Курсовая теория на тему Ценностные ориентации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА 5
1.1. Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» в психологии 5
1.2. Классификация ценностей и их структура 11
1.3. Виды и функции ценностных ориентаций 16
1.4. Формирование ценностей и ценностных ориентаций 18
1.5. Влияние ценностных ориентаций на поведение и развитие личности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 29
Введение:
Актуальность. В современном, быстро развивающемся мире, изучение ценностных ориентаций современного человека имеет высокую значимость. В общем интерес к проблеме ценностных ориентаций возрастал в переломные периоды развития общества, поскольку ставился вопрос о переосмыслении этических ценностей.
Перемены, которые обуславливают необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Сегодня человек, как правило, всецело воспринимает ценности так называемого свободного демократического общества. В соответствии с этим особенное значение приобретает процесс ценностного самоопределения личности в жизненном процессе, а также непосредственно функциональное становление системы ценностных ориентаций, которая является очень важным компонентом успешной профессиональной и социальной реализации в системе отношений «человек-человек».
Актуальность рассматриваемой проблемы определена противостоянием между современными социальными условиями, которые предъявляют особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, психологическими особенностями личности, а также недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов развития ценностных ориентаций.
Объектом данного исследования являются ценностные ориентации.
Предмет исследования – классово-функциональная система ценностных ориентаций.
Цель данного исследования заключается в исследовании особенностей проблемы ценностных ориентаций личности в социальной системе.
Исходя из поставленной цели, необходимо выделить ряд задач:
1. Изучить понятие «ценности» и «ценностные ориентации».
2. Рассмотреть классификацию ценностей и их структуру.
3. Выделить виды и функции ценностных ориентаций.
4. Проанализировать формирование ценностей и ценностных ориентаций.
5. Определить влияние ценностных ориентаций на поведение и развитие личности.
Теоретическая база исследования. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Кон, В.М. Кузнецов.
Степень разработанности проблемы. Проблема исследуемого вопроса на сегодня разработана с нескольких сторон, в частности, с социокультурной и психолого-педагогической точек зрения.
Методологические принципы исследования: принцип всестороннего изучения проблемы, принцип детерменизма, принцип системного познания, гуманистические и экзистенциальные принципы.
Методы исследования:
— теоретические: теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме ценностей и ценностных ориентаций.
Этапы исследования:
На I этапе был произведен анализ литературы по теме исследования. Также была определена теоретико-методологическая основа исследования, произведено обобщение, подбор материала по проблеме ценностных ориентаций.
На втором этапе были сделаны выводы и заключения.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и источников.
Заключение:
Было выяснено, что ценностные ориентации личности – это основа личностных предпочтений, которые формируют характерологические и психологические особенности личности человека. На уровне психологического обоснования это обозначает, что у каждой личности может иметься собственный набор ценностных ориентаций. Различные авторы по разному подходили к определению ценностных ориентаций, однако основным остается то, что ценности являются фундаментом психологической ориентации человека.
Ценностные ориентации мы в данном теоретическом исследовании представили как явление, которое качественно отражает субъектную значимость структуры социальной действительности. Отсюда, что нам кажется вполне логичным, формирование ценностных ориентаций непосредственно обусловлено развитием личности.
Получается следующее: ценностные ориентации в структуре личности значимы с точки зрения системной, при этом наиболее активны следующие направления данного системообразования: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере тех или же иных социальных институтов.
На этом основании мы также можем полагать о том, что каждый конкретный тип личности проявляет себя индивидуально в определенных ситуациях, при этом там, где один чувствует уверенность, он перестанет ощущать ее в другой сфере.
Исходя из ситуации того, какие конкретные ценности структурно составляют ценностно-ориентированную систему личности, какими именно являются составляющие компоненты этих ценностей и степень большего или меньшего их предпочтения относительно других, непосредственно определяется то, на какие конкретно цели жизни ориентирована деятельность конкретно взятого человека.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что становление ценностных ориентаций самым прочным образом сплетено с характером развития личностной направленности человека. Поэтому мы говорим о том, что ценностные ориентации, представляясь в качестве механизма личностного роста и саморазвития, постоянно трансформируются, развиваются, совершенствуются, поэтому мы говорим об их функциональной системной динамичности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
1.1. Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» в психологии
Прежде всего, обратим внимание на то, что ценности – это основа для того, чтобы познавать и конструировать образ социальной действительности. В понимании ценностного подхода сама действительность является комплексом ценностей, создаваемых и интерпретируемых человеком.
Ценностный подход позволяет осознавать и ставить цели в деятельности человека. Ценность может иметь две разные коннотации (положительную или отрицательную), способствуя развитию субъекта.
А.М. Коршунов отметил, что такие авторы как В.П. Тугаринов, А.М. Коршунов, А.И. Жукова и другие полагают, что ценность выражает только положительную форму значимости. К примеру, А.М. Коршунов подтвердил это следующим образом: «Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества. Она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом» [19, с. 145].
Так, с точки зрения ценностного подхода ценность представляет собой материальный или идеальный предмет, у которого есть определенная степень значимости, подтверждающей социальное самоопределение, самоощущение. Выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности получают для индивида статус ценности, происходит благодаря ориентации.
А.В. Здравомыслов в своих трудах писал о том, что ценностные ориентации представляются как установки на социально значимые ценности. По сути, это обозначает наиболее лояльное отношение к определенной группе социальных ценностей.
В качестве конкретного примера здесь можно привести какие социальные ценности как ориентация на обучение, трудовую деятельность, семейные ценности, карьеру и так далее (К.У. Кабрабова) [14, с. 1808].
С.Л. Рубинштейн, по мнению Э.П. Утлик, определял ценности и ценностные ориентации как производное явление, исходящее от результата слияния человека и социальной реальности. По сути, автор обратил внимание на то, что все, создаваемое человеком в масштабе мира и вечности, априори значимое, ценностное [25, с. 130].
Б.С. Алишев рассматривал ценностные ориентации с позиции содержательного компонента психики человека. Такое отношение показывает наиболее полное содержание «субъект-объектных» взаимоотношений, которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на то, как субъекты относятся к себе и другим.
Так, по сути, отметим, что ценностные ориентации включены в субъектное сознание, функционально они регулируют внешние отношения и непосредственно поведенческие реакции человека в процессе его социального взаимодействия.
Стоит обратить внимание на то, что, по мнению Р.В. Голубничьего, ценностные ориентации априори значимы в структуре социального взаимодействия между индивидами [23, с. 17].
Другой исследователь, Е.А. Климов, определил то, что ценности располагаются исключительно в «субъект-объектной» структуре, по этой же причине они не нуждаются во внешнем отождествлении. По большому счету, Е.А. Климов показал, что ценность не является признаком объекта. Она – непосредственно субъектная характеристика в структуре социальной действительности [23, с. 17].
Обратим внимание на то, что чешский ученый Я. Гудачек (по упоминанию Д.А. Ленонтьева и его соавторов) продемонстрировали в проводимом ими исследовании две дефиниции ценностных ориентаций, как показано на Рис.1.