Курсовая теория на тему Центры социальной помощи семье и детям: задачи, функции, структура, направленность деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ 6
1.1 Механизм реализации мер поддержки семей с детьми на федеральном уровне: сущность, функции, структура 6
1.2.Характеристика и анализ существующих мер поддержки семей с детьми на региональном уровне 13
ГЛАВА 2. ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА, НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1.Центра социальной помощи семьям и детям: общая характеристика, на примере Московского государственного бюд жетного учреждения «Кризисный центр помощи женщинам» 22
2.2 Рекомендации по внедрению новых или совершенствованию имеющихся мер социальной поддержки семей с детьми 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 34
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 36
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 37
Введение:
В связи с радикальными социально-экономическими и общественно-политическими реформами начала 1990-х годов в Российской Федерации возникли отрицательные демографические тенденции, породившие снижение рождаемости, повышение смертности, и в целом – сокращение численности населения. Социальная политика государства в последние десятилетия направлена на преодоление этих трендов, путем улучшения перечисленных показателей с помощью комплексных механизмов социальной поддержки семей с детьми.
Пересмотр и модернизация мер поддержки семей с детьми необходима. По данным опроса ВЦИОМ «Об информированности россиян о мерах поддержки в рамках программы материнского капитала, оценке их эффективности и намерениях воспользоваться разными формами поддержки» лишь треть (27%) россиян уверенны в эффективности имеющихся мер поддержки, важность такой поддержки отмечают 45% россиян, но при этом сомневаются в возможностях ее положительного влияния на демографическую ситуацию в стране. Важно отметить, что 52% опрошенных признались, что данные меры не сподвигнут их на рождение ребенка.
Актуальность темы обусловлена рядом факторов. Во-первых, система социальных пособий, мер по поддержке молодых семей может расцениваться как важнейший инструмент демографической политики государства, который в комплексе с другими инструментами призван не допустить снижения рождаемости. Во-вторых, поддержка семей с детьми, как составляющая социальной защиты населения, является элементом правового, социального государства, и способствует стабилизации общества Российской Федерации и укреплению государственности. В-третьих, как отмечает академик Н.М. Римашевская: «семья является бесспорной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, национальных традиций и этических норм, значение которых сегодня возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для страны в целом» . Поэтому именно благополучная семья является опорой государства и основой его стабильности.
Объект исследования – социальная политика государства в сфере оказания социальной помощи семьям, имеющим детей.
Предмет исследования – центры помощи семье и детям.
Целью настоящей работы стал анализ существующего механизма реализации социальной поддержки семей, имеющих детей, как на федеральном, так и на региональном уровне, в том числе посредствам центров помощи семье и детям.
Для достижения поставленной цели, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретико-методологические основы исследования социальной поддержки семей с детьми;
выявить специфику организации поддержки семей с детьми на федеральном и региональном уровнях;
дать общую характеристику центрам социальной помощи семье и детям;
предложить рекомендации по внедрению новых или совершенствованию имеющихся мер социальной поддержки семей с детьми.
В процессе работы над исследованием были использованы теоретические и эмпирические методы. К теоретическим можно отнести анализ документов (специальной литературы, нормативных, статистических, периодических источников), сравнение, типологизацию. К эмпирическим – вторичный анализ социологических данных и мониторинг.
Теоретическая база. Для проведения исследования была использована научная и учебная литература, посвященная вопросам семьи и социальной поддержки семей с детьми, в частности. Среди них доклады научных конференций, статьи научных журналов следующих авторов: Е.А. Горина, Д.Е. Карева, Бобкова В.Н., Волгина Н.А., Ю.И. Оноприенко, Н.В. Лутовинова, А.А. Ануфриева. Их исследования посвящены различным аспектам реализации социальной политики в сфере оказания социальной помощи семьям с детьми.
Нормативно-правовая база исследования представлена различного уровня нормативно-правовыми документами в сфере поддержки семей, имеющих детей: Конституцией Российской Федерации, Семейным Кодексом, Федеральными законами: от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 28.12.2018 N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». А также Указ Президента РФ от 29.05.2018 N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», проектом Федерального закона №481435-4 «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 15.04.2015 №296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2015 №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года».
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение:
Факт того, что семья является важнейшим институтом социализации личности и первоначальной средой развития человека от рождения до смерти сделал семью объектом пристального внимания со стороны государства в области социальной политики. Направление, в котором реализуется данная политика, характеризуется как создание и поддержание условий для благоприятного функционирования семей, имеющих детей. Категория «благополучие» включает в себя не только материальное обеспечение, но и удовлетворенность качеством жизни всех членов семьи.
Однако в реальности семьи сталкиваются с рядом трудностей уже на этапе планирования беременности и являются одной из уязвимых категорий населения. Такое положение дел приводит к падению института семьи.
Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В.А. Мау в статье пишет: «страна, которая сможет сформировать современную эффективную модель развития человеческого капитала, получит огромное преимущество в постиндустриальном мире».
В связи с этим Российская Федерация, ее субъекты ведут активную политику по поддержке семей с детьми, что доказывает проведенный анализ.
В исследовании дан анализ социальной политики в отношении семей с детьми как единой системы принципов, действий организационного, экономического, правового, информационного характера, направленной на улучшение условий и повышение качества жизни российских семей.
В основе семейной политики – разделение на три уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из них реализуются целевые функции, разработанные с учетом социально-экономических и культурных особенностей с целью обеспечения наибольшей эффективности деятельности управленческих звеньев и целевых программ, направленных на поддержку семей с детьми.
В рамках проведенного исследования были проанализированы положения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющих правовые механизмы предоставления мер социальной поддержки семей с детьми в Российской Федерации на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации (Владимирская, Волгоградская, Московская, Иркутская, Костромская, Мурманская, Ярославская области, Камчатский край, Республика Дагестан и некоторые другие).
Необходимость обсуждения темы поддержки семей с детьми со стороны государства обусловлена демографическим фактором. Российская Федерации столкнулась с демографической проблемой, имеющей две стороны:
Низкая рождаемость, связанная с нежеланием рождения детей
Низкая рождаемость, связанная с невозможностью рождения детей:
Биологический аспект
Социальный аспект (сложность содержания детей и предоставления им материально необходимого)
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
1.1 Механизм реализации мер поддержки семей с детьми на федеральном уровне: сущность, функции, структура
На протяжении нескольких лет одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации является поддержка семьи, материнства и детства. С учетом положительной динамики, полученной, в том числе, в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2018 годы , а также в результате внедрения материнского капитала в 2007 году, провозглашены новые цели и задачи социальной, демографической и семейной политики, разработаны проекты и нормативные правовые акты, направленные на помощь семьям, имеющих детей.
Действительно, несмотря на значительные положительные изменения, до сих пор существует необходимость усовершенствования нормативных правовых актов в сфере семейной политики, координации механизма поддержки семей с детьми для достижения уровня требований современности и обеспечения планомерного социального развития Российской Федерации в целом.
По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июля 2020 года составила 146,7 миллиона человек. За I полугодие 2020 года число жителей России сократилось на 64,8 тысячи человек, или на 0,04% (в соответствующий период 2019 года численность населения уменьшилась на 88,7 тысячи человек, или на 0,1%). За I полугодие 2020 года число умерших превысило число родившихся на 27,6% и коэффициент естественной убыли населения составил – 2,7‰. Скомпенсировал численные потери населения миграционный прирост на 67,4%.
Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, Российская Федерация стоит на пороге глобального демографического кризиса, причем скорость сокращения численности населения в ближайшие годы увеличится в три раза.
Отечественные эксперты также считают демографическую ситуацию России критической. Юрий Крупнов, Председатель Наблюдательного совета Института демографии и миграции, высказал свою точку зрения следующим образом: «Чтобы нам компенсировать убыль, которая в ближайшие полвека будет, нам нужно к 2040-му году, чтобы у нас не 7% многодетных семей было, а 50. Это кажется невероятным, иначе мы просто исчезнем из истории и всё».
Действительно, с помощью данных Росстата за 2015-2019 годы (Таблица №1) можно проследить отрицательную динамику рождаемости на территории Российской Федерации.