Курсовая теория на тему Цели, задачи, перспективы реформирования системы социальной защиты в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа целей,
задач, перспектив реформирования системы социальной защиты в РФ.. 5
1.1. Сущность понятия и функции «социальной защиты
населения». 5
1.2. Зарубежный опыт социальной защиты населения. 10
Глава 2. Основные направления развития современной
концепции социальной защиты населения Российской Федерации. 20
2.1. Формы и методы современной концепции социальной
защиты населения в России. 20
2.2. Проблемы социальной защиты населения России в 2020
году. 22
2.3. Перспективы развития социальной защиты населения в
России. 31
Заключение. 37
Библиографический список. 39
Введение:
Тема исследования в настоящее
время очень актуальна, так как необходимость специализации форм, совершенствования
методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили
повышенный интерес к разрешению проблем многих специалистов.
Интерес к формированию и функционированию
системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи
современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения
рассматриваются в трудах таких авторов как: П.Д. Павленок, Савинов А.Н., Ярской
— Смирновой Е., Романова П., и других. В работах этих авторов недостаточно уделяется
внимания особенностям адресной политики, а также социально незащищенным группам
населения.
Это определило объект
и предмет исследования, а также его цели и задачи.
Цель работы: анализ
основных направлений развития современной концепции социальной защиты населения
Российской Федерации.
Объект исследования:
концепция социальной защиты населения в России. Предмет: формы и методы
концепции социальной защиты населения в России.
В соответствии с поставленной
целью предполагается решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность понятия
и функции «социальной защиты населения»
— рассмотреть нормативно-правовое
обеспечение социальной защиты населения РФ
— рассмотреть формы и методы
современной концепции социальной защиты населения в России
— рассмотреть проблемы социальной
защиты населения России в 2020 году
— рассмотреть перспективы развития
социальной защиты населения в России
Правовую базу социальной защиты
определенных категорий населения разрабатывают следующие законы Российской Федерации:
«Об основах социального обслуживания в РФ», «О государственной социальной помощи
в РФ», постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального
обслуживания» и др.
Поставленные цель и задачи достигаются
при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых
актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.
Структура курсовой работы включает
в себя: введение, два раздела, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Таким образом, на основе проведенных
исследований сферы социальной защиты России, в частности, можно утверждать, что
принципы и юридические нормы построения системы социальной защиты являются
наиболее подходящими для текущего уровня развития государственной власти и
гражданского общества.
Система взаимодействия государственного
аппарата социальной защиты на федеральном и региональном уровне создает сферу
социальной защиты граждан по основным требуемыми направлениям.
Однако, на основе практического
исследования можно судить о недостаточном уровне выполнения поставленных задач
и о несовершенства правовых аспектов регулирования на местах, которые, в свою
очередь, ведут к неполному и неэффективному выполнению поставленных задач.
За систему социального
обеспечения в России отвечает государство. Министерство труда и социальной защиты
населения осуществляет контроль за большинством аспектов этого. В некоторых случаях
эмигранты-резиденты могут претендовать на пособия по социальному обеспечению в России,
если они внесли необходимые платежи в государственные фонды.
Необходимость социальной защиты населения вытекает
из требований Конституции Российской Федерации; в статье 7 говорится, что Российская
Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное человеческое развитие. Это означает,
что реализация данного положения Конституции предполагает, что государство будет
проводить политику, направленную на создание социально-экономического потенциала,
способного обеспечить высокий уровень благосостояния граждан, который должен основываться
на развитии этого потенциала.
Система социальной защиты выполняет несколько
важнейших функций:
– превентивную (предупреждение социально-рисковых
ситуаций).
– обеспечительную.
– компенсационную.
Эффективность использования и развития социального
потенциала зависит от сбалансированности его компонентов, влияния экономических
возможностей региона и действий административных органов, обеспечивающих динамику
социального развития населения. Чрезвычайно важно учитывать, что социальное развитие
осуществляется под влиянием сочетания рыночных (экономических), производственных,
финансовых, правовых и гуманитарных факторов. В рамках этих факторов формируется
степень удовлетворения потребностей в социальной защищенности населения региона,
создающая предпосылки для оптимизации социального потенциала и усиления его влияния
на экономический потенциал, создания и развития прибыльных видов и направлений производственно-хозяйственной
деятельности.
Управление социально-экономическим потенциалом
регионов требует серьезных изменений. Прежде всего, необходимо уточнить понятие
объекта и субъекта управления, поскольку сама система управления может содержать
характеристики как объекта, так и субъекта управления и иметь много уровней управления,
в том числе такие как внутренний и внешний. управление ресурсами, информационными
потоками и коммерческими структурами.
В настоящее время существует потребность в более
глубоком анализе формирования и использования социально-экономического потенциала
регионов. Такой анализ необходим для более полного решения не только проблем отдельных
регионов, но и их выравнивания по качеству жизни населения. Это снизит миграционные
потоки, снизит концентрацию экономики в промышленных комплексах и уменьшит количество
градообразующих территорий. Это приведет к выравниванию социально-экономического
состояния регионов, реализации «идеологии» формирования среднего класса и оказанию
необходимой помощи в решении многих региональных проблем делового и социального
развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты анализа целей, задач, перспектив реформирования системы социальной
защиты в РФ 1.1. Сущность
понятия и функции «социальной защиты населения» Социальное обеспечение — это «любая государственная
система, которая оказывает денежную помощь людям с недостаточным доходом или без
такового»[1]. Социальная защита (англ. social protection) —
система мер, направленных на поддержку граждан, пострадавших от социальных рисков
или оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обеспечение закреплено в статье 22
Всеобщей декларации прав человека, которая гласит:
Каждый человек, как член общества, имеет право
на социальное обеспечение и имеет право на реализацию посредством национальных усилий
и международного сотрудничества и в соответствии с организацией и ресурсами каждого
государства экономических, социальных и культурных прав, необходимых для его достоинства
и свободное развитие его личности.
В новом отчете Международной
организации труда (МОТ) говорится, что, несмотря на беспрецедентное глобальное расширение
социальной защиты во время кризиса COVID-19, более 4 миллиардов человек во всем
мире остаются полностью незащищенными.
В нем делается вывод о
том, что ответные меры на пандемию были неравномерными и недостаточными, что увеличивало
разрыв между странами с высоким и низким уровнем доходов и не могло позволить себе
столь необходимую социальную защиту, которой заслуживают все люди.
Государственная политика
Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии
с положениями Конституции Российской Федерации[2].
Согласно ст. 7 Конституции
«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
(ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей,
устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7. п.2.)[3].
Конституцией Российской
Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства,
отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации3.
Таким образом, все вышеуказанные
гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных
социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты — то есть установленные
законами РФ или решениями представительных органов государственной власти на определенный
период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные
нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах,
общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления
и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти
цели[4].
Социальная защита представляет
собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального
дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального
обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем
полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению
в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности
законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих
каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень
жизни[5].
Социальная защита населения
является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной
политики.
Мы должны признать, что
эффективная и всеобъемлющая социальная защита важна не только для социальной справедливости
и достойной работы, но и для создания устойчивого и жизнеспособного будущего[6].
В настоящее время только
47 % населения мира эффективно охвачены хотя бы одним пособием социальной защиты,
а 4,1 миллиарда человек (53 %) вообще не получают гарантированного дохода от своей
национальной системы социальной защиты[7].
Существует значительное
региональное неравенство в социальной защите. В Европе и Центральной Азии самый
высокий уровень охвата, при этом 84 % людей охвачены по крайней мере одним пособием.
Американский континент также превышает среднемировой показатель — 64,3 %. Азия и
Тихий океан (44 %), арабские государства (40 %) и Африка (17,4 %) отметили пробелы
в охвате.
Во всем мире подавляющее
большинство детей по-прежнему не имеют эффективного охвата социальной защитой —
только каждый четвертый ребенок (26,4 %) получает пособие по социальной защите.
Лишь 45 процентов женщин с новорожденными во всем мире получают денежное пособие
по беременности и родам. Только каждый третий человек с тяжелой формой инвалидности
(33,5 %) во всем мире получает пособие по инвалидности. Охват пособиями по безработице
еще ниже; только 18,6% безработных во всем мире эффективно застрахованы. И хотя
77,5 % людей старше пенсионного возраста получают пенсию по старости в той или иной
форме, между регионами, между сельскими и городскими районами, а также между женщинами
и мужчинами сохраняется существенное неравенство[8].
Государственные расходы
на социальную защиту также существенно различаются. В среднем страны тратят 12,8%
своего валового внутреннего продукта (ВВП) на социальную защиту (исключая здравоохранение),
однако страны с высоким уровнем дохода тратят 16,4%, а страны с низким уровнем дохода
только 1,1% своего ВВП на социальную защиту.
Дефицит финансирования
(дополнительные расходы, необходимые для обеспечения хотя бы минимальной социальной
защиты для всех) увеличился примерно на 30 процентов с начала кризиса COVID-19[9].
Чтобы гарантировать хотя
бы базовый охват социальной защиты, странам с низким уровнем дохода потребуется
инвестировать дополнительно 77,9 млрд долларов США в год, странам с уровнем дохода
ниже среднего — дополнительно 362,9 млрд долларов США в год, а странам с уровнем
дохода выше среднего — еще 750,8 млрд долларов США. в год. Это эквивалентно 15,9,
5,1 и 3,1 % их ВВП соответственно.
«Социальная защита — важный
инструмент, который может принести широкие социальные и экономические выгоды странам
на всех уровнях развития. Он может лежать в основе улучшения здоровья и образования,
большего равенства, более устойчивых экономических систем, более эффективного управления
миграцией и соблюдения основных прав. Создание систем, которые могут обеспечить
эти положительные результаты, потребует сочетания источников финансирования и большей
международной солидарности, особенно с поддержкой более бедных стран. Но преимущества
успеха выйдут за пределы национальных границ и принесут пользу всем нам», — сказала
она[10].
Конкретные меры по содействию
всеобщей социальной защите были выделены в Глобальном призыве к действиям по ориентированному
на человека восстановлению после пандемии COVID-19. Призыв к действию, в котором
излагается комплексная программа восстановления, был единогласно одобрен в июне
2021 года государствами-членами МОТ, представляющими правительства, организации
трудящихся и работодателей.
Нормативно-правовая база социальной защиты
населения представляет собой массив правовых норм, обеспечивающих гарантии
социальной защиты граждан.
Конституция РФ закрепляет право граждан на
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,
для воспитания детей
(ст. 39); на защиту материнства и детства (ст. 38); на судебную защиту
(ст. 46); на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями
(или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.
53). Закрепляется право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
Конституция не только провозгласила право граждан на социальную защиту, но и
четко определяет пути его реализации.
Приняты Федеральные законы[11]:
ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации»: Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения
прожиточного минимума в Российской Федерации[12].
ФЗ «О
государственной социальной помощи»: закон устанавливает правовые и организационные основы
оказания государственной социальной помощи.
ФЗ «Об основах обязательного социального
страхования»: закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права регулирует отношения в системе обязательного социального
страхования[13].
ФЗ «Об основах социального обслуживания
граждан в РФ»: нормативный акт, регулирующий деятельность государства и
негосударственных организаций, направленную на оказание социальной помощи
населению. Закон вступил в силу 1 января 2015 года[14].
А также приняты следующие законы: ФЗ «О
социальной защите инвалидов в РФ»; ФЗ «О
занятости населения в РФ»; Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; ФЗ «О
страховых пенсиях»; – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в граждан в РФ»; ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»; ФЗ «О ветеранах»
и других[15].
В 2013 году был принят Федеральный закон №
442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[16].
В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также
состав и содержание социальных услуг, определены основания для признания
граждан нуждающимися в социальном обслуживании. [1] Анбрехт, Т. А.
Социальная защита отдельных категорий граждан: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Т. А. Анбрехт. — 2-е изд., перераб, и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 285 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06509-1. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474277 (дата обращения:
17.12.2021). [2] Антропов В.В. Социальное государство:
от теории к практике // Экономика. Налоги. Право. 2021. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-praktike
(дата обращения: 08.02.2022). [3] Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания
социальных услуг населению // Актуал. пробл. совр. науки. — 2016. — N 1. —
С.96-98. [4] Анбрехт, Т. А.
Социальная защита отдельных категорий граждан: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Т. А. Анбрехт. — 2-е изд., перераб, и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 285 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-06509-1. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474277 (дата обращения:
17.12.2021). [5] Медведев А.В. Принципы социальной поддержки // «Черные
дыры» в рос. законодательстве. — 2016. — N 2. — С.48-50. [6] Федорова М.Ю. Право социального обеспечения в правовом
механизме управления социальными рисками // Рос. юрид. журнал. — 2018. — N 5. —
С.115-127. [7] Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания
социальных услуг населению // Актуал. пробл. совр. науки. — 2016. — N 1. —
С.96-98. [8] Роик, В. Д. Социальная политика. Финансовые механизмы:
учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 570 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-11302-0. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495487
(дата обращения: 31.01.2022). [9] Антропов В.В. Социальное государство:
от теории к практике // Экономика. Налоги. Право. 2021. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-praktike
(дата обращения: 08.02.2022). [10] Медведев А.В. Принципы социальной поддержки // «Черные
дыры» в рос. законодательстве. — 2016. — N 2. — С.48-50. [11] Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания
социальных услуг населению // Актуал. пробл. совр. науки. — 2016. — N 1. —
С.96-98. [12] Роик, В. Д. Социальная политика. Финансовые механизмы:
учебник и практикум для вузов / В. Д. Роик. — Москва: Издательство Юрайт, 2021.
— 570 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11302-0. — Текст: электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475846
(дата обращения: 17.12.2021). [13] Роик, В. Д.
Социальная политика. Финансовые механизмы: учебник и практикум для вузов
/ В. Д. Роик. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 570 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-11302-0. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475846 (дата обращения:
17.12.2021). [14] Антропов В.В. Социальное государство:
от теории к практике // Экономика. Налоги. Право. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-gosudarstvo-ot-teorii-k-praktike
(дата обращения: 08.02.2022). [15] Киреева А.В. Государственно-частное партнерство в
социальной сфере: анализ эффективности существующих моделей / А.В. Киреева,
А.Б. Золотарев // Право и политика. — 2016. — N 10. — С.1251–1257. [16] Воронцова, М. В.
Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для
среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров; под
редакцией М. В. Воронцовой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 330 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13624-1. — Текст: электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477005
(дата обращения: 17.12.2021).