Курсовая теория на тему Церковная реформа Петра I
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Положение русской православной церкви до реформы 1701–1722 гг. 5
1.1. Взаимоотношение власти и церкви до проведения церковной реформы Петром I 5
1.2. Предпосылки проведения реформы церкви 1701-1722 гг. 12
Глава 2. Церковная реформа и ее последствия 16
2.1. Содержание церковной реформы Петра I 16
2.2. Последствия церковной реформы 20
Заключение 24
Список использованных источников 26
Введение:
Актуальность темы исследования. На протяжении более тысячелетия Церковь оказывала сильнейшее воздействие на все стороны жизни русского и других принявших православие народов России. В прошлом, в лихие времена нашей истории, Православная Церковь спасала культуру и язык русского народа, выступала как важнейший консолидирующий фактор в объединении удельных русских княжеств и образовании Русского централизованного государства.
Неоценима роль Русской Церкви в духовной жизни народа. С принятием христианства пришла письменность. Монастыри стали центрами распространения грамотности на Руси. В них велось летописание, которое сохранило память о первых веках отечественной истории, создавались шедевры древнерусской литературы и иконописи. Выдающимися памятниками русского зодчества являются храмы и монастырские комплексы. Поэтому изучение истории Русской Православной Церкви представляет большой научный интерес и актуальность.
Реформы Петра Первого значительно повлияли на устройство Церкви и жизнь духовенства в целом. Сама петровская эпоха историками оценивается по-разному, хотя невозможно отрицать, что реформы Петра являются очень значимыми в Истории Российского государства. Кроме того, стоит отметить тот факт, что Петр I не является тем человеком, который своей деятельностью полностью перечеркнул церковную жизнь, потому что многие реформы были заложены и до него, но не были развиты в достаточной мере и не имели таких масштабов.
Его личное отношение к религии изменило на многие столетия всю церковную парадигму, не только в области иерархии, но и в отношении к русской церкви. Изучать реформы тех лет и состояние Церкви, именно сейчас необходимо, так как после промышленной революции XIX – XX веков и огромного научного прогресса в самых различных областях возникает вопрос о надобности религии вообще.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым положением Русской Православной Церкви в период проведения церковной реформы Петра I, а также государственно-церковные отношения в России в указанный период.
Предмет исследования представляет собой изучение развития законодательства регулировавшего религиозную жизнь подданных, правовой статус православного духовенства, состав, структуру, порядок формирования и компетенцию Синода, его место в системе высших органов государственной власти Российской империи в первой четверти XVIII в.; историко-правовой анализ проблем становления государственной церковности в России.
Цель исследования: охарактеризовать церковную реформу Петра I и изменение статуса Русской Православной Церкви в первой половине XVIII века в России.
Задачи исследования:
– рассмотреть взаимоотношение власти и церкви до проведения церковной реформы Петром I;
– определить предпосылки проведения реформы церкви 1701-1722 гг.;
– охарактеризовать содержание церковной реформы Петра I;
– определить последствия церковной реформы.
Методологическую основу исследования составляет система различных методов и приемов познания историко-правовых явлений в рамках выбранного объекта и хронологического периода. Исследование проведено на основе общенаучных методов: диалектического, исторического, логического, а также частно-научных: сравнительно-правового, системно-структурного анализа и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в нем выводы развивают и дополняют раздел историко-правовой науки исследуемого периода. Кроме того, они могут способствовать практическому осмыслению итогов и значения церковной реформы Петра I, отдельные положения исследования могут послужить основой для дальнейших исследований заявленных в работе проблем.
Заключение:
Обобщая и анализируя литературные источники по теме, можно сделать вывод, что состояние Русской Православной Церкви в эпоху реформ Петра Великого очень сильно изменилось. Это было связано со множеством факторов и событий, а самое главное, что повлияло на Церковь – это личность Петра I.
Можно обоснованно полагать, что стремление добиться такого положения, при котором Церковь не могла бы создавать трудностей для деятельности Петра как вершителя судеб России, более того, чтобы она стала своего рода инструментом в руках государя, способствующим идейно и материально успеху его государственного курса, возникло у Петра I уже в самом начале его преобразовательных трудов. С энтузиазмом осуществляя самообразование в так называемой Немецкой слободе в Москве, Петр, несомненно, обратил внимание на коллегиальную форму церковноприходского самоуправления протестантских общин. Там он мог впервые ознакомиться со структурой и положением Церквей Реформации в европейских странах.
В своих поездках по европейским странам, какие Петр I предпринимал неоднократно на всем протяжении своей жизни и деятельности, он имел возможность изучать структуру и положение реформированных Церквей на месте и по первоисточникам. Так, лютеранство он изучал в немецких землях, реформатство – в Голландии, англиканство – в Англии. Сохранились сведения, что в Голландии Петр не оставил без внимания и так называемую Утрехтскую Церковь, созданную в начале XVIII века последователями учения епископа Корнелиуса Янсена (1585–1638).
Несмотря на его негативное отношение к уже устоявшимся старорусским культам, традициям и обычаям, оно способствовало укреплению государства, преодолению военного, технического и экономического отставания России, завоеванию выхода к Балтийскому морю и преобразованию многих сфер жизни российского общества. С другой стороны, силы людей той эпохи были крайне истощены ведением продолжительных войн, постоянными ссылками на тяжелые работы, пожизненной службой в армии, а также были созданы предпосылки для кризиса верховной власти.
Роль Петра Великого в истории церкви трудно переоценить. Как бы ни относились к его методам и преобразованиям, нельзя не признать, что в результате церковной реформы Петра I Русская Церковь поменялась. Прежде, она довольно самостоятельная, богатая и независимая, хотя и приносила минимальную практическую пользу, по мнению императора, и в большинстве своем Церковь предоставляла народу только христианское понимание мира, занималась постоянной цензурой мысли и богослужениями. Петру этого было недостаточно, и, по его мнению, если из-за народной любви к православию менять что-то было сложно, то следовало изменить саму Церковь. Известно, что многие реформы уже закладывались его предшественниками, но никто на всем протяжении истории русской монархии, не смог добиться таких изменений для государства в целом. Петр изменил саму Церковь и создал для нее условия полной зависимости от государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Положение русской православной церкви до реформы 1701–1722 гг.
1.1. Взаимоотношение власти и церкви до проведения церковной реформы Петром I
Собирание русских земель Московским княжеством органично сопровождалось этногенезом народности великороссов. Экономическое развитие, культурный и дипломатический прогресс стали причинами роста национального самосознания русской народности. Симбиотический характер развития государства и Православной Церкви закономерно сублимировался в правящих кругах в идею особой религиозно-политической миссии России .
Важнейшим институтом русского средневекового общества была церковь. Обладая мощным аппаратом идеологического воздействия на массы, церковь освящала господство феодалов, утверждала незыблемость существующего общественного строя. На протяжении более тысячелетия Церковь оказывала сильнейшее воздействие на все стороны жизни русского и других принявших православие народов России. В прошлом, в лихие времена нашей истории, Православная Церковь спасала культуру и язык русского народа, выступала как важнейший консолидирующий фактор в объединении удельных русских княжеств и образовании Русского централизованного государства.
Неоценима роль Русской Церкви в духовной жизни народа. С принятием христианства пришла письменность. Монастыри стали центрами распространения грамотности на Руси. В них велось летописание, которое сохранило память о первых веках отечественной истории, создавались шедевры древнерусской литературы и иконописи. Выдающимися памятниками русского зодчества являются храмы и монастырские комплексы. Поэтому изучение истории Русской Православной Церкви представляет большой научный интерес и актуальность.
Установление Патриаршества в Русской Православной церкви было не просто церковным актом или событием в церковной жизни, оно явилось важным государственно-политическим событием для Русского государства и усиления его влияния. Государство, в лице главы государства – Царя, принимало самое активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий, связанных с учреждением Патриаршества в России и его документального оформления и закрепления, в том числе, на межцерковном и межгосударственном уровнях.
На Руси в период феодальной раздробленности и ордынского ига политическое значение церкви было особенно велико. Однако степень и характер ее участия в политической борьбе в тот период зависели от ряда факторов. Сама церковная верхушка в условиях феодальной раздробленности раздиралась внутренними противоречиями. Политическая самостоятельность отдельных княжеств и земель позволяла местным «князьям церкви» – епископам, настоятелям крупных монастырей – держаться весьма независимо по отношению к главе всей церкви – митрополиту Киевскому и всея Руси.
Митрополичья кафедра поэтому имела основания поддерживать борьбу за создание единого Русского государства, т. к. только в нем могла быть достигнута централизация церковная, укрепление иерархических порядков. Вместе с тем победа одного из соперников в борьбе за лидерство среди русских княжеств могла повлечь за собой ликвидацию политического суверенитета церкви, превращение ее в один из органов централизованного государства. Эта перспектива настораживала церковные верхи.
Москва и Тверь, выдвинувшиеся в начале XIV в, как ведущие политические центры Северо-Восточной Руси, стремились заручиться поддержкой митрополичьей кафедры – политической силы общерусского масштаба. Однако она не спешила занимать определенную политическую позицию, оказывать поддержку одной из борющихся сторон. Такая медлительность во многом объяснялась и внешними воздействиями. Византия, Орда, Польша, Литва стремились использовать «митрополита всея Руси» для достижения собственных целей. Общей для всех соседних феодальных государств задачей было помешать объединению русских земель, сохранить политическую раздробленность Руси. Эту же цель преследовала и папская курия, не желавшая появления в Восточной Европе сильного православного государства. В этом сложнейшем противоборстве интересов, внутри- и внешнеполитических факторов и вырабатывался политический курс митрополичьей кафедры в XIV столетии.
Влияние константинопольского патриарха на дела русской церкви и в особенности на отношение между различными лицами духовной иерархии было довольно значительно. Митрополиты поставлялись из греков Византийским патриархом, но за отдаленностью Византии русские митрополиты были совершенно независимы от патриарха – вследствие этого статус и положение первых митрополитов на Руси отличаются заметной спецификой:
– митрополиты на русскую митрополию избирались в Византии из ромеев и посвящались в сан в Константинополе;
– патриархи требовали, чтобы русские митрополиты время от времени приезжали в Константинополь в видах получения инструкций относительно различных вопросов церковного управление; вместе с тем митрополиты должны были присутствовать в патриаршем синоде;
– если митрополиты почему-либо не могли являться лично, то должны были посылать уполномоченных;
– при поставлении митрополиты получали от патриарха так называемые «ставленые» или «настольные» грамоты, в которых вменялось в обязанность всем и каждому оказывать митрополиту должное почтение и повиновение; таким образом, патриархи простирали свою власть как бы на все население; на русских князей они старались влиять то словом убеждения, то угрозами отлучения от церкви;