Курсовая теория Гуманитарные науки История отечества

Курсовая теория на тему Церковный раскол 17 века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
1. Россия середина XVII века 6
1.1. «Бунташный век» 6
1.2. Церковь и государство 7
1.3. Царь и патриарх до начала церковной реформы 8
1.4. Знакомство Алексея Михайловича и Никона. 10
2. Церковная реформа патриарха Никона 12
2.1. Причины и мотивы проведения церковной реформы 12
2.2. Церковная реформа. Противостояние Никона и боголюбцев 14
3. Раскол. Причины и последствия 19
3.1. Церковная смута 1658-1666 годов 19
3.2. Раскол как трагедия народа 22
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

  

Введение:

 

Более трехсот лет назад в Российской церкви произошел раскол, в связи с которым христиане разделились на никониан и староверов. Раскол принято считать религиозно-общественным движением в России, которое возникло в середине XVII в. При этом старообрядчество, в свою очередь, является комплексом религиозных групп и церквей России, которые не приняли церковных реформ XVII века, реализуемых патриархом Никона. Первое время «раскол» и «старообрядчество» официально использовались как синонимы. После утверждения Поместным собором в 1971 году равноправия новых и старых обрядов, сняв «клятву» (запрет) на последние, «расколом» принято называть не вероисповедание, а определенные события в истории Русской православной церкви и государства. Старообрядчество как феномен можно отнести к собирательному понятию, так как до наших дней не было сформировано единой старообрядческой идентичности, так как «старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга» считая истинно православной церковью только собственное согласие.
Многими учеными события, происходящие в XVII веке, рассматриваются как подготовительный этап к реформам, проводимым Петром I. Таким образом, по мнению ученых, церковная реформа, стала началом перехода от феодальной к самодержавной монархии, от средневекового, закостенелого общества к новому времени. Специалисты довольно часто применяют определение «допетровский век», в соответствии с которым петровская эпоха являлась значимым историческим периодом, в связи, с чем предыдущее столетие должно рассматриваться лишь в связи с влиянием, оказанным на процесс развития и складывания реформ Петра. Именно за счет этого сформировался интерес историков лишь к тем процессам и тенденциям развития, которые непосредственно указывали на свое продолжение в будущем, в то время как проблемы и связи этого периода не рассматривались как самоценные. Именно в связи с этим, к нашему времени корни старообрядчества и причины русского церковного раскола XVII века все еще не полностью раскрыты в исторической литературе и остаются далеко не ясными. Удивительно, что времени, прошедшего со времен церковной реформы, развернувшейся при царе Алексее Михайловиче, оказалось недостаточно для изучения и выяснения причин трагического раскола в русском православии.
Предмет исследования: русская церковь XVII века.
Объект исследования: раскол русской церкви XVII века.
Цель исследования: рассмотреть события, которые произошли в церкви XVII века, получившие название «церковный раскол».
Задачи исследования:
• Ознакомится с положением Русской Православной церкви до раскола;
• Рассмотреть личность патриарха Никона;
• Рассмотреть церковную реформу XVII века и ее значение.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В истории русской культуры XVII в. завершает период средневековья и начинает переход к Новому времени. В силу исторических условий происходит смена мировоззрения — от религиозного к светскому. Раскол в самой церкви был, пожалуй, самым весомым фактором начавшегося кризиса средневекового мировоззрения. Годы Смуты, а затем церковного раскола, научили человека самому делать выбор и отвечать за свою судьбу.
Массовые народные движения и восстания пробуждали и укрепляли веру людей в собственные силы. Расшатывался ореол святости как вокруг церкви, так и вокруг власти. Ни «никониан» ни «старообрядцев» нельзя назвать прогрессивными, жесткость и бескомпромиссность, яростная враждебность и фанатизм — вот основные качества, проявленные в борьбе и одной и другой стороной. Главным следствием реформы стал глубокий духовный кризис русского общества: раскол коснулся сознания, мировоззрения русского человека и единая до того в вере и быту Московская Русь раскололась.
Основным итогом раскола, его драматическим итогом явилось действительное церковное разделение: с образованием особой ветви православия в виде старообрядчества. Часть несогласных с нововведениями ушла в XVII-XIX вв. в разного рода секты.
Раскол был очень тяжелым опытом для народа и Церкви, но в нем, как и в любом другом событии была и позитивная сторона. По крайней мере, самосознание догматических и канонических основ церковной жизни так укрепилось, что многие попытки в годы революции ослабить и раздробить Церковь, попытки, укреплённые поддержкой всех репрессивных органов государства — всё это развалилось. Церковь выстояла и, преодолев эти попытки её разделить, осталась единой и собрала в непростых условиях своих последователей.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Россия середина XVII века
1.1. «Бунташный век»
После смерти царя Федора завершилась история правления рода Рюриков, вследствие чего в стране наступила эпоха полузаконных царей. В стране начинается развал, власть в городах переходит к бандитам и иностранным аферистам. В городах и селах происходит развал, беззаконие и насилие. Закончилось беззаконье лишь с вступлением во власть новой династии. Беззаконие в стране привело к волнениям и мятежам, которые прокатили по всей стране, основными из которых были:
• Волнения в Москве, Пскове и Новгороде в 1646 – 1650гг;
• Мятеж в Москве в 1662г.;
• Мятеж Разина, произошедший на поволжском юго-востоке в 1670-1671гг.
Многочисленные волнения, бесчинства и беззаконие привели некогда огромную процветающую страну к упадку и разорению. Итогами бесчинств стали мощный регресс экономического и социально-политического положения в сравнении с достижениями конца XVI века. В соответствии с документальными источниками того времени в стране массово снижается уровень производства, торговли и жизни и длились такая ситуация вплоть до середины XVII века, который обозначился появлением купцов, которые разбогатели за счет неэквивалентного обмена. При этом господство, как и раньше, остается в руках феодалов, именно в поддержание из интересов властями предпринимались меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов. Служилые люди сформировали в XVII веке в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Большие земельные владения с крестьянами находились во владении духовных феодал. В XVII веке власти придерживались курса своих предшественников на ограничение церковного землевладения. Так, например, «Уложение» 1649 г., запретило духовенству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и управления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы