Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Человек и его психика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХИКИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 6

1.1 Возникновение психики 6

1.2 Бессознательное проявление в психике и поведении человека 13

СТРУКТУРА ПСИХИКИ И ОСНОВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 19

2.1 Структура психики человека 19

2.2 Основные психические процессы человека 20

2.3 Психические состояния и их воздействие на деятельность людей 22

2.4 Психические свойства человека 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Психология как наука изучает психику человека. Психика — это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психологическая наука исследует закономерности возникновения, развития и формирования психических явлений.

Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Она характеризуется тем, что является познанием не только внешней стороны предметов и явлений объективной действительности.

Психика человека — это отражение причинно-следственных связей и отношений, то есть закономерностей существования различных сторон и особенностей окружающего мира. Благодаря этому человек познает не только то, что объективно существует. Он может отражать и то, что было и чего в настоящее время уже нет. Более того, человек отражает и то, что будет, что наступит. Благодаря этому он ставит перед собой определенные цели и в соответствии с ними планирует свои действия на будущее, предвидит и как бы забегает вперед текущего времени.

Психика во всех ее формах как отражение человеком объективной действительности по своей сущности — социальное явление, и, в отличие от психики животных, представляет собой осознанное познание. Правда, у человека есть немало моментов познавательной деятельности, которые им не всегда и не при всех условиях полностью осознаются

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Проблемное изложение темы обуславливается тем, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Конечно, «тесная связь психики и деятельности головного мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир». То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.

Объектом данного исследования является человек.

Предметом данного исследования является психика человека.

Цель данной работы состоит в изучении психики человека.

Гипотеза исследования состоит в том, что уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами, а также психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья; действительно, без психического здоровья нет здоровья.

Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить вопрос возникновения психики;

— изучить структуру психики и психические свойства человека.

В конце XIX века появилась наука, изучающая психическое развитие человека – общая психология. Каким бы выдающимся не был психолог, как бы углубленно он не работал с общей психологией, как бы не решал он проблемы этой науки, ему все равно приходится параллельно заниматься проблемами развития психики. И этими проблемами в сфере общей психологии, напрямую или косвенно, занимались такие ученые, как Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В. Штерн, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, 3. Фрейд, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, диссертации и авторефераты по ним, материалы конференций по теме исследования, а также материалы СМИ и ресурсы Интернет.

Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных результатов в курсах «Общая психология», «Когнитивная психология», «Психология развития», а также преподавателями психологии в школе и практическими психологами образования.

Сформулированные выше задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении стоит отметить, что данная работа имеет практическое значение. Знание особенностей психических явлений очень важно для каждого человека. С помощью психических процессов мы познаем мир. Очень важно знать то, что все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую.

Например, наблюдение, в зависимости от объекта и условий наблюдения, может вызвать состояние усталости. Если сотруднику по характеру его деятельности приходится систематически наблюдать, то различные психические состояния, связанные с процессом наблюдения, объединяются в одно целое, обобщаются и становятся относительно устойчивым психическим свойством его личности, которое называется наблюдательностью.

Это психическое свойство, в свою очередь тормозит его возбуждаемость, мобилизует силы на преодоление усталости. Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии. Психика человека — это отражение причинно-следственных связей и отношений.

Благодаря этому человек познаёт не только то, что объективно существует. Он отражает и то, что было и чего в настоящее время уже нет. Описанные в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти, речи подскажут каждому как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как это важно для познавательной деятельности.

Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности. Психические свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, рода занятий, увлечений, хобби.

Вот почему необходимо определить основные черты своего характера, узнать к какому типу темперамента вы относитесь. Но нужно учитывать то, что по многим чертам типы темпераментов и типы характеров пересекаются. В определённом смысле классификация людей по типам темперамента представляет собой частный случай классификации по типам характера. Знание своего типа темперамента поможет реализовать себя в жизни и найти свое призвание.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. Во многих профессиях важную роль играет решительность как психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию. Во многих профессиях важную роль играет решительность как психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение.

Психология изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии. Невозможно понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление.

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии. Данный вопрос актуален и на современном этапе развития психологической науки и достаточно разработан в работах ведущих ученых, что позволяет понять общие закономерности психического развития, узнать о методах научного познания психики, осознать внутренний мир человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХИКИ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Психика — это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания. В структуру психики человека входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния [14, c. 155].

1.1 Возникновение психики

Проблема возникновения и развития психики в психологии всегда была неразрывно связана с определением психики как явления и как предмета научного исследования.

Психика изучается по её проявлениям, физиологическим механизмам, лежащим в её основе. А проявляется психика в процессе взаимодействия субъекта с миром и в форме результатов активности субъекта. Все эти трудности ещё усугубляются при изучении психики животных, от которых нельзя получить сведений в форме описания своих субъективных состояний.

В психологии нет единого определения психики. Она определяется через её функции, через обеспечивающие её физиологические механизмы, феноменологически, через объект исследования. И всегда центральным в проблеме возникновения и развития психики был вопрос о соотношении того, что заложено в человеке эволюционно, и того, что возникает с появлением человеческого сознания.

Решение вопроса о «точке отсчёта», моменте возникновения психики определяет и представление о ней в целом, поскольку требует определения собственно понятия «психика» и критериев её отличия от «не психики». В психологии существует немало различных представлений на этот счёт, которые можно обобщить в форме пяти основных позиций.

Панпсихизм. Эта позиция означает всеобщее одушевление материи, однако, в науке такое мнение, скорее, означает выделение общих для всей материи свойств: способности к саморазвитию, активности, взаимодействию. Эти общие свойства характеризуются как «общая душа», имеющая разные формы существования в разных проявлениях материи. Источником такого понимания служили ранние анимистические представления древнего человека, когда он представлял весь окружающий мир по своему образу и подобию и наделял его теми же качествами. Таким образом человек познавал себя, отождествляясь с внешними объектами, что позволяло назвать и сделать предметом осмысления свои психические свойства. Позднее происходила дифференциация знаний о себе и мире, и, познавая внешний мир, человек стал различать его одушевлённые и неодушевлённые формы. Однако то, что оказалось неподвластным воздействию человека, было сильнее его, оставалось непредсказуемым и неуправляемым, продолжало одушевляться, но уже в форме мифологии: силы природы, получившие статус «духов», «богов» [7, c. 98].

Биопсихизм. Данная точка зрения основана на качественном отличии живой и неживой материи. При этом критерием живого считается обмен веществ. Для сохранения себя живому организму необходимо взаимодействовать со средой и получать из неё необходимые для себя компоненты. Таким образом, любое живое существо обладает потребностью в получении дополнительных веществ из среды и активностью, что проявляется по отношению к среде в форме раздражимости. Признавая раздражимость общим для всего живого свойством, сторонники биопсихизма рассматривают его, как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи.

Анималопсихизм. Данная точка зрения в настоящее время является наиболее обоснованной с позиций философии, психологии и биологии. Психика приписывается не всему живому, а только особой форме живой материи – животным. Такие представления связаны с выделением ощущения в качестве основного критерия психики в отличие от раздражимости, присущей всем другим живым организмам. В современной биологии именно это отличие положено в основу разделения двух форм живой материи: животных и всех остальных живых организмов.

Нейропсихизм. В этом случае предполагается, что психика, являясь функцией нервной системы, появляется только у тех животных, у которых есть нервная система. Такая точка зрения, несмотря на её популярность, особенно в психофизиологии, противоречит основному принципу ведущей роли функции по отношению к органу и не позволяет объяснить закономерность появления психики в эволюции и специфику её содержания. Получается, что развитие психического отражения следует за развитием нервной системы, однако все данные эволюционной биологии, зоопсихологии, антропогенеза свидетельствуют об обратном процессе: сначала появляется изменение взаимодействия субъекта с миром, затем новое содержание субъективного опыта, которое образует основу для развития нервной системы.

Антропопсихизм. Признание наличия психики только у человека на первый взгляд кажется совершенно алогичным, однако всё же имеет место. Наиболее жестко такой точки зрения придерживался Р. Декарт, характеризуя животных, как «химические машины», не обладающие способностью к переживанию и ощущению, в отличие от человека, обладающего сознанием. В данном случае речь идет о разных уровнях развития психики с выделением двух её качественно различных форм: животной и человеческой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы