
части вопроса.
Кроме того, особое
внимание уделяется классификации источников финансирования бюджетного дефицита,
причем акцент делается на методах этого финансирования, что позволяет иметь
наиболее полное представление о методах борьбы с таким явлением, как дефицит
бюджета. Особое внимание уделяется текущему состоянию бюджета страны.
Представлены данные Министерства финансов, позволяющие сформировать целостное
представление о ситуации с доходами и расходами по всей Российской Федерации в
текущем году, а также в будущем на плановый период 2021 и 2023 годов. В конце
этого периода В работе сделан лаконичный вывод, позволяющий обобщить
сложившуюся экономическую ситуацию в стране.
Таким образом, можно
сделать следующий вывод, что правительству следует разработать и реализовать
специальные программы по ограничению как бюджетного дефицита, так и внутреннего
и внешнего долга. Непосредственное внедрение эффективных мер в этих сферах
будет способствовать социально-экономическому развитию России.
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета
1.1
Понятие и значение бюджетного дефицита
Объем бюджетных расходов
должен соответствовать общему объему доходов бюджета и доходов от источников
финансирования его дефицита. Этот принцип всегда работает в бюджетах разного
уровня [5]. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные
органы действуют исходя из стремления, минимизировать разрыв в показателе
разницы между доходами и расходами бюджета.
Однако найти баланс между
доходами и расходами крайне сложно. Как правило, доходы бюджета превышают
расходы и наоборот. Превышение доходов над расходами называется профицитом
бюджета, а превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета.
Сегодня ни одна страна не
испытывала бюджетного дефицита. Это связано с разными причинами. В некоторых
случаях правительство может намеренно увеличить дефицит бюджета. В частности,
для стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада
производства правительство может принимать специальные решения по увеличению
занятости (например, финансировать программы по созданию новых рабочих мест)
или значительно снижать налоги. В результате увеличиваются расходы бюджета или
снижаются доходы бюджета и возникает дефицит. Но такой дефицит сознательно
создается государством и называется структурным дефицитом [7].
В свою очередь,
циклический дефицит незначительно зависит от целевой фискальной политики
государства. Это связано с общим спадом производства, который происходит на
стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В
условиях падающего производства налоги снижаются, что сокращает доходы
государства, что приводит к дефициту государственного бюджета.
Дефицит делится, на:
активный и пассивный. Активный дефицит возникает в результате превышения
расходов над доходами, а пассивный дефицит возникает из-за снижения налоговых
ставок и других доходов, что вызывает подавление экономического роста.
В случае если превышение
расходов над доходами сокращается до одного года и отражает все изменения
макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой был подготовлен
бюджет, этот дисбаланс является краткосрочным. Причина этого процесса —
отсутствие опыта, играющего роль в макроэкономическом прогнозировании,
отсутствие или неспособность учесть возможное количество важных факторов в
меняющихся обстоятельствах.
Если дисбаланс между
доходами и расходами бюджета наблюдается в течение нескольких лет и возникает
по таким причинам, как:
— увеличение внешнего
долга, увеличение социальных выплат;
— снижение налоговых
ставок в связи с либерализацией налогового законодательства;
— увеличение стоимости
выплаты пенсий;
— ассигнований на
здравоохранение из-за неблагоприятной демографической ситуации, связанной со
старением населения и т. д., поэтому этот дисбаланс в бюджете имеет длительный
срок.
В целом состояние
государственного бюджета можно охарактеризовать тремя основными факторами:
1) текущая политика
государства в области доходов и расходов бюджета;
2) стадия экономического
цикла, в которой находится экономика в рассматриваемом периоде;
3) долгосрочная тенденция
динамики налоговых поступлений и государственных расходов.
На практике очень часто
имеет место искусственное завышение или недооценка реального показателя
бюджетного дефицита. [7] Следовательно, искусственное снижение бюджетного
дефицита можно осуществить с помощью следующих инструментов:
1) отсрочка обязательной
индексации заработной платы в зависимости от динамики уровня инфляции;
2) меры по взысканию
просроченных налоговых платежей;
3) отсрочка выплаты
заработной платы работникам бюджетной сферы;
4) выдача кредитов
Центральным банком на льготных условиях;
5) наличие скрытого
дефицита за счет почти бюджетных расходов;
6) введение временных или
дополнительных налогов;
7) продажа
государственного имущества;
8) «налоговая амнистия»,
которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов,
уплатить единовременную полную сумму, равную определенной части общего сбора.
Кроме того, ЦБ имеет
возможность финансировать некоторые программы, связанные с госдолгом,
рефинансированием сельского хозяйства, покрывать расходы на стабилизацию обменного
курса и т. д. В результате растет инфляция, расходы центрального банка растут,
а дефицит остается стабильным.
В экономике приятно отметить, что дефицит бюджета
сам по себе не сигнализирует об экономической катастрофе. Очень часто его
считают необходимым инструментом макроэкономического регулирования
государственной политики. Грамотное управление этим инструментом позволяет
государству находить решение довольно широкого круга экономических и социальных
проблем. Но следует учитывать, что долгосрочный дисбаланс в балансе может
негативно сказаться на уровне цен, состоянии платежного баланса и размере
совокупного спроса и доходов. По этим причинам стратегия каждого штата —
стремиться к сбалансированному