Курсовая теория на тему Частное коллекционирование в России в 19 веке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Характеристика частного коллекционирования в XIX веке 4
1.1. Развитие частного коллекционирования в России 4
1.2. Частное коллекционирование в XIX веке 9
Глава 2. М.К. Тенишева и её деятельность в музеологии 15
2.1. Биография и деятельность М.К.Тенишевой 15
2.2. Вклад в музеологию 20
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
Отечественная история коллекционирования предметов изобразительного искусства имеет долгую историю.
Коллекционирование в России, и в частности в Петербурге, было вызвано не только социальными, экономическими, политическими, но, главное, новыми культурными потребностями молодой столицы [7, с. 119].
Первоначальная и значительная роль в привитии вкуса к коллекционированию в России принадлежит Петру Первому. В допетровской России понятия коллекция или коллекционирование не существовало.
Однако наиболее ярко феномен собирательства стал проявляться в XIX столетии. Прежде всего это связано с ростом активности такой социально-экономической группы, как буржуазия и, особенно, купечество.
В указанное время были составлены всемирно известные коллекции Третьякова, Щукиных, Солдатенкова, Рябушинских, Морозовых, Бахрушина и многих других. Особенностью данного периода был элитарный характер коллекционирования: коллекционеры представляли собой закрытые социальные группы с высоким сословным и (или) экономическим положением, куда могли войти только равные им. Кроме того, собрания составляли лишь вещи, которые имели высокую рыночную стоимость.
Состав частных коллекций имеет субъективный характер, он отражает финансовые возможности собирателя, его интересы и пристрастия. Личность любого человека формируется под влиянием культурно-исторических событий эпохи. Поэтому в собрании коллекционера отражается не только уровень его образования и воспитания, но и экономика, художественная мода, политические события той или иной эпохи [7, с. 119].
На первоначальном этапе развития частного коллекционирования в России были более всего распространены коллекции универсального типа, и только с течением времени, с развитием художественных рынков в России и Западной Европе, с повышением уровня социокультурного развития общества и его самоидентификации коллекции стали приобретать узкую направленность.
Культурно-исторический контекст развития общества влиял и на формирование стереотипов, норм и основных требований к устройству внешнего и внутреннего пространства, характеризующего сословную принадлежность, поэтому в разные исторические периоды ведущие позиции в собирательской деятельности занимали различные сословия.
Цель работы – изучить частное коллекционирование в России в 19 веке.
Задачи исследования:
1. Изучить развитие частного коллекционирования в России.
2. Рассмотреть частное коллекционирование в XIX веке.
3. Изучить вклад М.К. Тенишевой в музеологию.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
История богата величайшими людьми, которые по-разному любили, обогащали и славили свою Родину. Благотворительность, меценатство — это слова, уходящие в прошлое, сейчас всё чаще можно встретить словосочетание «спонсорская помощь». Но, если вдуматься в смысл данных терминов, то окажется, что значение их одинаково. Одна из ключевых задач, определенных руководством Российской Федерации — возрождение лучших традиций российского общества, направленных на придание широчайшего общественного признания идеала меценатства — приобрела сейчас смысл всеобщий национальной идеи.
Крупнейший меценат конца XIX — начала XX века княгиня Мария Клавдиевна Тенишева была известна не только в России и Европе, слухи о ее художественных сокровищах доходили и до Америки.
В 1911 помочь отцу во Флёново приехали Юрий и Святослав Рерихи.
Сама Тенишева сделала для церкви эмалевый напрестольный крест, над которым долго трудилась в своей мастерской. За свою жизнь Мария Клавдиевна Тенишева смогла преодолеть непонимание своей матери, первого мужа, окружающих и стать истинной ценительницей самого прекрасного, что может быть — русской души. С помощью её благотворительной деятельности развивалось образование и повышалась культура на Брянщине. Мария Клавдиевна Тенишева — выдающаяся личность сочетающая в себе благородство и уважение к своему народу, истории и традициям. Её деятельность до сих пор служит образцом беззаветного служения России.
Творческие силы и духовные запросы княгини реализовались в особом подходе к общественной и благотворительной деятельности, умении придать традиционным вещам новый оригинальный оттенок, довести развитие проблем до какой-то новой точки, открывающей в жизни уже другие перспективы и более высокие духовные цели.
Во всех исследованиях, посвященных Тенишевой, чувствуется явная недосказанность и незавершенность, поэтому образ княгини по-прежнему сохраняет некую таинственность и загадочность. Тенишева была замечательным художником и мольером.
Она выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906 — 1908).
В 1914 она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему Эмаль и инкрустация в Московском археологическом институте.
Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий. Как написали в 1933 году, «Имя кн. Тенишевой, конечно, знакомо каждому образованному русскому человеку.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика частного коллекционирования в XIX веке
1.1. Развитие частного коллекционирования в России
В первой части статьи, посвященной истории русского коллекционирования, мы проследили его развитие с момента возникновения до конца XIX века [4, с. 89].
Самыми известными коллекционерами того периода стали выдающиеся фигуры Серебряного века: художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Николай Рерих, писатель Алексей Ремизов, импресарио Сергей Дягилев. Поскольку русская культура коллекционирования с XVIII века существовала в тех же условиях, что и европейская, в стране сформировались уникальные собрания искусства и русские коллекционеры того времени имели высокий авторитет и среди своих зарубежных коллег.
Новая эстетика предполагала, что произведения искусства должны окружать человека в его повседневной жизни. Так новые коллекции стали органичной частью жилых помещений, при этом из них исчезла системность: «Все были в общей волне этой страсти, это было любительством, когда собиралось вообще то, что нравилось, без погони за раритетами и без всякой системы», — писал художник Мстислав Добужинский.
В первой половине XIX века появилась и широко распространилась тенденция коллекционирования национальных художественных ценностей. Победа над Наполеоном привела к волне патриотизма и росту национального самосознания. Одновременно война нанесла серьезный удар по частному коллекционированию, поскольку многие ценности были уничтожены московским пожаром 1812 года [7, с. 123].
Дворяне обратили свое внимание на русскую старину, в том числе на древние рукописи. Именно к этому поколению коллекционеров принадлежал Алексей Мусин-Пушкин, открывший «Слово о полку Игореве». В послевоенное время появились и коллекционеры, которые основной своей миссией считали поддержку современных отечественных художников. В этом смысле одним из самых выдающихся собраний того времени была коллекция министра Федора Прянишникова. Именно его собрание русского искусства вдохновило Павла Третьякова на создание собственной известной коллекции. Еще при жизни Прянишникова его коллекция была выкуплена государством и после его кончины стала частью собрания музея Академии Художеств [9, с. 74].
В XIX веке новой вехой в развитии русского коллекционирования стало создание музеев, в основу которых легли частные коллекции. География коллекционирования вышла за рамки Москвы и Петербурга — новыми его центрами стали крупные университетские города, в частности Казань. Коллекционированием произведений искусства занялись не только высокопоставленные сановники, но и мелкие чиновники, офицеры и разночинцы.
Реформы Александра II привели к масштабным общественным изменениям, которые в свою очередь повлияли и на коллекционирование. Дворянство окончательно перестало быть монополистом в деле коллекционирования: массово собирать предметы искусства начали разбогатевшие купцы и разночинцы. Многие художники, работавшие над историческими полотнами, стали коллекционировать предметы русского быта.
У коллекционеров возрос интерес к современному реалистичному русскому искусству. Они начали поддерживать художников-передвижников, собирая жанровые картины. Известнейшим коллекционером отечественной живописи стал промышленник Павел Третьяков.
В 1881 году его коллекция была открыта для широкой публики: на тот момент она насчитывала почти две тысячи предметов, большинство из которых — картины русских художников. В 1892 году Третьяков подарил свое собрание Москве, оставшись распорядителем галереи.
Среди нового поколения русских коллекционеров появились люди, обладавшие исключительной прозорливостью и чутьем к новым тенденциям. Так, промышленник Иван Морозов и купец Сергей Щукин стали одним из первых собирателей картин импрессионистов и постимпрессионистов. Принадлежавшие им картины Дега, Ренуара, Сезанна, Гогена, Ван Гога и Пикассо стали основой нынешних коллекций ГМИИ и Эрмитажа.
Во второй половине XIX века все шире стала распространяться практика создания музеев и проведения выставок, которые часто преследовали благотворительные цели. Коллекционеры стремились показать свои собрания всем желающим. В 1862 году в Москве открылась галерея промышленника Василия Кокорева, в которой были размещены произведения как русской, так и западноевропейской живописи.
Впрочем, эта галерея просуществовала недолго: в 1870 году Кокорев был вынужден продать свое собрание из-за финансовых трудностей. Впоследствии оно пополнило коллекцию Русского музея. В 1865 году в Москве заработал Голицынский музей, в котором потомки дипломата Михаила Голицына выставили его художественную коллекцию и библиотеку старинных книг [16, с. 88].
Именно это время стало последним «спокойным» периодом русского коллекционирования, за которым последовали серьезные потрясения.
Первый удар нанесла мировая война, за ней последовала Февральская революция 1917 года, затем Октябрьская революция и эпоха военного коммунизма. Последние события привели к массовой эмиграции творческой интеллигенции, часть коллекций искусства была вывезена из страны, другие были национализированы. Революционная разруха и голод привели к тому, что многие коллекции распродавались по частям и обменивались бывшими владельцами на еду. Дворцы и усадьбы, в которых хранились коллекции еще XVIII века, переходили в собственность государства и превращались в музеи. Часто владельцы отдавали свое имущество добровольно, только чтобы спаси культурные сокровища от разграбления.
К концу 20-х годов, после сворачивания НЭПа, легальный антикварный и художественный рынок был фактически уничтожен. Продавцы произведений искусства ушли в подполье, но и черный рынок уже в 30-е годы истощился. Казалось, что исчезли все условия для покупки предметов искусства, однако даже в такой ситуации частное коллекционирование продолжило существовать. Художественные ценности по-прежнему переходили из рук в руки, причем способствовали этому печальные события: сначала репрессии, потом война.
Новая прослойка коллекционеров сформировалась из партийной элиты и творческой интеллигенции, которые получили негласное разрешение от государства на приобретение произведений искусства. Искусствовед Инна Пуликова называет имена некоторых крупных коллекционеров советского периода. Среди них — писатель Алексей Толстой, певица Лидия Русланова, балерина Екатерина Гельцер, художник Павел Корин, актеры Мария Миронова и Александр Менакер, писатель Владимир Солоухин, художник Илья Глазунов.
Коллекционирование того периода было полулегальным: участники сделок были очень осторожны и часто совершали их под видом обмена, чтобы не быть обвиненными в спекуляции. Владельцы частных собраний поддерживали лишь неофициальные связи с музейными работниками и реставраторами. Естественно не шло и речи о том, чтобы сделать собранные коллекции общественным достоянием.
В годы хрущевской «оттепели» коллекционирование начало выходить в легальное поле. Начали проводиться выставки предметов из личных собраний, коллекционеры дарили и завещали свои собрания музеям. С перестройкой была легализована частная собственность, и владельцы предметов искусства наконец смогли вздохнуть спокойно.
После распада СССР коллекционирование пережило некоторый спад из-за экономических и социальных проблем, но вскоре вновь активизировалось. В начале 90-х годов рынок искусства оказался заполнен множеством предметов, среди которых были и шедевры. Во многом этому способствовало то, что владельцы «советских» коллекций (в частности, партийные функционеры и их наследники) не смогли приспособиться к новому строю и стали спешно распродавать свое имущество. оявились и многочисленные покупатели: новое поколение предпринимателей, у которых были деньги на покупку предметов роскоши, но не было особых познаний в искусстве. Именно эти собиратели с жадностью скупали работы художников русской классической школы: «Они (коллекционеры, — ред.) приобретали произведения художников XIX — начала ХХ веков, работы которых миллионы людей видели в Третьяковской галерее и Русском музее, на репродукциях в школьных учебниках, на вкладках в журналах „Огонек“ и „Работница“: Шишкина, Айвазовского, Саврасова, Поленова, Маковского», — описывает это явление Инна Пуликова. Популярными предметами в то время были работы русских авангардистов, императорский и советский фарфор, ювелирные работы мастеров ранга Фаберже.
Постепенно покупатели нового поколения набирались опыта и знаний, и к 2000-м годам они уже подходили к покупкам более взвешенно, ориентируясь на собственный вкус, а не на навязанные советским школьными образованием стереотипы. Самые состоятельные собиратели начали нанимать кураторов, которые занялись пополнением коллекций. Вокруг коллекционирования постепенно сложился большой рынок услуг по страхованию, перевозке и хранению произведений искусства, начала активно развиваться искусствоведческая экспертиза. Для русских коллекционеров открылся западный рынок: у богатых покупателей появилась возможность приобретать работы известных западных художников. Крупнейшие мировые аукционные дома начали проводить «русские торги», ориентированные, прежде всего, на россиян [16, с. 88].
На сегодняшний день самыми впечатляющими коллекциями обзавелись богатейшие российские бизнесмены. По данным Forbes, самой дорогой коллекцией искусства среди отечественных миллиардеров владеет Роман Абрамович. По оценке издания, его собрание стоит около $1 млрд. Начав еще в 90-е годы собирать старых мастеров, бизнесмен постепенно переключился на современное искусство. В его собственности находятся работы Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и Альберто Джакометти, кроме того он владеет крупной коллекцией картин Ильи Кабакова. Чуть менее дорогое собрание предметов искусства находится в руках бывшего владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева ($700 млн по оценке Forbes). Среди его приобретений — работы Пикассо, Моне, Ван Гога Модильяни, Гогена и Марка Ротко.
Третье место в рейтинге самых «дорогих» коллекций Forbes занимает собрание президента Альфа-Банка Петра Авена ($500 млн). Издание отмечает, что «Авену удалось собрать лучшую в мире частную коллекцию русского искусства». Сам банкир характеризует ее так: «Мои Кандинский, Шагал и Ларионов делают коллекцию особенной; если бы их не было — ну что, было бы какое-то жидкое повторение Третьяковки».
Современное российское коллекционирование сталкивается с рядом сложностей: прежде всего они кроются в особенностях налогового законодательства, которое затрудняет ввоз в Россию произведений искусства из-за рубежа.