Курсовая теория Гуманитарные науки Библиотековедение

Курсовая теория на тему Центр правовой информации при библиотеке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

§1. Терминологический анализ
понятий. 6

§ 2. Аннотированный список литературы «Центр
правовой информации при библиотеке». 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

ЛИТЕРАТУРА   30  

Введение:

 

Актуальность работы. Российские граждане имеют право на
получение полной и достоверной правовой информации, что составляет основу
цивилизованного общества.

Безусловно,
каждый сегодня осознает важность доступа к правовой информации. В связи с
происходящими существенными переменами в политической, экономической и
социальной жизни государства, с каждым днем все больше увеличивается
потребность в правовой литературе.

Необходимо,
чтобы как можно большее число граждан владело минимумом правовых знаний, и
навыками информационной культуры, необходимых для работы, поведения в обществе,
быту, семье.

Среди
основных задач государства – обеспечение прав граждан на доступ к информации,
знаниям и на их использование. Прежде всего, это право закреплено на
законодательном уровне. Так, согласно Конституции, каждый гражданин имеет право
на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение
информации любым законным способом.

Кроме того,
в Российском государстве создана единая система информационно-правового обеспечения
деятельности органов государственной и муниципальной власти, успешно
реализуется целостная система информационно-правового обеспечения всего
населения.

Активное
участие в решении данной задачи принимают общедоступные библиотеки, стараясь
систематически реагировать на актуальные потребности и запросы общества. Именно
библиотеки, ввиду их доступности и способности работать с информацией, призваны
сегодня обеспечивать реализацию прав граждан на знания и владение информацией.
Наряду с традиционными функциями сбора и сохранности документов, в деятельности
библиотек постоянно появляются новые задачи и формы работы. Вследствие такой
деятельности российских библиотек всех уровней осуществляется функционирование
центров правовой информатизации общества и обеспечения доступа граждан к
правовой информации.

С целью
планового и систематического правового информирования и просвещения населения
на государственном уровне принята Программа «Создание общероссийской сети
публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек»
(Программа ПЦПИ). 

 Благодаря системе общедоступных библиотек,
которая является в нашей стране одним из наиболее распространенных и
действенных общественных институтов, граждане получают свободный доступ к
информационным ресурсам, в том числе к фондам официальных законодательных
актов.

Общество
приобретает целый ряд возможностей благодаря созданию библиотечных центров
правовой информации. Среди них свободное ознакомление с текстами документов органов
государственной власти и местного самоуправления; формирование у населения
навыков правомерного поведения, не противоречащего законодательству;
предоставление возможности решения жизненных проблем. Посещая такие центры,
население учится критически осмысливать свои права и возможности. Повышается
юридическая информированность, растет социальная активность граждан, их
ответственность перед государством и обществом.

Кроме того,
с созданием таких центров изменилось отношение к библиотеке как к
информационному учреждению, повысился ее престиж, авторитет и популярность у
населения.

Актуальность
данной работы усиливается в связи с глобализационными процессами в обществе,  международным масштабом проблем информационной
подготовки личности в современном мире и необходимостью обеспечения взаимопонимания
специалистов, занимающихся информационным образованием граждан в разных
странах.

Разработанность
проблемы. Нам предстоит рассмотреть значительный объем источников и публикаций
относительно создания, функционирования и обобщения опыта работы центров
правовой информации. Организационным принципам построения, основным направлениям
и перспективам развития деятельности ПЦПИ большое внимание уделяется в работах
Э. А. Восканян, С. К. Германа, А. А. Демидова, М. Ф. Королевой, С. В.
Кузнецова, Е. И. Кузьмина, В. Д. Мазаева, Т. Л. Маниловой, Ю. П. Мелентьевой,
И. И. Мироновой, С. В. Митрофановой, В. И. Мнева, М. Н. Усачева, Н. И.
Хахалевой, В. М. Хургина.

Нормативные
акты и другие регламентирующие деятельность ПЦПИ документы представлены в
сборнике Министерства культуры РФ (ныне – Министерство культуры и массовых
коммуникаций РФ) «Проблемы создания общероссийской сети публичных центров
правовой информации на базе общедоступных библиотек».

Основные
результаты и перспективы развития, а также статистические показатели
деятельности общероссийской сети ПЦПИ получили освещение в сборнике материалов
«Публичные центры правовой, деловой и муниципальной информации в России».

Еще одним
источником являются публикации относительно обобщения опыта работы,
методические указания В. А. Белюкина «Практический опыт создания публичных
центров правовой информации» [3, С. 28 – 44], Т. Вижевиктовой «Центры правовой
информации для населения на базе муниципальных библиотек» [6, С. 58 – 59], Н.
З. Стародубовой «Библиотека как канал распространения правовой информации» [17,
С. 146 – 151], Э. Т. Шаптиева «Библиотека как инструмент формирования правовой
культуры молодежи» [19, С. 21 – 25]. Вопросам подготовки кадров для центров
правовой информации посвящена публикация Ю. Мелентьевой [13].

К сожалению,
недостаточно рассматривается вопрос терминологии касательно центров информации.
Здесь можно отметить публикации Е. Б. Голендухиной «Деятельность центров
общественного доступа к правовой и социально значимой информации» [8, С. 20 –
29] и Ю. В. Волкова «Информация – термин юридический» [7].

Цель работы – изучить документальный поток,
посвященный созданию и функционированию центров правовой информации.

Задачи работы:


ознакомится с терминологией по теме;

– выявить
источники по теме;

– составить
список литературы по теме;


разработать справочные аннотации к публикациям;

Объект исследования – центры общественного доступа при
библиотеках.

Предмет исследования:
документальный поток по теме

Методы исследования:

– анализ
опубликованной литературы;


библиографический;


аналитический.

Структура курсовой работы состоит из
введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении
обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи,
характеризуется изученность темы. В первом параграфе проводится
терминологический анализ понятий по теме. Во второй параграф включен
аннотированный список литературы, посвященный функционированию публичных
центров правовой информации. Наиболее важные статьи по теме снабжены
справочными аннотациями.

В заключении
приводятся выводы по работе.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в нашей работе поднимался вопрос создания и функционирования
публичных центров правовой информации при библиотеках.

Процесс актуальный, поскольку на современном этапе развития общества у
граждан повышается интерес к получению правовых знаний. С целью наиболее
полного удовлетворения таких запросов органами исполнительной власти и местного
самоуправления, научными и учебными учреждениями, библиотеками принимаются
активные меры.

Для значительной части граждан характерно незнание законов и методов
защиты своих прав. Это свойственно в первую очередь молодому поколению и
является одной из причин нарушения прав человека в экономической, социальной,
политической, культурной и других сферах. Незнание человеком своих прав и
неисполнение обязанностей является одной из существенных препятствий на пути
проведения демократических преобразований.

Построение правового государства и гражданского общества в большинстве
зависит от уровня организации правовой осведомленности в области прав и свобод
человека, форм и методов их защиты.

Деятельность государства и его институтов должна быть направлена ​​на
ознакомление граждан с основными положениями законодательства, воспитание
уважения к праву и закону, формирование уверенности в том, что права людей
будут должным образом защищены.

Сегодня очевидно, что обеспечение высокого уровня правовой культуры
населения возможно только благодаря тесному сотрудничеству учреждений культуры
с органами исполнительной власти, местного самоуправления, объединениями
граждан, научными учреждениями, межведомственного координационно-методического
советами по правовому образованию населения, издательствами и издательскими организациями,
средствами массовой информации.

Существенную роль в реализации правового образования играют
библиотеки. Библиотека – это фундамент образования и самообразования,
обеспечивающей потребности учебно-воспитательного процесса во всех его звеньях.
Поскольку одной из основных функций библиотеки является
информационно-образовательная, то и правовому образованию отведено значительное
место.

Работа библиотечных учреждений создает условия для повышения правовых
знаний граждан, а, следовательно, формирования поведения, соответствующего
критериям нравственности и законности.

Библиотека выполняет свою основную функцию – информационную, она
является своеобразным посредником между теми, кто нуждается в правовых знаниях,
и теми, кто распространяет эти знания на профессиональном уровне.

Примечательно то, что к правовой информации могут приобщиться
незащищенные слои населения.

Библиотечные учреждения способствуют созданию системы информационного
обеспечения всех граждан.

Таким образом, видим, что центры правовой информации играют очень
важную роль в правовом образовании населения.

На государственном уровне принят ряд документов, регулирующих
функционирование центров.

Функционирование любого проекта начинается с досконального изучения
законодательства и терминологии. В связи с этим нами был рассмотрен ряд
основных терминов, связанных с деятельностью центров правовой информации.
Поскольку центры функционируют при библиотеках, нас заинтересовала как
конкретно библиотечная терминология, так и узкоспециализированная. Но прежде,
нам удалось выяснить само понятие «терминология» и для чего она существует.

Вторая часть работы посвящена созданию аннотированного указателя. Во
время его подготовки мы отобрали литературу, распределили в алфавитном порядке
и к каждому изданию внесли аннотацию. В целом литература касается деятельности
центров правовой информации, в которой подаются сведения о создании,
функционировании, успехах и недостатках.

Часть источников предоставляет методические указания и разработки,
актуальные для специалистов центров.

Таким образом, изучив терминологию, становится понятным объем работы и
задачи, стоящие перед современными библиотеками – центрами правовой
информации.  

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

§1. Терминологический анализ понятий

Интерес к
языку профессиональных сфер общения начинался с определения фундаментальных
постулатов и методов работы с терминологией как с неким инструментом, которым
надо пользоваться наиболее рациональным способом, с тем, чтобы он мог наиболее
эффективно служить цели, для которой создан. Возникающее при этом совмещение понятий
специальный язык и терминология в чем-то весьма обосновано, так как именно
термины являются носителями специальной информации.

Анализа
понятий и выработки терминологии требует и процесс создания и функционирования
центров правовой информации. В связи с новой деятельностью появилась
необходимость в системных представлениях об информационных знаниях и умениях, а
также  разработка концепции подготовки и функционирования
центров правовой информации. Только имея четкие определения возможно построение
целостной теории и организации практики информационного образования.

В сферу
деятельности Центров входит:


организация обслуживания населения по общегосударственным и региональным
вопросам;


формирование и организация специального фонда законодательных, нормативных,
официальных документов;

– создание
банков данных по вопросам экономической, хозяйственной, правовой деятельности;

– изучение
информационных запросов и предоставление информации.

Соответственно,
вся деятельность сопровождается определенной терминологией и понятиями.  

В данной
работе по исследуемой тематике основное внимание уделяется базовым терминам и
понятиям.

Для
выявления основных терминов были использованы опубликованные и электронные
справочные издания, научная и учебная литература, которые были выявлены с
помощью каталогов и картотек традиционных и электронных библиотек. Кроме того,
были проанализированы Интернет-источники, в которых приводятся различные трактовки
терминов.

В стране с
1998 г. развернута и последовательно реализуется межведомственная программа
«Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных
библиотек».

 Пункты свободного бесплатного доступа граждан
к правовой информации в электронном виде являются Центрами правовой информации.

Они создаются
для обеспечения формирования правовых знаний, навыков правомерного поведения,
уважительного отношения к праву и содействия проведению мероприятий по
правовому просвещению граждан [12, С. 31 – 35.].

Создание
публичных центров правовой информации осуществляется на базе широко развитой
общедоступной сети библиотек, включая ведущие библиотеки федерального уровня,
региональные (республиканские, областные, краевые, окружные) и муниципальные
(городские, районные, сельские) библиотеки.

На пути
повышения правовой культуры населения России, они являются основными
институтами правовой грамотности, поскольку являются общедоступными в любом
населенном пункте – от села – до столицы, а значит, способны оказать информационную
помощь людям именно там [9, С. 362 – 369].

Принципы
доступа к информации неразрывно связаны с пониманием роли библиотек и других
организаций, обеспечивающих этот доступ. Именно библиотеки, выполняющие функции
сбора и распространения информации и знаний, занимают важнейшее место в
современном информационном мире.

С развитием новых
информационных технологий и, соответственно, новых источников информации у библиотек
появляются новые задачи и функции. Вследствие этих факторов, библиотекам
необходимо четко и быстро переориентироваться и разработать новую стратегию
развития с целью своевременного и систематического предоставления информации и
услуг пользователям. Не случайно во многих библиотеках вместо традиционного
обозначения читатель теперь используется понятие пользователь или исследователь
[10].

Понятие
пользователь библиотеки применяется ко всем физическим или юридическим лицам, которые
обращаются в библиотеки за любыми услугами, поэтому дефиниция пользователь
библиотеки включает понятия читатель, абонент, посетитель мероприятия, пользователь,
обращающийся в библиотеку через электронные информационные сети [8, С. 20 – 29].

Одной из
первоочередных задач обслуживания науки, культуры, образования стало обеспечение
публичного (в том числе удаленного) доступа пользователей к информационным
ресурсам.

Библиотечное
обслуживание – это деятельность библиотеки как социального института по
предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг
в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития различных
потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и
информационной деятельности на основе использования мировых документных и
электронных информационных ресурсов.

Процесс
библиотечного обслуживания рассматривается в двух аспектах. Первый проявляется
как процесс социальный, приводящий к неким социальным последствиям и изменениям,
как для конкретной личности, так и для общества в целом. Второй – представляет
собой технологический процесс, предполагающий последовательность действий (операций,
процедур) библиотекаря, направленных на предоставление пользователю
определенной услуги.

 Центры правовой информации в процессе работы
осуществляют деятельность в пропаганде библиотечно-библиографических и
информационных знаний, что предполагает обучение читателей (научных и
производственных кадров, работников культуры, студентов) основным правилам
поиска и сбора информации в пределах своей отрасли и в смежных отраслях,
реферированию литературы, способам организации личных картотек и досье, методам
анализа состава и структуры документального потока по проблемам исследования
или разработки.

Здесь
целесообразно расмотреть понятие информация и информационные услуги.

Информация –
это мера изменения во времени и пространстве структурного разнообразия систем.

Информационные
услуги – основной вид деятельности ПЦПИ, обеспеченный необходимой
материально-технической базой, включающей в себя такие правовые электронные
системы как «Консультант Плюс», «Гарант» [16], «Техэксперт» и др. К
информационным услугам можно отнести поиск правовой документации в электронных
базах данных, подборку информации по запрашиваемой теме, выполнение всех видов справок:
фактографических, библиографических, тематических, аналитических и др. [
18].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы