Зарубежная философия Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Дар и экономика бесценного в антропологии Марселя Энаффа

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Экономическая антропология в конце XX начале XXI В.: экономика дара 6

1.1. Истоки экономической антропологии 6

1.2 Антропологическая модель Марселя Мосса 10

2. Особенности экономической антропологии Марселя Энаффа 19

2.1 Особенности антропологического дара Марселя Энаффа 19

2.2 Идеи экономики бесценного Марселя Энаффа 28

Заключение 32

Библиографический список 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Дарообмен исследователи называют тотальным институтом, будучи изучен во всей своей полноте и погруженности в институциональную структуру, позволяет лучше понять специфику экономики в анализируемых обществах, сложившиеся экономические практики, систему стимулов и моделей поведения. При этом, несмотря на широкое рассмотрение вопроса дарообмена в экономико-антропологической литературе, в рамках экономической теории этот институт остается в значительной мере малоисследованным. Актуальность темы данного исследования связана, таким образом, с растущей необходимостью осмысления полученных экономической антропологией данных и выводов об институте дарообмена в рамках дискурса экономической теории.

Дарообмен интересен для экономической науки не только с точки зрения изучения далеко отстоящих от современной рыночной экономики обществ. Напротив, поднимаемые в ходе данной работы вопросы о полезности и ограниченной рациональности, влиянии на выбор символических и социальных платежей, престижном потреблении и демонстративном расточительстве открывают новые перспективы в исследовании таких направлений экономической теории, как концепция рационального выбора, институциональная и поведенческая экономика и дают возможность проведения оригинального приложения полученных выводов об институте дарообмена к анализу экономического поведения в наши дни.

Исследование дарообмена позволяет по новому взглянуть на такой случай отклонения от рационального поведения, как демонстративное расточительство, анализ которого приобретает в наши дни особую актуальность: его широкая распространенность в развитых, а в особенности – в развивающихся странах приводит к необходимости теоретического переосмысления демонстративного расточительства как категории экономической науки в контексте последних достижений поведенческой экономики и теории рационального выбора. Помещение анализа демонстративного расточительства в дискурс современной поведенческой экономики, предлагаемое в этом исследовании, позволяет углубить понимание специфики данного института, а его сравнительный анализ с институтом дарообмена дает возможность выявить стимулы, влияющие на поведение его участников.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с экономическим поведением, уже более двухсот лет привлекают внимание исследователей, придерживающихся различных методологических позиций. Основу научных подходов к экономическому поведению как субъективному отражению настоящих реалий рынка и экономики в целом сформировали классики экономического детерминизма А. Смит, Г. Гегель, К. Маркс. Дарообмен является одним из наиболее изученных институтов в рамках экономической антропологии — с одной стороны, именно ему были посвящены первые работы в рамках данной дисциплины, с другой, ряд посвященных ему исследований, в частности, «Очерк о даре» Мосса стали программными и продолжают привлекать внимание все новых специалистов. Можно отметить изучение и анализ генезиса института дарообмена в трудах теоретиков (Ю.И. Семенова, А.В. Канаева, Ю.Г. Писаренко и др.), в трудах зарубежных ученых (М. Мосса, Р. Девинга, Д. Миллера, М. Салинса и др.).

Объект и предмет исследования. Объект исследования: экономическая антропология. Предмет исследования: дар и экономика бесценного в экономической антропологии Марселя Энаффа.

Цель исследования: рассмотреть дар и экономику бесценного в антропологии Марселя Энаффа.

Задачи исследования:

– рассмотреть истоки экономической антропологии;

– охарактеризовать антропологическую модель Марселя Мосса;

– охарактеризовать особенности антропологического дара Марселя Энаффа;

– рассмотреть идеи экономики бесценного Марселя Энаффа.

Методология исследования. В работе сочетаются методы классического и неклассического философского исследования. Используется диалектический подход, метод единства исторического и логического, диалогический взгляд на становление позиций, социально-антропологический и синергетический подходы.

Структура работы (количество глав, страниц, источников и т.д.).


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Феномен обмена дарами можно назвать сложной многофункциональной культурной формой с рядом специфических характеристик. На протяжении всей истории в обществах, находящихся на разных этапах развития, обмен подарками выполнял разные функции. Мы можем утверждать, что мировоззрение людей варварского общества характеризуется тенденциями, происходящими из устройства архаических племен, такими как необходимость дарить и возвращать дары, чтобы улучшить свой социальный статус и поддерживать внутриплеменные и межплеменные отношения, связи.

Обмен подарками выполнял такие функции, как обозначение социального статуса и обеспечение социокультурного общения. Однако в то же время мы находим свидетельства того, как постепенно закладывается основа для нового понимания даров. Спектр функций расширился, а к существующим добавилась компенсационная функция или функция кредита, выполняемая обменом.

Социально-философский и антропологический подход к изучению феномена дарообмена способен раскрыть важнейшие основания социальности, неявно существующие как данность, но при этом ускользающие от формально-рационального подхода к общественным реалиям. Можно констатировать, что обмен дарами начинается тогда, когда возникает человеческое общество, и присутствует на каждом этапе общественного развития. В этом ракурсе интерес к вопросу дарообмена является вполне закономерным, а его изучение представляется крайне перспективным и необходимым для целостного понимания актуальных социокультурных реалий и перспектив.

Без преувеличения можно сказать, что проблема жизни человека, его жизненного мира является в настоящее время одной из фундаментальных экономических проблем. Так, в экономике в научный оборот введены понятия «качество жизни» и «цена жизни» для описания условий комфорта, удобства существования, степени удовлетворения потребностей человека, при оценке миграционного потенциала территорий. Экономические теории определяют свои подходы к проблеме жизни с точки зрения основных парадигм экономического знания и экономического поведения. К ним, на наш взгляд, относятся экономические донаучные, научные и вненаучные концепции (парадигмы) взаимодействия человека и общества, общества и природы.

Энафф предлагает переосмыслить проблему торгового обмена, прибыли, богатства и их претензию на то, чтобы стать целостным проектом общества. Мыслитель видит опасность в том, что основополагающее отношение людей – отношение взаимного признания – в механизме власти стремится стать второстепенным и изменчивым. Отсюда возникает необходимость вернуться к основополагающим процедурам любого общества, каковыми, по его мнению, являются процедуры церемониального дара (квинтэссенцией которого выступает экзогамный союз), и показать, что «наше человечество не переставало осмыслять себя родившимся от взаимного признания. Иначе говоря, могущество ничего не стоит без уважения, богатство – ничто без достоинства, господство без справедливости заслуживает презрения».


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Экономическая антропология в конце XX начале XXI В.: экономика дара

1.1. Истоки экономической антропологии

Существуют следующие основные черты дарообмена:

– возмездность, которая является необходимым условием;

– удаленность дарения и возмещения во времени;

– ценность дара, которую односторонне определяет получатель первого дара.

В этой ситуации обязательства по одариванию выполняют с помощью социального подкрепления, в частности, посредством убеждений и репутационного механизма. Кроме того, сам дарообмен и предметы, которые участвуют в нем, — материальные, поддающиеся фиксированию проявления этих традиций и убеждений, а, следовательно, изучение дарообмена с позиций сравнительного и функционального подходов позволяет выдвигать гипотезы об экономических и нормативных взаимодействиях, а также стимулов и институциональных структур, которые стоят за ними.

Феноменальность дарообмена неразрывно связана с истоками общественной жизни. Один из основополагающих принципов архаичной социальности прослеживается в дарообмене традиционных обществ. Следует отметить, что дарообмен и участвующие в нем предметы в большинстве случаев выполняют мнемоническую функцию и выступают средством передачи информации в архаичных обществах и символами заключения договоров и готовности их выполнять при отсутствии формального договорного права .

Исследования этнографов, философов и антропологов убедительно показывают фундаментальную значимость дарообмена как универсального социального института, обеспечивающего социальность на ранних, примитивных этапах социальной жизни. Различные исследователи с самого начала изучения феномена дарообмена считали обмен центральной формой социального взаимодействия и катализатором для формирования связей между людьми и обществами. Многие теоретики и исследователи изучали феномен обмена, в том числе Э. Дюркгейм, М. Мосс, Б. Малиновский, Ф.Э. Уильямс, К. Леви-Стросс, М. Салинс, У.Д. Гамильтон, К.А. Грегори и др. Их работы заложили основу для подробного и теоретически разнообразного изучения этого фундаментального аспекта человеческого общества.

В экономике дара сам феномен дара остается и, вероятно, еще долго будет оставаться в центре внимания антропологов. Дар и его загадки остаются одной из популярных тем в конце ХХ-начале ХХI в. В то же время отметим явную тенденцию к отдельному рассмотрению проблемы дара, анализу экономики дара в узком смысле слова – как постоянную взаимопомощь, безвозмездное дарение, анализ феномена дара в чистом виде, хотя и во взаимоотношении с другими аспектами социальных взаимодействий. Подарки и дары становятся в таком случае центральным понятием изучения антропологом. Предпринимается сравнительное исследование роли и функций этих феноменов в индустриальном и традиционном обществе .

Начиная с конца 1980 гг., были опубликованы многочисленные работы антропологов, посвященные именно дару и его месту в развитии и функционировании общества. Значительное влияние на развитие именно такого подхода оказали работы Аннет Вайнер и особенно ее полнометражный фильм о жителях Тробрианских островов. Ее идея о неотчуждаемых ценностях или собственности была использована и адаптирована М. Годелье в книге «Загадка дара» . Такой же подход отстаивали Дж. Вудбурн, Д. Чил, а позднее и Р. Хант.

В антропологической науке конца ХХ-первых десятилетий ХХI в. вместо термина М. Салинза «генерализированная реципрокность» используется понятие «sharing» (дележ, всеобщая взаимопомощь), трудно переводимый на русский язык. Экономику, в которой распространен данный способ распределения, принято в настоящее время называть моральной или социальной. Дарение в моральной экономике не исключает возмещение, отдаривание, но, когда и в каких размерах это будет проведено, зависит от различных условий. Поэтому иногда говорят об отложенной реципрокности (взаимности дарения).

Современные исследователи придают фундаментальное значение sharing в социальной экономике и полагают, что «изучение дара и экономики дара могут снабдить нас эффективным и уникальным способом понимания особенностей формирования личности и структуры социальных отношений отдельно взятого общества». Очень важна деталь для многих современных исследований дара – акцент на безвозмездном дарении в различных формах. Именно это придает экономике дара статус самостоятельного направления исследований. О безвозмездном дарении писал А. Рэдклифф-Браун в книге об Андаманских островах, Б. Малиновский наблюдал это на Тробрианских островах, Э. Эванс-Причард, описывая жизнь нуэров, отмечал обычай бескорыстной взаимопомощи и т.д. Аннет Вайнер в своих исследовательских работах и в кинофильме о Тробрианских островах отмечает, что здесь важнее давать, чем брать (за твою щедрость люди тебя поддержат) .

Человек в процессе разного рода обрядов отдает, не задумываясь над тем, компенсируется ли ему это во встречных дарах (и дадут больше или меньше, чем он отдал). У них совершенно иное видение этих процессов и мира людей в целом. Подарки – это прежде всего форма общения, проявление внимания и солидарности друг с другом. Особенно явно это видно в случае даров тем, кто в них не нуждается, или в так называемых бессмысленных дарах. Ключ к их пониманию – необходимость и желание личностно общаться.

Представители французской антропологической школы исследовали дарообмен с точки зрения его функциональных особенностей. Исследователи из английской школы социальной антропологии предпочитали интерпретировать дарообмен как культурный элемент, т. е. рассматривали его в отрыве от социальной практики. Мосс критикует английские теории, в частности утилитаризм, поскольку считает, что они искажают само понятие обмена.

Обмен – это не просто акт и обязательства, вытекающие из предоставления и получения. Его сила заключается в установлении отношений, закреплении социальных связей, возникновении обязательств и долгов, приобретении статуса и социального положения, а также приобретении ресурсов, которые необходимы для жизни и воспроизводства людей и обществ. Обмен может быть отнесен к различным категориям взаимодействия: от обмена продуктами питания до функционирования сложной рыночной экономики и производства, распределения и потребления товаров .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы