Курсовая теория на тему Цели арт-терапии. Основные направления арт-терапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Изучение теоретических аспектов арт-терапии 4
1.1. Понятие и методы арт-терапии 4
1.2. Цели арт-терапии 12
Глава 2. Практическое применение арт-терапии 18
2.1. Направления арт-терапии при работе с клиентами 18
2.2. Виды, формы и типы арт-терапевтической практики 22
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Актуальность исследования. За последние годы невероятно популярным методом борьбы с разными психологическими проблемами стала арт-терапия. «Лечение искусством» эффективно и полезно, поэтому ее широко используют для работы с пациентами независимо от возраста. Разумеется, для многих людей интересна любая информация. Например, как выглядят методы подобной коррекции, представляющие ее виды. Арт-терапия практически не имеет ограничений и противопоказаний, зато позволяет добиться действительно хороших результатов. Достаточно часто подобными методами работы интересуются родители, ведь они применимы для детей всех возрастов. Более того, самому пациенту (независимо от того, к какой возрастной группе он относится) сеансы представляются в виде игры и развлечения, что позволяет ему полностью открыться.
Арт-терапия является одним из наиболее древних методов психологической коррекции. За период своего становления данный метод постоянно модернизировался и, благодаря объединению с другими научными дисциплинами, продолжает активно развиваться и сегодня. Успешно прорабатывая психические состояния человека, арт-терапия содействуют развитию творческого потенциала личности, вызывая новые способы активности и помогая их закрепить. Развитию методов арт-терапии способствовали клинико-психиатрический анализ творческой продукции душевнобольных, исследование изобразительного искусства психоаналитиками, изучение психопатологической экспрессии представителями мира искусства. История становления и развития арт-терапии как психологического метода рассмотрена в трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Труды М. Киселевой, А. Копытина, направлены на рассмотрение и определение основных направлений и технологий арт-терапии. Особенности применения их в практической деятельности проанализированы в трудах В. Синицы, Е. Беляевой, Р. Ткача, Л. Магур, Г. Соколовой, С. Богачева, Н. Саковича, Т. Пасеки, М. Валента, А .Гельбак, Т. Зинкевич-Евстигнеевой.
Опираясь на такую базу современные арт-терапевты имеют возможность повысить эффективность своей работы и внести свой весомый вклад в развитие методов психодиагностики. Используя созидательную и просто творческую активность человека для решения проблем психологического характера, арт-терапия по праву может считаться одним из самых безопасных и экологичных методов психологической коррекции.
Цель исследования заключается в изучении основных особенностей арт-терапии как метода психологической коррекции.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие и методы арт-терапии.
2. Определить цели арт-терапии.
3. Выделить направления арт-терапии при работе с клиентами.
4. Охарактеризовать виды, формы и типы арт-терапевтической практики.
Объектом исследования выступает арт-терапия как метод психологической коррекции.
Предметом исследования является практическое применение направлений арт-терапии.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Арт-терапия – метод исцеления с помощью творчества, применяемого в психотерапии, психосоматических клиниках и в социальной сфере.
Говоря об арт-терапии, чаще всего подразумевают терапию художественным творчеством. Хотя в настоящее время интенсивно развиваются и другие направления арт-терапии (танцевально-двигательная, песочная терапия, музыкотерапия и т.д.).
В арт-терапевтическом процессе средством терапии есть разные формы взаимодействия клиента с изобразительными материалами: красками, бумагой, пастелью, глиной, с помощью которых клиент создает визуальные образы и художественные объекты. В отличие от вербальной терапии, в арт-терапии вербальная экспрессия используется в качестве вспомогательного средства коммуникации и самовыражения клиента.
Символический язык изобразительного искусства наиболее адекватный для выражения содержания бессознательного. Арт-терапия связана с раскрытием творческих способностей и сущностного потенциала человека, мобилизацией внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Это инструмент для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова не подходят:
Арт-терапия – это средство свободного самовыражения и самопознания. Художественное творчество помогает понять и оценить свои чувства, воспоминания, образы будущего, найти время для обновления жизненных сил и способ общения с собой. Опираясь на трансцендентные свойства символов и собственный творческий потенциал, человек способен достичь самоисцеления. Символические образы являют собой способы разрешения внутрипсихических конфликтов.
В результате арт-терапевтической работы появляются дополнительные возможности для внутриличностной коммуникации, переход членов группы на более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в том числе неосознаваемых) механизмов организации поведения, происходит освобождение от внедренных доминирующей культурой и идеологией паттернов поведения и освоения тех что больше отвечают их глубинной природе, потребностям и направлениям развития.
В ходе работы за счет активизации воображения членов группы путем направленной визуализации происходит спонтанный переход в драматическую реальность, развивается мифотворчество группы и формируется мифо-поэтическая модель мира.
Методы арт-терапии отвечают ожиданиям, установкам, традициям клиентов, для которых характерна ориентация на эмоционально образное переживание, чем на рациональное разрешение психологических конфликтов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Изучение теоретических аспектов арт-терапии
1.1. Понятие и методы арт-терапии
В последнее время практические психологи все чаще используют арт-терапию во время работы с детьми и взрослыми. С одной стороны – эти простые действия доступны даже маленькому ребенку, а с другой – творческие занятия всегда интересны, позволяют разгрузиться или научиться чему-то новому
По определению Британской Ассоциации Арт-терапевтов, арт-терапия – это форма психотерапии, которая использует арт средства как основной способ выражения и общения. В этом контексте искусство используют не как диагностическое средство, а как средство, помогающее решить эмоциональные проблемы, которые могут предопределять запутанность и тревогу. Представители Американской ассоциации арт-терапии определяют последнюю интегрированную профессию в области психического здоровья и социальных услуг, которые обогащают жизнь людей, семей и детей благодаря активному художественному творчеству, творческому процессу, прикладной психологической теории и человеческому опыту в пределах психотерапевтических отношений [26].
В широком смысле арт-терапия (от англ. art – искусство, изобразительное искусство; и греч. therapeia – исцеление, лечение) – система психологической помощи, основанная на искусстве и творчестве, а также построении и развитии психотерапевтических отношений. Такое определение представляет М.В. Кисилева [10].
Следовательно, какой-либо творческий процесс можно назвать арт-терапией. В искусстве и творчестве создание определенного продукта является одновременно целью и конечным результатом деятельности. В арт-терапии творческий продукт – посредник в общении клиента и терапевта на символическом уровне, а также средство, чтобы достигнуть или – решить внутренний конфликт, улучшить эмоциональный состояние личности.
Арт-терапия в качестве научного метода начала определяться в XX веке, когда широкую известность получили работы некоторых художников – педагогов, которые принимали попытки лечить искусством людей в различных медицинских заведениях. В начале XIX в. врач-психиатр ввел метод музыкотерапии в схему лечения психически больных людей [4].
Отечественные ученые также были заинтересованы в изучении влияния творческой деятельности на психику человека. Так С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев, И. М. Догель, И. М. Сеченов, в своих исследованиях музыкально-терапевтического эффекта на больных, выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека. В середине XIX в П.П. Малиновский, российский психиатр, писал о методе лечения посредством впечатлений (рукоделие, музыка, рисование и т.д.)[17].
В. А. Гиляровский, Г. И. Шипулин выявили, что занятия творчеством вызывают положительные эмоции, которые оказывают благоприятное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению, мобилизуют резервные силы человека [6].
В Европе изучением применения арт-терапии в качестве средства лечения занимались М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др. В 1938 г британский врач А. Хилл вводит в общее употребление термин «Арт-терапия». Он на своем опыте, проходя лечение от туберкулеза, обнаружил, что занятия изобразительным искусством отвлекают от болезни и улучшают настроение ,а в 1948 г описал свой опыт в восстановлении и реабилитации больных в книге «Изобразительное искусство против болезни».
В США одной из первых, кто начал заниматься терапией искусством, была американский психолог и художник М. Наумбург. В 40-е годы XX века она, под влиянием идей З. Фрейда и К. Юнга о бессознательном и его проявлениях в жизни человека, стала использовать рисуночные техники в психотерапевтическом лечении детей. В 1950 г. Э. Крамер, американская художница, обнаружила, что творческий акт непосредственно связан с разрешением внутреннего конфликта, изменением внутреннего опыта посредством сублимационных и интеграционных процессов [15].
В 60-80 гг. XX века арт-терапия приобрела новый виток популярности, когда были созданы первые профессиональные объединения, способствовавшие более широкому внедрению методов художественной терапии в различные области практической работы. Арт-терапия стала использоваться не только в рамках психиатрии и психотерапии, но и как метод в психологическом консультировании, педагогической и социальной работы. В 60-х годах Дж. Райт стала использовать художественную эмоциональную выразительность в качестве метода самосознания и самоактуализации посредством интерпретации клиентом своего творческого продукта. В середине 80-х – в начале 90-х годов в России создается метод арт-терапии – терапия творческим самовыражением, придуманный М.Е. Бурно в 1989 г. Метод предполагает использование творческих занятий (литература, фотография, рисование, театр и т.д.) для укрепления веры в себя, личностного роста, развития коммуникативных навыков и т.д. [11].
Полагают, что на развитие методов анализа и интерпретации художественного материала повлияли идеи Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Зигмунд Фрейд первым заговорил о бессознательном. Он считал, что символы представляют собой утраченные воспоминания и вследствие интропсического процесса проявляются во снах и художественном творчестве. По мнению Карла Густава Юнга, творчество – единственный из основных элементов терапии. С помощью символов и образов человек выражает энергию бессознательного, что способствует восстановлению психического баланса между бессознательным и сознательным Я, а также личностному росту.