Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Ценностные ориентации в старшем школьном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
— дать определение понятию «ценностные ориентации» в психологии; 6
— изучить  виды ценностей и ценностных ориентаций; 6
— дать характеристику психологическим особенностям детей старшего школьного возраста; 6
— рассмотреть ценностно-ориентационный портрет современного старшеклассника; 6
— определить педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших школьников. 6
1.1 Сущность понятия «ценностные ориентации» в психологии        7
1.2 Виды ценностей и ценностных ориентаций        12
1.3 Формирование ценностей и ценностных ориентаций 15
ГЛАВА 2. Проблемы формирования ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста 18
2.1 Психологические особенности детей старшего школьного возраста 18
Завершение юношеского возраста характеризуется сформированостью свойств личности, которые дают возможность молодому человеку в полной мере реализовать себя в профессиональной деятельности, в семье, общественной жизни. Юность — это процесс стабилизации личности, завершение формирования устойчивых взглядов на мир и свое место в нем, личностного и профессионального самоопределения. Юность делят на два периода: ранний (старший школьный возраст), и поздний (студенчество). 18
Педагогу необходимо знать, что важным моментом в становлении личности старшеклассника является ощущение собственного мира, что проявляется в форме переживаний собственной индивидуальной целостности и неповторимости. Происходит интеграция развития самосознания. По мнению Э. Эриксона, юношеский возраст тесно связан с кризисом идентичности — ощущением индивидуальной самотождественности, целостности. 18
Молодой человек находится в поиске самоопределения. При всей сложности этого явления основным в нем является стремление занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя, свои возможности, свое место и назначение в жизни: Какой я есть? Что я хочу? Что я могу? 18
Если в подростковом возрасте самооценка определялась внешними показателями достижений, оценке членов референтной группы, то в юношеском возрасте появляются собственные критерии оценки своей значимости. Школьники оценивают себя с позиции собственной индивидуальной шкалы ценностей. 18
Учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы у старшеклассника была возможность проявлять свою позицию, аргументировать собственную точку зрения, доказывать правильность или ложность отдельных положений, задавать вопросы учителю, уметь слышать позицию и точку зрения другого человека, рецензировать ответы товарищей, помогать одноклассникам и делиться своими знаниями с другими. Учитель должен практиковать свободный выбор заданий, создавать ситуации самопроверки, использовать групповые формы работы, дискуссии, мозговой штурм, в обучение включать элементы труда и игры. 19
Совершенствуется процесс самоуправления собственной деятельностью, а это позволяет опираться в учебе на собственную активность юноши или девушки. Четко поставив цель, молодые люди способны контролировать этапы ее достижения, сопротивляться внешним преградам, не отвлекаться на побочные внешние раздражители, регулировать мгновенные желания и стремления. 19
Например, юноша планирует поступать после окончания школы к высшему учебному заведению и выбрал предметы, экзамены по которым он будет сдавать. Чтобы поднять уровень знаний по определенному предмету, он поступил на образовательные курсы. И хотя ему хочется пообщаться с товарищами, пойти с ними на прогулку, посмотреть телевизор и тому подобное, он это время посвящает учебе. Или если нужный предмет преподает «нелюбимый» преподаватель, юноша способен хорошо усваивать его самостоятельно, понимая дальнейшую необходимость знаний. 19
Мотивы учебы часто связаны с будущей профессиональной деятельностью. В учебном процессе старшеклассники выбирают то, что лично им кажется разумным, интересным, целесообразным и полезным. 19
Одна из центральных проблем подросткового возраста — перестройка взаимоотношений с взрослыми и смена значимых лиц — сохраняет свое значение и в период ранней юности. 19
 Старшеклассники стремятся освободиться от мелочного контроля и опеки со стороны родителей и учителей, а также частично — от установленных теми норм и правил. В этом процессе принято различать стремление к автономии в сфере поведения (потребность и право самостоятельно решать личные проблемы), эмоциональной автономии (потребность и право иметь собственные самостоятельные предпочтения) и нормативной автономии (потребность и право на собственные нормы и ценности). 20
Первой, и сравнительно легко достигается независимость проведения досуга (конечно, в определенных пределах). Юноши и девушки все больше времени проводят вне дома и школы, отдавая предпочтение сверстникам как партнерам в общении. 20
2.2 Ценностно-ориентационный портрет современного старшеклассника 21
2.3 Педагогические условия формирования ценностных ориентаций старших школьников 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

  

Введение:

 

Сегодня во время кризиса нравственности и правосознания, социальной нестабильности, политической дезориентации и дестабилизации молодежи остается дискуссионным вопрос о том, какие ценности (принятые в обществе, семье, в молодежной среде) больше влияют на выбор и реализацию жизненных целей учащихся старшего школьного возраста. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от настоящей культуры, национальных корней, традиции и ценностей. В связи с этим обострился кризис общественного сознания, активизировались деструктивные процессы в детской и юношеской среде. Практика воспитательной работы показывает преимущественную ориентацию большинства школьников на материальные блага, а не на духовные ценности.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного подрастающего поколения весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у подрастающего поколения, во многом зависит будущий состояние общества.
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших наук, занимающихся изучением человека и общества.
Это вызвано, прежде всего, тем, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятой личности, так и для любой социальной группы, нации и всего человечества в целом.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущем, ценностные ориентации. Человек всегда стремится к какой-либо цели. Определение собственных жизненных целей — это лишь шаг к успешности. И только от подростка зависит, как он будет воспринимать себя, окружающий мир, социум и какие ценностные ориентации в нем могут сформироваться.
Ценностные ориентации как механизм регуляции поведения личности, является достаточно важной психологической категорией для эмпирического исследования в контексте становления личности.
Ценностные ориентации являются глубинной и многогранной категорией и главной характеристикой личности как субъекта межличностных взаимоотношений в процессе усвоения общественных ценностей.
Становление и развитие ценностных ориентаций можно рассматривать как процесс самоосознания своей внутренней жизни и его взаимосвязи с миром, обусловлен социальными влияниями на личность.
В старшем школьном возрасте ценностное самоопределение является актуальной потребностью подростка.
Критерии сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников, логически взаимосвязаны с ее структурными элементами и включают:
— наличие знаний о ценностных ориентациях;
— умение дифференцировать ценности;
— действенность ценностных ориентаций.
В основе становления ценностей в старшем возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования. М. Г. Гинзбург считает, что в старшем возрасте личностное самоопределение (т. е. ценностно-смысловое самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Сознание старшего подростка уже не является «ценностным хаосом».
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что именно в старшем школьном возрасте существуют реальные возможности для эффективного формирования духовных ценностей в учащихся. Именно в период юношества самопознание проходит выбор жизненных ориентиров и идеалов, что является необходимым в формировании духовных ценностей старшеклассников и требует дальнейшего исследования.
Конечно, ценностно-смысловая ориентация старшеклассников заметно отличается от ценностной ориентации взрослого. Однако, находясь в развитии, личностном самоопределение отнюдь не завершается в раннем юношеском возрасте. Этот процесс продлится до тех пор, пока человек живет, мыслит, общается, действует.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии        

1.1 Сущность понятия «ценностные ориентации» в психологии        

Ценности и ценностные ориентации личности являются предметом исследования ряда наук о человеке и обществе: философии, социологии, психологии и педагогики. В качестве предмета психологического исследования ценностные ориентации занимают промежуточное место на пересечении таких предметных областей, как мотивация и мировоззренческие структуры сознания. Они являются компонентом сложной структуры отношений личности к условиям ее существования и деятельности, связывая в единое целое общественное, групповое и индивидуальное в сознании и поведении. Наличие устоявшихся ценностных ориентаций характеризует зрелость личности, выступает как обобщенный показатель уровня духовного развития. Поэтому, исследование ценностных ориентаций играет значительную роль в определении содержания психолого-педагогического сопровождения молодой личности в процессе жизненного, в частности, профессионального становления, что находит подтверждение в интересе ученых и практиков к этой проблематике.
Поскольку ценностные ориентации являются общими регуляторами человеческого поведения и проявляются абсолютно во всех сферах человеческой деятельности, фактически невозможно всесторонне охарактеризовать любой феномен общественной или индивидуальной жизни человека, не обращаясь к проблеме ценностей и ценностных ориентаций. Поэтому ценностную проблематику широко представлено и раскрыто в научной литературе: от исследования сущности самих понятий «ценность», «ценностные ориентации» А. Г. Здравомысловым, Д. А. Леонтьевым, В. А. Ядовым и др. и анализа динамики ценностных ориентаций до современных исследований структуры ценностных ориентаций, осуществленных А. В. Битуевой, А. В. Иващенко, Н. В. Фроловой и др.
Значительное количество работ посвящено исследованию особенностей морального развития личности и механизмов формирования нравственных ценностей. С психологической точки зрения ценностные ориентации являются компонентом структуры личности, который отражает жизненный опыт, накопленный личностью в индивидуальном развитии, и представляет собой сердцевину сознания, учитывая какие личностью принимаются решения относительно важных жизненных вопросов. В ценностных ориентациях оказывается устойчивое, социально-обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов.
Анализ значительного количества отечественных и зарубежных исследований свидетельствует, о том, что достаточно часто в научных работах мы сталкиваемся с тем, что исследователи не различают понятия ценностей и ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, по А. Ядову, представляют собой интегративные, свободно и ответственно избранные личностью установки, что является шире и более включенными, чем любые фиксированные или же даже базовые социальные установки, ориентиры и идеалы. Исходя из этой логики, ценностные ориентации, в отличие от фиксированных установок, производятся не у каждого индивида, а только в такого, который дошел до необходимой степени развития1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы