Курсовая теория на тему Целостность и безопасность государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы понятия целостности и независимости государства 5
1.1 Понятие целостности и независимости государства 5
1.2 Соотношение и взаимодействие целостности и независимости государства 16
2. Теоретические основы и особенности обеспечения безопасности государства 22
2.1 Понятие и сущность безопасности государства 22
2.2 Особенности обеспечения безопасности государства на примере Российской Федерации 26
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 34
Введение:
Актуальность темы исследования. В наивысшей точке развития государства, известной нам, функции суверенного государства сводятся к тому, чтобы поддерживать безопасность, порядок и стабильность на определённой территории, ограниченной государственными границами, создавать условия для развития общества, как политического, так и экономического, распределению услуг и благ, поддержанию занятости населения и удовлетворению основных его потребностей.
Каждое государство ставит перед собой задачу обезопасить себя, но при этом обеспечение безопасности одного государства может восприниматься как опасность для другого и вызывать ответные реакции, такие как гонка вооружений или «превентивная война». Государства на бумаге равны, но «некоторые из них равны больше, чем другие». И ведь действительно, де-юре все государства равны между собой с точки зрения международного права, но де-факто нельзя не заметить то, что они обладают разным населением, территорией, ресурсами, экономикой, военным потенциалом.
Традиционно суверенитет рассматривается как один из критериев государственности и как верховенство власти в пределах государственной территории. Хотя суверенитет, следовательно, часто воспринимается как абсолютный, ясно, что государственный суверенитет находится в процессе эволюции от абсолютной концепции неограниченной свободы и независимости к относительной концепции, где свобода и независимость государств ограничены как свободой другие государства и по международному праву.
Установление верховенства права в системе международных отношений предполагает такой уровень развития права в мировом сообществе, при котором все реальные задействованные субъекты международных правоотношений могут в практическом режиме и действенным образом обеспечить через созданные международные судебные и арбитражные учреждения защиту своих субъективных прав и интересов. Международное право, как целостная и законченная система права, предоставляет надлежащие средства для урегулирования всех потенциально возможных споров, обусловленных в первоначальном варианте востребованностью восстановления субъективных прав участников правоотношений как следствие прямого нарушения или злоупотребления правом.
Объектом исследования выступает государство в аспекте целостности и безопасности.
Предметом исследования является политико-правовая характеристика содержания целостности и безопасности государства.
Цель исследования: охарактеризовать целостность и безопасность государства.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие целостности и независимости государства;
– охарактеризовать соотношение и взаимодействие целостности и независимости государства;
– рассмотреть понятие и сущность безопасности государства;
– охарактеризовать особенности обеспечения безопасности государства на примере Российской Федерации.
Заключение:
Исследуя вопрос закономерностей таких категорий, как государственная власть, гражданское и суверенитет, необходимо обратить свое внимание, прежде всего, на категориальные определения данных институтов. В этом контексте можно согласится с утверждением, что власть – это явление, общественные отношения, которые необходимы и естественны всем историческим периодам человеческого бытия. Причем власть как социальное явление всегда сопровождается борьбой или удержанием. Овладение властью, стремление стать таковой можно назвать основным аспектом политической жизни общества.
Таким образом, прослеживается тесная взаимосвязь между важнейшими институтами теории государства и права, имеющими в современном мире не только теоретическое, но и практическое значение. Так, понимание государственной власти в конкретном государстве непосредственно связано с пониманием самого государства и школы его возникновения, приоритетной в данном обществе, посредством, например, определения ее в Конституции.
Институт государственной власти в современном мире не мыслим без существования института гражданского общества, который насчитывает практически такую же историю, как и институт самой государственной власти. Понимание гражданского общества взаимосвязано с местом и ролью государства и его органов в жизни индивидуумов. И, наконец, активность функционирования институтов гражданского общества взаимосвязана с институтом суверенитета, под которым понимается не только независимость государства и государственной власти, но заинтересованность, «вовлечение» каждого отдельного гражданина в дела государства.
Современная Россия является важным членом мирового сообщества и играет важную роль в обеспечении международной безопасности. В стране уделяется большое внимание задачам по обеспечению национальной безопасности, они являются приоритетными для государства. Изучение проблем и особенностей обеспечения национальной безопасности в России сегодня остается вопросом крайне актуальным. Это связано с геополитическими, экономическими и национальными особенностями государства. Несмотря на то, что чаще национальную безопасность связывают с внешними угрозами, сегодня вектор внимания смещается с обеспечения внешней безопасности на внутреннюю, в связи с этим актуализируется вопрос изучения влияния институтов гражданского общества на данный процесс.
Россия – страна с огромной территорией, колоссальным культурно-этническим разнообразием, долгой историей. Эти факторы одновременно являются достоянием России и вместе с тем таят в себе угрозу национальной безопасности. Именно смещение вектора политического внимания в сторону обеспечения внутренней безопасности свидетельствует о значимости данных факторов.
Проблема обеспечения национальной безопасности государства носит перманентно актуальный характер и влечет целесообразность исследования различных аспектов своего проявления как в теоретическом аспекте, так и на практике. Правовой суверенитет, являясь проявлением государственного суверенитета, более гибок к трансформации действительности, способен подстраиваться под новое содержание общественных отношений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности общества и государства в условиях глобализации и развития демократии. Именно правовой суверенитет способен сочетать в себе вызовы современности и обеспечение интересов личности, ее прав и свобод, не только во внутригосударственных отношениях, но и в международном взаимодействии.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы понятия целостности и независимости государства
1.1 Понятие целостности и независимости государства
Глобализация для некоторых означает локализацию для многих других. В настоящее время мобильность оказывается неравномерно распределенным благом, что становится важным фактором, определяющим идентичность. Несомненно, современный мир становится все более глобализированным – государства, нации, этнические группы находятся в возрастающей экономической, политической, научной и культурной взаимозависимости. Но как это ни парадоксально, вместе с тенденцией к глобальной гомогенизации возрождаются и старая вражда, и ненависть одних этнических групп к другим. Получается так, что сегодня, когда глобализация создает принципиально новый способ формирования отношений в мире, связанный с минимизацией значения всяких границ, на групповом уровне наблюдаются процессы замыкания, при которых этническая идентификация приобретает определяющее значение.
Возрождается интерес к корням, стремление этнических сообществ сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры становятся все более очевидными. Это явление, получившее название этнического парадокса современности (поскольку оно сопровождается все более возрастающей унификацией духовной и материальной культуры), является признаком радикального изменения динамики и форм этнической и национальной идентичности. Очень часто оно генерирует этноцентризм, ксенофобию, внутригрупповое замыкание. Но нередки случаи, когда оно приводит к противоположным результатам: к утверждению культурной идентичности (что является предпосылкой понимания и принятия другого человека, отличного от нас), сотрудничеству, кооперации, взаимному интересу при сохранении самобытности и культурных различий. Какая из двух ситуаций реализуется, зависит от конкретного социально-политического контекста.
Сам факт понимания нации в гражданско-политическом смысле и как полиэтнического образования не вызывает возражения. Это правильная и важная установка с учетом необходимости обеспечения гражданского единства российского общества. Но возникают вопросы, когда начинаешь задумываться над тем смыслом, который вкладывается в соответствующие понятия. Оказывается, что произведенный в российской социогуманитаристике этнологический поворот, который обременен многими противоречиями, не мог не отразиться на содержании важных политических документов. В них проявляются коллизии предпринятого перехода от примордиалистских к либерально-конструктивистским методологическим установкам в понимании этнического феномена и многих связанных с ним явлений и процессов.
По сути дела, здесь присутствует абстрактный гражданский либерализм, который не подкреплен фиксацией объективных онтологических оснований этнокультурного многообразия, а также и этнической идентичности, о которой вообще не говорится, хотя, как известно, она играет важную роль в жизни абсолютного большинства населения России. Было бы наивно и даже глупо утверждать, что конструкты сознания не присутствуют в нашей жизни или что они не играют в ней значимой роли.
В эпоху информационного общества, наличия мощных СМИ и глобальных сетей социальные конструкты не только имеют широкое распространение, но сплошь и рядом влияют на поведение отдельных людей, групп и целых сообществ. Это же относится к проблеме идентичности, которая в настоящее время превратилась в одну из главных тем в рамках многих научных направлений социогуманитаристики.
Реальная жизнь не состоит только из конструктов, а народ, понимаемый и в гражданско-политическом смысле как российский народ, и в этнокультурном смысле как этнос или этнонация, не сводится к проявлениям лишь сознания и идентичности. В этой связи сущностно важным представляется следующее положение: «Если под народом понимать самобытное и самовоспроизводящееся сообщество, то главным в его феноменологии оказывается познание не отличительных внешних признаков, а механизма самоорганизации. В этом механизме особенно значимо то, что обеспечивает коммуникацию, причем не только на уровне информации и сигналов, но и в системе ценностей, структурах иерархии и зависимости, ритмах сплоченности и разобщенности. Этничность обеспечивает безопасность и самореализацию участников сообщества» .
Поэтому, даже если не использовать понятие «этнос», а ограничиваться доминирующим сегодня в научном дискурсе понятием «этничность», то его содержание нельзя сводить лишь к идентичности. В свою очередь, саму идентичность неправомерно рассматривать как исключительно субъективное явление. Она имеет реальные онтологические основания, на которые чаще всего не обращается внимание.
Эпоха глобализации, несмотря на определенные временные разночтения, приобрела отчетливые контуры интеграции различных сфер общественной жизни с конца XX века, когда система мировых отношений прошла период глобализации. В нынешней ситуации результаты этого процесса воспринимаются неоднозначно, так как демонстрирует эпидемиологический кризис, на поверхность всплыли конфликты, связанных с логикой отстаивания национальных интересов, фантомы реал-политики, проявились контуры этнонационализма и этноцентризма. Социальные диспропорции на страновом и внутристрановом уровнях характеризуют возникновение новых рисков и возвращение социальных и политических рецидивов.
Фактически в рамках этнонационализации конструируются иделогемы суверенности, самобытности, избранности исторического пути, особых качеств этноса, и обосновывается не только право на родной язык и родную территорию, но и реализуется политика достижения этнической однородности на уровне применения политико-правовых и административных мер и путем гонений, запретов, ограничений или заказных убийств неугодных политиков, блогеров, как это мы видим по результатам деятельности «пробандеровских» националистических групп.
Содержание:
Введение. 3
1 Понятие и проблемы
целостности государства. 5
1.1 Целостность –
признак и ценностное свойство государства. 5
1.2 Россия как единое,
суверенное государство. 11
2 Роль государства в обеспечении
национальной безопасности. 16
2.1 Современные угрозы
государственной безопасности российской федерации 16
2.2 Функции и задачи
деятельности по обеспечению национальной безопасности РФ 24
Заключение 30
Список использованной
литературы.. 33
Введение:
Актуальность темы выражается в
современном обществе и России в частности, во времена террористических угроз,
экологических и экономических проблем. В
настоящий момент они стали в особенности острыми, в силу того, что на
современном этапе становления общества все перемешалось, возникли угрозы
внутреннего и внешнего характера.
Обеспечение безопасности и целостности
страны, ее суверенитета, сотрудничества с другими странами по экономическим,
политическим, культурным вопросам, а
кроме того по вопросам, затрагивающим интересы многих государств и требующим
коллективного ответа со стороны мирового сообщества.
Защита целостности государства — это
постоянное поле деятельности какого угодно государства, так как главное
внимание уделяется отражению вооруженной агрессии, предотвращению войн,
разоружению, сокращению ядерного и химического оружия, укреплению
нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военно-особых
технологий. В истории России есть много примеров, когда целостность страны была
поставлена под угрозу. Задача обеспечения целостности государства национальной
безопасности является востребованной и требует специального внимания.
Степень разработанности темы раскрыта в
работах таких авторов, как Возжеников А. В., Ищенко А. С., катков Д. Б.,
Корчиго Е. В., Лазарев В. В., Матузов Н.И. и др.
Целью работы
является анализ вопросов государственной целостности и национальной
безопасности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть целостность – признак и
ценностное свойство государства;
2. определить особенности России как единого, суверенного государства;
3. изучить современные угрозы
государственной безопасности российской федерации ;
4. проанализировать функции и задачи
деятельности по обеспечению национальной безопасности РФ.
Объектом
исследования является общественные отношения, возникающие в результате обеспечения
целостности и безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования
является целостность и безопасность государства.
Степень разработанности темы раскрыта в
работах таких авторов, как Возжеников А. В., Ищенко А. С., катков Д. Б., Корчиго
Е. В., Лазарев В. В., Матузов Н.И. и др.
Для достижения поставленных целей и
задач использовались такие научные методы, как диалектика, общенаучные
(дедукция и индукция), анализ и синтез.
Структура курсовой работы определяется
предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Подводя итог проделанной работе, нужно
выделить следующие аспекты.
Целостность государства — это принцип
федеративного устройства, при котором, в свою очередь, субъекты Федерации не
имеют права выходить из состава Федерации. Вопросы своей территории Российская
Федерация может решить только лишь сама. Выражением государственной целостности
является единое экономическое и правовое пространство, единое гражданство.
Главными направлениями концепций
государственного управления являются:
— роль государства в
обществе;
— структура и функции
государственной власти;
— увеличение
результативности и эффективности работы
государственного аппарата;
— формирование
прозрачной деятельности государственных органов.
Национальная безопасность — это
комплекс мер по обеспечению определенного уровня безопасности общества и более
конкретного человека. Национальная безопасность — это комплексная система,
которые включает в себя следующие главные компоненты: государственная
безопасность, Экономическая безопасность, энергетическая безопасность,
экологическая безопасность.
Обеспечение национальной безопасности
является приоритетным направлением государственной политики. В качестве главных
направлений обеспечения национальной безопасности рассматриваются следующие
положения:
Во время написания работы были
определены следующие главные задачи обеспечения национальной безопасности:
— прогнозирование
потенциальных угроз,
— планирование
мероприятий, которые направлены на устранение и предупреждение возникшей
угрозы;
— регулирование
деятельности государственных органов по вопросам обеспечения национальной безопасности;
— установление
взаимодействия между главными элементами, входящими в состав системы
национальной безопасности.
Обеспечение национальной безопасности
предполагает безопасность всего государства,
данная категория не выделяет отдельные национальные меньшинства,
проживающие на территории государства. Обеспечение безопасности народов уже
является приоритетом государственной безопасности. Обеспечение экономической
безопасности также является одним из самых важных национальных приоритетов.
Проблема обеспечения экономической
безопасности стоит крайне остро не только лишь для страны в целом, но и для
отдельных регионов, которые, в свою очередь, находятся под сильным воздействием
общероссийских экономических явлений и тенденций.
Согласно со ст. 8 Конституции РФ в
Российской Федерации «гарантируется единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». На территории
Российской Федерации не допускается установление таможенных пошлин, границ,
сборов и других препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и
финансовых ресурсов.
В Российской Федерации существует
единое рублевое пространство, денежной единицей в России является рубль.
Соответственно Конституции Российской Федерации, эмиссия денег совершается
исключительно Центральным банком Российской Федерации.
Регион имеет собственные проблемы
обеспечения экономической безопасности, которые, в свою очередь, определяются
особенностями данной территории: климатическими условиями, географическим положением,
структурой экономики, качеством и уровнем
жизни населения, а кроме того степенью угроз внешнего и внутреннего характера. Выявление и нейтрализация угроз и
кризисных ситуаций на региональном уровне помогает значительно снизить риск
возникновения угроз не только лишь на региональном, но и на государственном
уровне.
Главной государственно-правовой
особенностью Российской Федерации является установление государственного языка.
Согласно со ст. 68 Конституции Российской Федерации официальным языком Российской
Федерации на всей ее территории является русский язык. Статус государства на
всей территории России согласно со сложившимися историко-культурными традициями
имеет русский язык как главное средство межнационального общения между народами
Российской Федерации.
Как и какое угодно суверенное
государство, Российская Федерация имеет собственные государственные символы:
герб, флаг, гимн и столицу. Описание и порядок применения символов
устанавливаются федеральным конституционным законом (статья 70 Конституции
Российской Федерации).
Самым важным государственно-правовым
признаком, элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации
является наличие единой вооруженной силы, единой системы обеспечения
безопасности и обороны государства. Для
реализации обороны с применением оружия войны в Российской Федерации были
созданы Вооруженные силы и установлена воинская обязанность граждан Российской
Федерации.
Фрагмент текста работы:
1 Понятие и проблемы
целостности государства
1.1 Целостность – признак
и ценностное свойство государства
Государство — это одна из
разновидностей социальных систем, которая наряду со своими хорошо известными и
ранее изученными признаками -публичной властью, территорией, правом и др., а
также характеризуются определенными системными признаками: целостность,
структура, управление, коммуникации, самоорганизация, цели.
Несмотря на значимость индивидуальных
особенностей государства как специфической системной организации, ведущая роль
в социальных системах принадлежит такому признаку, как целостность. Его
преобладающее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность
является условием существования системы (государства), выражением всех других
признаков. Действительно, именно целостность характеризует все то, что
устойчиво, глубоко, что характерно для системы как системы, определяет ее
целостность, единство, динамику, взаимную координацию входящих частей,
элементов, устраняет их антагонизм и т. д [1].
Целостность не только свидетельствует
об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию,
дает некий невидимый знак качества и выступает объективной тенденцией в
развитии государства. Целостность государства возникает в результате интеграции
отдельных частей общества, общественно-политической системы, взаимодействия их
свойств, атрибутов, функций и т. д., но в рамках единого, общего или целого.
Целостность — это определенный ориентир
развития общества, общественно-политической системы, своеобразный проводник,
архитектор, определяющий всю композиционную направленность государства, его
архитектонику. Определение целостности в функционировании социальной системы
влияет на последующее определение системы по отношению к ее частям[2].
В режиме этой обусловленности
государство синтезируется как единое целое, которое неумолимо подчиняет свои
части и элементы формирующейся общественно-политической целостности,
преобразует их в соответствии со своей природой. Это явление
общественно-политической действительности с предельной ясностью демонстрирует
классовую, гуманистическую или иную сущность данной государственно-правовой
системы, господствующего политического режима. Именно в нем заключена тайна
правоспособности, исторического долголетия государства как системы[3].
Более того, многие старые свойства
частей и элементов общества, которые были присущи им до вхождения в
политическую систему, исчезают или, наоборот, актуализируются. При
необходимости отдельные части и элементы самого общества качественно
трансформируются адекватно своему новому состоянию. Именно это и произошло,
например, с примитивными социальными регуляторами, то есть обычаями, которые
были частично приняты политической властью и соответственно преобразованы в
различные правовые акты, а частично отвергнуты как противоречащие новым
господствующим интересам. Поэтому на всех составляющих государства лежит
своеобразная печать его целостности, проявляющаяся в его специфической
сущности, формах, функциях, назначении. Следовательно, целостность государства
распространяется на все проявления государства — как внутренние, так и внешние.
Для государства целостность-это не
прихоть правящего режима и не только определенный результат предшествующего
исторического развития общества. Защищая свою целостность-политическую,
экономическую, территориальную, правовую, социальную, идеологическую — государство
в лице государственной власти защищает господствующее правовое государство,
защищает общество от антиобщественных проявлений, от распада общества как
такового.
В обеспечении целостности государства
видится не только выражение существующих общественных отношений, но и его (то
есть государства) природный «инстинкт», с утратой которого возникают различного
рода социальные катаклизмы. Именно поэтому целостность государства следует
рассматривать как признак государства, выражающийся в его устойчивости,
устойчивости, реализуемой в определенном политическом режиме, союзе с
обществом, личностью.
Целостность — это первичный доминантный
и определяющий фактор государства в целом, как системы. В свою очередь, это
означает, что, во-первых, примат (верховенство) целого над частями и
элементами, целостность целого над целостностью частей и элементов и,
во-вторых, что целостная Общественно — политическая система объективно
необходима в общественно-политической системе-единственно возможной форме
существования государства. Последняя может быть различной по форме правления,
государственному устройству и политическому режиму, но она не может быть лишена
своей целостности. Государство как незавершенная система-это теоретическая
бессмыслица[4].
Утрата государством по тем или иным
причинам своей целостности граничит с его политической деградацией, крахом той
или иной системы, в целом. Перефразируя известные слова Монтескье, отметим, что
миром правит не фортуна, не судьба и не случай.
Выключая страну из
общего контекста развития цивилизации, игнорируя принципы гражданского
общества, правовая государственность ведет режим в болото политического застоя,
экономического застоя, идеологического догматизма, духовной нищеты и (как
закономерный результат) разрушения, распада. Кризис [1] Радько Т. Н. Теория
государства и права. Учебник. М.: Проспект, 2019. – С. 111-115 [2] Смоленский М. Б. Теория
государства и права. М: Инфра-М, 2018. – С. 77-79 [3] Протасов В. Н. Теория
государства и права. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. – С. 18-22 [4] Морозова Л. А. Теория
государства и права. Учебник. М.: норма, Инфра-М, 2017. – С. 44-49