Курсовая теория Экономические науки Государственная и муниципальная служба

Курсовая теория на тему Бюрократия и бюрократизм : отличительные признаки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Основные теории бюрократии. Бюрократизм 5
1.1. Бюрократия и бюрократизм: общее и особенное 5
1.2. Бюрократизм и бюрократия в деятельности государственной службы 8
2. Бюрократия и бюрократизм в управлении: анализ 12
2.1. Понятие бюрократии в общенаучном контексте 12
2.2. Бюрократизм – неизбежный элемент государственности 19
Заключение 26
Список использованных источников 28

 

  

Введение:

 

Введение

В данной курсовой работе мы попробуем разобраться в истории возникновения бюрократии, ее взаимодействии с государством, выделим основные черты бюрократии и бюрократизма и непосредственно определим пути преодоления бюрократии и бюрократизма. Актуальность данной работы состоит в том, что проблема бюрократии является одной из главных, особенно для бывших социалистических стран, в том числе России. На западе давно посчитали необходимым создать обособленное научное направление предназначенное изучать широкий спектр вопросов управления в современном обществе. Знания основ этой дисциплины необходимы для юристов политиков и тех, кто связан с этой сферой.
Термин «бюрократия» представляет собой крайне абстрактное понятие, насчитывающее несколько веков. Причиной данного явления является разрозненное толкование, которое понимается большим числом исследователей по-разному.
Первоначальным посылом для возникновения данного термина является история Древнего Рима, в которой для обозначения грубой шерсти использовалось слово «бюрра». Затем данная лексема была извлечена во французский язык, где видоизменилось на «бюро», что подразумевало вариацию шерстяной ткани. Следуя исследованию Т.А. Беловой, в XVI веке этим словом обозначили стол, покрытый тканью, а в XVII веке начали называть кабинет, канцелярию, где стояли столы. Дальнейшая трансформация термина произошла в начале XVIII века. В это время в обиход вошло слово «бюролист», использовавшееся для категории людей, работавших в бюро. В последующем, слово трансформировалось в известное нам понятие «бюрократия», определяв
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и бюрократиию
Предметом являются закономерности возникновения, развития, функционирования государства и бюрократии, какое из данных понятий является основополагающим для остальных, как они влияют друг на друга и в чем проявляется это влияние в различные исторические периоды.
Целью курсовой работы является изучение становления бюрократии со времен ее возникновения до наших дней, рассмотрение различных подходов преодоления бюрократии и бюрократизма в государстве.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды М. Вебера. Кроме того, были рассмотрены отдельные главы учебников по Теории государства и права С.С. Алексеева, А.В. Мелехина и А.Б. Венгерова.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие основные задачи.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы:
Определить понятие государства и бюрократии.
Выделить сущность государства и бюрократии.
Найти пути преодоления бюрократии и бюрократизма.
В данной работе мы использовали такие методы исследования как теоретический анализ, который являться одним из самых сложных методов исследования, а так же использовали методы индукции и дедукции.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Все данные концепции невозможны без упорядочивания и ориентированности на среднесрочную перспективу. Модернизация, осуществляемая с целью сокращения бюрократов должна устанавливаться не только на определённый срок, но и быть направлена на дальнейшие изменения системы управления в будущем.
Подводя итоги, следует обобщить следующие конкретизированные методы дебюрократизации и модернизации современной системы государственного управления:
•применение государственного аудита, как обобщающий анализ сложившихся проблем;
•обозначение скорости модернизации реформирования для более качественного проведения реформации государственных структур;
• комплексный пересмотр действующего законодательства с целью составления чётких регламентов, сроков действий законов и исполнительных решений;
•определение масштаба модернизации для пертурбации всей действующей системы управления;
•пересмотр системы управления экономикой для переосмысления первоначальных установок и задач;
•формирование, создание и развитие электронного управления для комфортного оказания услуг;
• схематическое изменение действующей законодательной базы;
• упорядочивание и ориентированность на среднесрочную перспективу.
В заключение хотелось бы отметить, что бюрократия, следуя прогнозам, ещё долгое время будет циркулировать в системах государственного управления всех стран. Единственным вариантом противодействия данной системе выступает слажено разработанная программа действий, учитывающая характер предстоящей работы и выступающей в интересах гражданского общества. Ведь основной прерогативой функционирования государственных институтов управления является экономическое развитие, служение обществу, а не превосходство над ним.
Таким образом, можно сделать вывод, что бюрократия в государственном и муниципальном управлении есть, была и без внешних устойчивых преобразований, прежде всего в обществе, общественном понимании, традициях, устоях и подходах, останется огромным неповоротливым механизмом, поддерживающем существующие порядки, не склонные и препятствующие изменениям, которые прямо или косвенно будут затрагивать их интересы, либо влиять на попытки реформирования.
Можно предположить, что сотрудники, приходящие в структуру извне, могут внести существенные изменения, но часть из них, через некоторое время примет действующие правила внутрикорпоративной игры, и не будет тратить время, энергию и силы на попытки трансформировать окружение, с постоянным риском потерять рабочее место, если не будет политической воли для проведения реформ и изменений «сверху». В современном мире без бюрократического аппарата не может и не сможет существовать никакое государство. Очевидно, проблема заключается не в наличии бюрократии как таковой, а в схеме, принципах и методах работы, готовности к изменениям и следовании веяниям времени, рассматриваемым сквозь призму отношения к выполняемым функциям.

 

Заключение:

 

Введение

В данной курсовой работе мы попробуем разобраться в истории возникновения бюрократии, ее взаимодействии с государством, выделим основные черты бюрократии и бюрократизма и непосредственно определим пути преодоления бюрократии и бюрократизма. Актуальность данной работы состоит в том, что проблема бюрократии является одной из главных, особенно для бывших социалистических стран, в том числе России. На западе давно посчитали необходимым создать обособленное научное направление предназначенное изучать широкий спектр вопросов управления в современном обществе. Знания основ этой дисциплины необходимы для юристов политиков и тех, кто связан с этой сферой.
Термин «бюрократия» представляет собой крайне абстрактное понятие, насчитывающее несколько веков. Причиной данного явления является разрозненное толкование, которое понимается большим числом исследователей по-разному.
Первоначальным посылом для возникновения данного термина является история Древнего Рима, в которой для обозначения грубой шерсти использовалось слово «бюрра». Затем данная лексема была извлечена во французский язык, где видоизменилось на «бюро», что подразумевало вариацию шерстяной ткани. Следуя исследованию Т.А. Беловой, в XVI веке этим словом обозначили стол, покрытый тканью, а в XVII веке начали называть кабинет, канцелярию, где стояли столы. Дальнейшая трансформация термина произошла в начале XVIII века. В это время в обиход вошло слово «бюролист», использовавшееся для категории людей, работавших в бюро. В последующем, слово трансформировалось в известное нам понятие «бюрократия», определяв
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и бюрократиию
Предметом являются закономерности возникновения, развития, функционирования государства и бюрократии, какое из данных понятий является основополагающим для остальных, как они влияют друг на друга и в чем проявляется это влияние в различные исторические периоды.
Целью курсовой работы является изучение становления бюрократии со времен ее возникновения до наших дней, рассмотрение различных подходов преодоления бюрократии и бюрократизма в государстве.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды М. Вебера. Кроме того, были рассмотрены отдельные главы учебников по Теории государства и права С.С. Алексеева, А.В. Мелехина и А.Б. Венгерова.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие основные задачи.
Задачи данной работы состоят в том, чтобы:
Определить понятие государства и бюрократии.
Выделить сущность государства и бюрократии.
Найти пути преодоления бюрократии и бюрократизма.
В данной работе мы использовали такие методы исследования как теоретический анализ, который являться одним из самых сложных методов исследования, а так же использовали методы индукции и дедукции.

 

Список литературы:

 

1. Основные теории бюрократии. Бюрократизм
1.1. Бюрократия и бюрократизм: общее и особенное
Бюрократию как особый феномен впервые исследовал Макс Вебер. В своей теории рациональной бюрократии он утверждал, что данная форма административного управления является наиболее эффективной из всех остальных существующих. Она превосходит другие формы организации по параметрам точности, стабильности, строгости и надежности работы. Со времени своего появления бюрократия играла большую роль в государственном управлении. В процессе своей эволюции она стала неотъемлемым явлением общества. Бюрократия с тех давних времен и по сей день выполняет очень важную государственную функцию как во внутренней, так и во внешней политике.
Однако сейчас можно сказать, что чиновничество из-за преувеличенного значения стандартизированных, шаблонных правил и процедур является недостаточно гибким и оперативным. В процессе своей деятельности бюрократия зачастую не способна адекватно реагировать на изменения окружающей среды, социального и политического строя, не способна создавать и быстро реализовать новые прогрессивные методы. В современном обществе нередки негативные отзывы о деятельности бюрократии. Ее отождествляют с такими отрицательными качествами, как чрезмерная «канцелярщина», бесполезная деятельность, волокита, избыточная централизация, «разбухание» управленческого аппарата. В таком случае говорят о таком феномене как бюрократизм. Не следует напрямую отождествлять бюрократизм и бюрократию. Бюрократизм – это общественное явление, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения [1].
Таким образом, «бюрократия» и «бюрократизм» — разные понятия. Бюрократия — это способ административной организации, построенный на формальных началах, а бюрократизм — совокупность свойств и принципов, определяющих бюрократически организованную управленческую систему, характерными чертами которой являются излишняя усложненность, нескончаемый документооборот, разветвленность аппарата и чрезмерная формальность [2, с. 11].
Почему же идеальный тип веберовской бюрократии, построенный на основах объективности, законности и эффективности, претерпел такие изменения в современном обществе и почему теперь деятельность чиновников очень часто негативно оценивается гражданами? М. Вебер отмечал, что именно бюрократия является идеальной моделью государственного управления, которая построена на жестких бюрократических принципах: авторитарной власти начальника, который принимает решения, отдает распоряжения подчиненным и контролирует их исполнение.
Задача служащих административного аппарата при этом заключалась только в том, чтобы применять полезные управленческие принципы в конкретных ситуациях. Однако теория не в полной мере оправдала ожидания на практике из-за многочисленных сложностей, существующих в управлении. Проявился иной характер деятельности, именуемый бюрократизмом. Его характерные черты можно увидеть в нашей повседневной жизни.
Во-первых, мы сталкиваемся с бюрократическим консерватизмом, появившимся из-за ограничения действий чиновника многочисленными, иногда противоречивыми нормами.
Во-вторых, прослеживается некомпетентность некоторых служащих и «бумажный фетишизм». Связано это с огромным количеством инструкций, созданных на основе административного прецедента и отражающих прошлый человеческий опыт. Они становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. При этом искажается действительность [1].
В-третьих, становясь с течением времени самостоятельной структурой, бюрократия в своей деятельности стремится не только руководствоваться функциональными обязанностями, но и реализовать политические функции, не присущие ей по теории, с целью господства в политической сфере, что, в свою очередь, ставит под сомнение тот факт, что бюрократия работает на благо народа.
В-четвертых, имея дело с чиновником, можно заметить его крайнюю незаинтересованность в решении проблемы: он затягивает решение вопроса, ссылаясь на инструкции и правила, которые замедляют ход работы. В-пятых, бюрократия крайне негативно относится к гласности и открытости. Наоборот, она стремится скрыть процесс своей деятельности от широких масс населения. И еще одна немаловажная черта современного бюрократизма: весьма специфическое самосознание служащих. Зачастую они не задумываются о смысле и последствиях своих действий и решений с социальной точки зрения и ведут себя высокомерно или даже пренебрежительно с теми, кто обратился к ним со своими проблемами.
Возвращаясь к вопросу отрицательного отношения к бюрократии, можно сделать вывод, что причина кроется в том, что бюрократизм изменил характер поведения чиновников и принципы их деятельности. Многие считают (и небезосновательно), что государство в лице бюрократии не желает помогать гражданам, а, наоборот, стремится к отчуждению власти от народа, концентрируя при этом все управление и контроль в своих руках. В сознании людей четко формируется мнение, что все цели, которые государство ставит перед бюрократическим аппаратом, превращаются в погоню за чинами и это влечет формальное исполнение обязанностей. В связи с перечисленными негативными чертами бюрократии, атрибутом которой является бюрократизм, возникает вопрос о целесообразности данной административной организации.
Безусловно, она нужна как структура, способная регулировать деятельность общества, поддерживать порядок. Но тогда следует ориентировать бюрократию на повышение эффективности ее работы и авторитета всего управленческого корпуса в глазах народа. Стоит начать с упрощения и самой структуры организации так, чтобы управленческий аппарат не «раздувался» от большого количества чиновников и инстанций и чтобы процесс управления и принятия решений стал более открытым и понятным для граждан. Система мер по снижению уровня забюрократизованности включает: «возвращение властных функций трудящимся, внедрение рыночных регуляторов управления и возможность участия различных слоев населения в формировании концепции управления» [13].
В связи со стремительным развитием новых технологий и компьютеризацией всех сфер жизни можно автоматизировать выполнение многих поручений со стороны государства и оказание услуг гражданам. Это даст возможность быстро получить доступ к документам в нужный момент. При этом вся информация будет сохраняться в цифровом формате, а не в виде «залежей» документов в папках и на полках. Вопросы будут решаться быстрее, эффективнее, и уровень коррупции может снизиться.
Таким образом, бюрократия и бюрократизм имеют общие истоки своего появления как социально-политического феномена. Специфика каждого из этих явлений состоит в том, что бюрократизм — своего рода атрибут, дополнительный признак бюрократии как одной из форм административной организации. Бюрократизм как особый атрибут и совокупность принципов имеет в современном обществе негативный характер и отрицательно оценивается гражданами, что понижает авторитет бюрократии в целом. Следует прибегнуть к методам борьбы с излишней официальностью, обезличенностью и незаинтересованностью чиновников, чтобы восстановить истинное предназначение бюрократии, сформировать положительное отношение к данному явлению в глазах населения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы