Курсовая теория на тему Бюджетная система Российской Федерации, принципы ее построения и функционирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения бюджетной системы РФ 5
1.1. Сущность и роль бюджетной системы РФ 5
1.2. Принципы построения бюджетной системы РФ 10
Глава 2. Особенности построения бюджетной системы РФ 15
2.1. Содержание и проблемы построения бюджетной системы РФ в условиях экономических санкций 15
2.2. Перспективы построения бюджетной системы РФ 21
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. На сегодняшний день практически все классические категории в финансовой сфере того или иного государства могут стать предметом анализа, исследования, обсуждения или даже спора. Устройство бюджетной системы особо привлекает внимание многих научных деятелей, экономистов, финансистов и просто заинтересованных в её организации лиц.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ , Бюджетным Кодексом РФ , другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регионов и регламентирующими весь бюджетный процесс.
Бюджетная система России была и является важнейшим механизмом качественного функционирования финансового управления и экономической активности государства в целом. Организация бюджетной системы страны в процессе её становления и эволюции отражала развитие экономических инструментов, используемых государственными органами власти в осуществлении налогово-бюджетной (фискальной) политики. Также важно отметить, что государственный бюджет, как главная смета доходов и расходов страны, всегда наиболее полно иллюстрирует состояние финансовой среды государства.
Исходя из этого факта, всё больше становится актуальным изучение и исследование понятия и принципов бюджетной системы в совокупности с её качественно функционирующими или же проблемными звеньями.
Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в процессе построения бюджетной системы РФ.
Предметом исследования в курсовой работе выступает законодательство, регулирующее построение бюджетной системы РФ
Целью курсовой работы является исследование и анализ понятие и принципов построения бюджетной системы РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— раскрыть сущность и роль бюджетной системы РФ;
— изучить принципы построения бюджетной системы РФ;
— рассмотреть содержание и проблемы построения бюджетной системы РФ в условиях экономических санкций;
— определить перспективы построения бюджетной системы РФ.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании построения бюджетной системы РФ использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (системный, формально-юридический, функциональный, сравнительный) методов познания.
Основными источниками информации при написании курсовой работы выступили данные Росстат. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая значимость результатов курсовой работы заключается в том, что его выводы характеризуют сегодняшнее положение и проблемы в сфере построения бюджетной системы РФ, а также способы их решения. Сделанные в курсовой работе выводы могут быть использованы для дальнейшего совершенствования процесса построения бюджетной системы РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Бюджетная система РФ — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Элементами такой системы являются бюджеты публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов, которые разграничены по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов, самостоятельны в осуществлении их бюджетной деятельности, но взаимосвязаны друг с другом посредством единства правовых основ, обеспечивающих государственную целостность Российской Федерации, а также восходящих и нисходящих межбюджетных отношений.
2. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; гласности; подведомственности расходов бюджета; единства кассы.
3. Можно выделить базисные проблемы и риски, которые являются основополагающими для экономики России вкупе с политикой бюджетного регулирования:
— нестабильность цен на нефть и волатильность валютного курса, подкрепленные влиянием экономических и политических санкций западных стран, оказывают серьезное влияние на основные параметры и показатели всей совокупности бюджетного регулирования России. Риск недостижения ряда целевых показателей, куда входят индекс промышленного производства, инвестиции в основной капитал и объемы экспорта и импорта может произойти также из-за зависимости экономики России от рынка нефти;
— сокращение индексации заработных плат работников бюджетной сферы, неисполнение отдельных социальных обязательств в части расходов, уменьшение уровня государственных инвестиций, невыполнение обязательств перед внутренними и внешними кредиторами, а также ряд других проблем могут возникнуть вследствие сокращения уровня расходов федерального бюджета;
— увеличение государственных заимствований и расходов на обслуживание долга государства, а также рост последнего могут быть закономерными последствиями сохранения в среднесрочной перспективе дефицита бюджета вкупе с уменьшением величины Фонда национального благосостояния.
4. На эффективность функционирования бюджетной системы оказывает влияние множество факторов. Для более эффективного использования бюджетных средств, повышения степени устойчивости бюджета требуется проведение определенных мероприятий. Это позволит перейти государству на новый уровень развития и устройства бюджетной системы в нашей стране.
Таким образом, динамичное развитие общества невозможно без эффективно работающей бюджетной системы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы построения бюджетной системы РФ
1.1. Сущность и роль бюджетной системы РФ
Одно из основных звеньев экономической и финансовой системы развитого государства — это наличие структурированной и упорядоченной бюджетной системы. А что же такое бюджетная система страны и что из себя она представляет? Ряд специалистов по изучению данной сферы предлагают рассматривать бюджетную систему наиболее узким, точнее юридическим, подходом, который называется традиционный и его понимание основывается на статье 6 БК РФ: бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством РФ категорию, которую составляют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
По мнению Бочкаревой Е.А. такое определение «не является научно обоснованным, логически завершенным и дефинитивно обеспеченным» . Так же Комягин Д.Л. считает, что это понятие не дает никакой характеристики о структуре бюджетной системы. Действительно, у любой системы важнейшим признаком является структурность, без нее она не сможет существовать .
Основными составляющими бюджетной системы в таком понимании являются бюджеты как публично-правовых образований, так и государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также в организацию, формирующую бюджетную структуру государства, включаются нисходящие и восходящие межбюджетные отношения.
Следует подчеркнуть, что выше названные бюджеты всех уровней обладают автономностью, не нарушающей государственной целостности страны, так как они подчинены единым нормативно-правовым основам законодательной базы РФ. Другие авторы определяют весьма широкое значение бюджетной системы, предлагая рассматривать её в совокупности элементов и категорий, определяющих предмет бюджетного права в государстве.
Ключевым понятием бюджетной системы выступает государственный бюджет, финансовый план и ли свод страны, фиксирующий источники доходов и каналы расходов финансовых средств государства.
Государственный бюджет как основная финансовая смета государства дает органам власти экономическую возможность осуществления своих императивных полномочий и отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов, определяя тем самым и налоговую политику в стране . Бюджетная система со всеми её уровнями ведёт учёт направлений каналов расходования финансовых ресурсов, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ей выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Контрольная функция бюджета позволяет формировать и использовать фонды денежных средств государства, «сигнализируя» о том, какие были источники доходов в бюджет (налоги и другие ресурс ы) от разных субъектов хозяйственно-экономической деятельности .
Пройдя многочисленные ступени эволюции, бюджетная система Российской Федерации сформировалась как сложный бюджетный комплекс. Федеральный бюджет является балансом доходной и расходной частей государства в целом, осуществляя, тем самым, необходимое перераспределение денежных средств между регионами и социальными группами. Бюджеты административно-территориальных единиц помогают реализации каких-либо конкретных программ в социальной, экономической, культурной и других сферах на местах. Жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного поступающего её роста слаженная взаимосвязь и бюджета первого уровня (федерального уровня), и бюджетов второго (регионального) и третьего (местного) уровней.
С одной стороны, бюджетная система является объектом экономической безопасности страны и требует защиты (денежные средства бюджетов различных уровней являются основным стратегическим ресурсом, с помощью которых органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют возложенные на них функции и полномочия), а с другой — является средством ее обеспечения, воздействуя на внутренние и внешние угрозы. Вследствие чего Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» были обозначены основные задачи по реализации мер, направленных на обеспечение экономической безопасности страны. Среди них выделяют:
— обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных внебюджетных фондов;
— повышение эффективности бюджетных расходов;
— борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
Бюджетная система является устойчивой, если все её составные части также устойчивы, т.е. не подвержены влиянию внешних и внутренних факторов и способны сохранять целостность, не теряя свою эффективность и прозрачность. Устойчивость бюджетной системы можно определить как способность всех её элементов при помощи механизмов мобилизации и распределения централизованных денежных фондов государства приспосабливаться к меняющимся условиям функционирования без значительных колебаний основных параметров системы. Устойчивость тесно связана с понятиями сбалансированности и эффективности использования средств бюджета, которые, в свою очередь, должны способствовать достижению целевых значений в реализации функций экономически развитого государства .
Одна из особенностей бюджетной системы заключается в том, что как положительная, так и отрицательная разница между плановыми и фактическими показателями исполнения бюджета является нежелательной. С одной стороны, профицит бюджета может быть направлен на реализацию функций государства, дополнительное финансирование различных государственных программ. Но с другой стороны, это отклонение свидетельствует о неточностях и ошибках при проведении бюджетного планирования, сбоях в административно-управленческой системе государства, что нарушает достоверность и надежность бюджетных показателей. Таким образом, подчеркивается важность сбалансированности бюджетов.
Роль государственного бюджета осуществляется в следующем:
1. Инструментом для воздействия на развитие экономики является государственный бюджет, с помощью которого происходит перераспределение национального дохода и влияние на социальные преобразования.
2. Выравнивание экономического развития регионов страны, осуществляемое на возвратной и безвозвратной основе, благодаря функционированию государственного бюджета.
3. Бюджет играет важную роль в ежегодной мобилизации и концентрации денежных средств организаций и населения в централизованном государственном фонде до финансировании народного хозяйства.