Курсовая теория Экономические науки Экономическая теория

Курсовая теория на тему Ценовая дискриминация в рыночной экономике.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы ценовой дискриминации 5

1.1 Понятие, сущность, причины возникновения ценовой дискриминации 5

1.2 Виды ценовой дискриминации 10

Глава 2. Особенности осуществления ценовой дискриминации в рыночных структурах 16

2.1 Ценовая дискриминация как способ увеличения прибыли 16

2.2 Влияние ценовой дискриминации на благосостояние общества 23

Заключение 28

Библиографический список 30

  

Введение:

 

Актуальность темы, заключается в том, что компании во всем мире остро осознают, что ценовая дискриминация может стать критическим оружием в их арсенале. Компании также считают, что для развертывания ценообразования таким образом, чтобы улучшить бизнес-результаты, они должны создать эффективную стратегию ценообразования.

Очень часто взгляды вокруг ценовой дискриминации резко расходятся. Есть те, кто считает, что ценовая дискриминация может быть эффективной, в то время как другие считают, что она должно быть новаторским. Некоторые хотят, чтобы данная стратегия поддерживала краткосрочные цели, в то время как другие считают долгосрочные более важными. Многие считают, что ценообразование должно соответствовать ожиданиям внешнего рынка.

Почему в наши дни ценовая дискриминация становится объектом исследования? Экономический кризис побудил принять во внимание различные маркетинговые и управленческие меры для обеспечения жизнеспособности бизнеса и потенциала для поддержания своей деятельности на рынке. Ценовая дискриминация может служить для маркетологов инструментом для достижения их жизнеспособных целей, хотя и только в юридических формах.

Ценовая дискриминация оправдана, если она способствует экономическому благосостоянию. Правительства обычно разрешают или даже поощряют ценовую дискриминацию, если она приводит к созданию некоторых коммунальных услуг, таких как телефон, телеграф или железнодорожный транспорт. В сфере коммунальных услуг с групп с более высокими доходами взимаются более высокие цены, и собранные таким образом средства могут использоваться для субсидирования товаров, предназначенных для бедных.

Ценовая дискриминация также полезна для общества, поскольку она помогает уменьшить неравенство в личных доходах, когда более высокие цены или сборы взимаются с богатых, чем с бедных. Таким образом, ценовая дискриминация способствует повышению социального благополучия.

Цель исследования – изучить особенности ценовой дискриминации в рыночной экономике.

Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

— привести понятие, сущность, причины возникновения ценовой дискриминации;

— рассмотреть виды ценовой дискриминации;

— охарактеризовать ценовую дискриминацию как способ увеличения прибыли;

— определить влияние ценовой дискриминации на благосостояние общества.

Предметом исследования является процесс изучения ценовой дискриминации в рыночной экономике.

Объектом исследования является ценовая дискриминация

Проблемам управления ценовой политикой предприятий посвящено много научных исследований отечественных и зарубежных экономистов, таких как: Л. Г. Агафонова, А. Е. Агафонова., Т. В. Бубнова, И. Р. Храпоненко, Н. А. Власова, Н. М. Смольнякова, А. М. Волосов, Д. С. Демиденко, А. Е. Карлик, А.Н. Кинаш, В.М. Сороковский, М.Е. Никифорова, С.О. Ященко, Г.Б. Поляка и т.д.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе данного курсового проекта были рассмотрены следующие аспекты:

Установление разных цен для разных потребителей за один и тот же продукт или услугу является широко распространенной коммерческой практикой как в секторе телекоммуникаций, так и за его пределами. Экономисты называют эту практику «ценовой дискриминацией». Однако ценовая дискриминация — это «нейтральный» термин.

Есть обстоятельства, при которых ценовая дискриминация желательна и увеличивает социальное благосостояние, а есть обстоятельства, при которых она нежелательна. Если общее количество проданных услуг для всех компаний на рынке вместе увеличивается, ценовая дискриминация в принципе желательна. Однако ценовая дискриминация может иметь и стратегический эффект. Если это приводит к критическому сокращению объема продаж среди конкурентов, в результате чего предложение услуг становится для них коммерчески невыгодным, конкуренция снижается. В долгосрочной перспективе это происходит за счет потребителей. Помимо этих потенциальных антиконкурентных эффектов, ценовая дискриминация посредством выборочных скидок должна рассматриваться как допустимая конкурентная реакция существующей фирмы на усиление конкурентного давления.

Могут быть явные политические цели, которые выше чисто экономических соображений. Примером может служить цель политики стимулирования входа на рынок — это может привести к ситуации, в которой ценовая дискриминация запрещена, даже если она желательна с экономической точки зрения. Причиной этого может быть защита новичков от агрессивной реакции существующих компаний путем запрета ценовой дискриминации и, таким образом, стимулирования выхода на рынок.

Традиционно в экономической литературе выделяют следующие три категории ценовой дискриминации:

— Ценовая дискриминация первой степени: это так называемая «идеальная» ценовая дискриминация, когда с каждого потребителя взимается его точная резервная цена (максимальная цена, которую конкретный потребитель готов заплатить). Ценовая дискриминация первой степени редко или никогда не встречается на практике. Его чаще используют в качестве экономического ориентира — социальное благосостояние оптимально в случае идеальной ценовой дискриминации (но, тем не менее, состоит только из излишка производителей или прибыли). Эта EPN больше не будет рассматривать ценовую дискриминацию первой степени.

— Ценовая дискриминация второй степени: при этом типе ценовой дискриминации цена за единицу зависит от количества купленных единиц. Это также называется «нелинейными» ценами. Фирма, как правило, предлагает различные схемы скидок, и потребители имеют право на определенные скидки в зависимости от их моделей покупок (самостоятельный выбор). Примерами ценовой дискриминации второй степени являются скидки за количество или объем, скидки за лояльность и скидки на пакеты.

— Ценовая дискриминация третьей степени: согласно этому типу потребители делятся на разные категории на основе внешних наблюдаемых характеристик, и впоследствии с них взимаются разные цены за единицу одного и того же товара. Например, разные потребители могут проживать в разных географических регионах или принадлежать к разным возрастным группам. Эта категория также включает взимание различных цен в зависимости от использования в коммерческих или некоммерческих целях.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы ценовой дискриминации

1.1 Понятие, сущность, причины возникновения ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация или дифференциация цен — это стратегия предприятий, которые продают одни и те же товары или услуги по разным ценам, несмотря на идентичные издержки производства и распространения. Ее используют многие компании в различных отраслях, начиная от продажи журналов, телекоммуникационные услуги и заканчивая контрактами на поставку газа или электроэнергии.

Ценовая дискриминация — это термин, который может вызвать эмоциональную реакцию у тех, кто не понимает его значения. В этом контексте слово «дискриминация» не следует понимать, как обозначение какого-либо различия в обращении с людьми на основании их пола, национальности или этнического происхождения. Термин «ценовая дискриминация» мог бы вызывать меньше беспокойства, если бы неэкономисты понимали его как разницы в ценах, взимаемых между различными группами потребителей .

Одна из форм поведения, совместимая с максимизацией прибыли, называется ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация — это практика взимания с разных покупателей разных цен в зависимости от того, насколько разные потребители конкретного товара или услуги реагируют на изменение цены .

Ценовая дискриминация — это политика, при которой устанавливаются разные цены, чтобы дать определенной группе покупателей конкурентное преимущество. Маркетологу важно убедиться, что такая дискриминация не нарушает никаких законов.

Ценовая дискриминация — это практика взимания разных (предельных) цен с разных потребителей за один и тот же экономический товар. Эти ценовые различия нельзя объяснить разницей в предельных затратах на предоставление товаров различным потребителям.

Сегментированное / дифференцированное ценообразование (ценовая дискриминация) — компании часто корректируют свои базовые цены с учетом различий в клиентах, продуктах, местоположении, времени / сезоне и т. д. По сути, компания продает свою продукцию в два или более процессов, даже если разница в цене не всегда основана на разнице в затратах. Этот подход к корректировке цен, часто известный как ценовая дискриминация, может быть очень эффективным для максимизации спроса и доходов компании .

В общих чертах можно сказать, что ценовая дискриминация существует, когда два «похожих» продукта, которые имеют одинаковые предельные издержки производства, продаются фирмой по разным ценам.

Монопольная фирма взимает одинаковую цену со всеми покупателями. Тем не менее, во многих случаях фирмы продают один и тот же товар разным покупателям по разным ценам, даже если издержки производства для двух покупателей одинаковы. Эта практика называется ценовой дискриминацией.

Установление разных цен для разных потребителей за один и тот же товар или услугу. Ценовая дискриминация требует, чтобы продавец мог эффективно сегментировать рынки, иначе покупатели по низкой цене смогут получить прибыль, продавая другим покупателям более высокую цену. Ценовая дискриминация регулярно практикуется авиакомпаниями, которые продают места в одном и том же самолете по разным ценам.

Корни ценовой дискриминации можно оценить со следующих точек зрения:

1) теория ценообразования;

2) Теория рыночной структуры;

3) Теория калькуляции;

4) теория несовершенной конкуренции (монополистическая конкуренция);

5) поведенческая теория;

6) концепция однородности продукта;

7) концепция дифференциации продукта (она может принимать форму неценовой конкуренции, часто в форме маркетинговой деятельности, такой как реклама, продвижение, связи с общественностью; сбор средств, набор и разработка программ);

8) Способы выхода на рынок.

Традиционный анализ стратегии дифференциации цен для отдельных клиентов или их групп игнорирует затраты на ее применение. Эти затраты включают :

1) потерю мнения о компании как неустанном переговорщике;

2) раскрытие информации о производственных затратах.

Это может быть использовано в будущих коммерческих контрактах в ущерб предприятию.

Успешное применение стратегии дифференциации цен на предприятии требует выполнения двух основных условий. Первый — это возможность разделить рынок на сегменты с разной ценовой эластичностью спроса или с разными ценами воздержания от покупок. Оптимальная стратегия состоит в том, чтобы покупатели в сегменте с более высокой ценой, не связанной с покупкой, или с более низкой ценовой эластичностью, платили более высокую цену, чем другие покупатели. Второе необходимое условие — это отсутствие возможности арбитража между отдельными сегментами рынка, в частности, то, что покупатели из сегмента с более высокими ценами не могут воспользоваться предложением более низких цен для других клиентов .

Предположим, компания в настоящее время продает один и тот же товар по разным ценам. Клиенты понимают, что компания, стремящаяся максимизировать прибыль, не снизит цену ниже предельных издержек. Таким образом, наименьшая цена, по которой была заключена сделка, показывает верхний предел предельных издержек. Это, в свою очередь, заставит всех потребителей требовать самую низкую цену, наблюдаемую на рынке. В результате текущие краткосрочные выгоды от применения ценовой дискриминации могут быть меньше, чем убытки, возникающие из-за нежелания контрагентов платить более высокие цены в будущем.

Чтобы избежать этих потерь, компания должна попытаться убедить своих клиентов, что она взимает все цены одинаково. Тогда у покупателей не будет оснований требовать скидки. Однако следует отметить, что, если ценовая дискриминация была эффективно скрыта, компания могла бы поддерживать мнение потребителей о единообразии цен.

В результате компании могут пользоваться преимуществами ценовой дискриминации, избегая при этом репутационных издержек.

Если предположить, что потребители в развивающихся странах в среднем имеют более низкий уровень готовности платить за товары из западных стран, а фирмы из менее развитых стран имеют ограниченную рыночную власть, объединение в пакеты позволяет высокоразвитой монополии применять ценовую дифференциацию, скрывая от своих клиентов. Стоит отметить, что здесь выигрывает не только монополист из развитой страны, но и предприятия из менее развитых стран, которые принимают на себя часть монопольной ренты.

Анализируя причины использования пакетирования, они также отмечают, что ценовая дискриминация позволяет скрыть эффективные условия сделки от других покупателей, что позволяет сохранять сильную позицию на переговорах по отношению к другим клиентам.

Большинство предприятий взимают разные цены с разных групп потребителей за более или менее одинаковые товары или услуги. Это явление называется ценовой дискриминацией и применяется почти ко всем рынкам. Ценовая дискриминация происходит на рынке, когда организация предлагает продукт или услугу по разным ценам, которые не показывают пропорциональной разницы в стоимости. Также важно четко обозначить разницу между ценовой дискриминацией и дифференциацией продуктов. Дифференциация продукта дает поставщику больший контроль над ценой и возможность назначать потребителям отличную цену из-за заметных различий в качестве товара или услуги.

Далее рассмотрим основные причины возникновения ценовой дискриминации :

 ценовая дискриминация возникает, когда один и тот же товар продается по разным ценам разным потребителям;

 ценовая дискриминация возникает, когда покупатели в разных сегментах рынка взимают разные цены за одни и те же товары или услуги по причинам, не связанным с затратами. Ценовая дискриминация эффективна только в том случае, если покупатели не могут выгодно перепродать товары или услуги другим покупателям;

 ценовая дискриминация возникает, когда фирмы назначают разные цены разным покупателям. Ценовая дискриминация очень распространена на деловых рынках, где обычно происходит между различными посредниками в цепочке поставок. В целом ценовая дискриминация является незаконной, если разница в цене не основана на фактических различиях в стоимости продажи продуктов одному покупателю по сравнению с другим покупателем.

Однако не все различия в ценах являются незаконными; те, которые создают монополию, считаются незаконными и могут иметь юридические последствия в случае обнаружения

Условия, необходимые для ценовой дискриминации, следующие:

 «Различия в эластичности спроса по цене между рынками — необходима разная эластичность спроса по цене для каждой группы потребителей».

 «Препятствия для предотвращения перехода потребителей от одного поставщика к другому — фирма должна иметь возможность предотвратить процесс, при котором потребители, купившие товар или услугу по более низкой цене, смогут перепродать их тем потребителям, которые обычно заплатили бы. дорогая цена».

Таким образом, ценовая дискриминация — это когда фирма назначает разную цену разным группам потребителей за идентичный товар или услугу по причинам, не связанным с затратами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы