Курсовая теория Юриспруденция Финансовое право

Курсовая теория на тему Бюджетная система РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации: основные понятия и термины, основы формирования и принципы построения 4

1.1 Становление и структура бюджетной системы РФ 4

1.2 Характеристика элементов бюджетной системы 9

Глава 2. Особенности контроля бюджетной системы Российской Федерации 12

2.1. Принципы и методы построения бюджетной системы 12

2.2. Бюджетный процесс в РФ 17

Заключение 22

Список использованных источников 24

  

Введение:

 

Актуальность темы заключается в том, что, учитывая текущее состояние государственного финансового контроля, можно констатировать, что вопросы рыночной трансформации не получили необходимой политической поддержки на начальном этапе. На современном этапе бюджетная система играет важную роль в экономике России. Результатом слаженной работы бюджетной системы РФ является сбалансированность рыночных механизмов российской экономики, стабильность и предсказуемость экономики России.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.

Государственный бюджет — это средство сбора государственных средств, которые впоследствии могут быть использованы для содержания государственных учреждений, содержания вооруженных сил, участия в социальной деятельности, выполнения экономических обязанностей. Для того, чтобы данные функции были обеспечены в полной мере, необходимо обеспечить регулярные сбалансированные поступления по всем источникам доходов. Поскольку налоги составляют основную часть поступлений, то в первую очередь, при регулировании вопроса наполнения государственного бюджета, корректируется и реформируется государственная налоговая политика.

Нередко для регулирования вопроса бюджетной обеспеченности государства меняют свою налоговую политику, ужесточая или напротив, смягчая, требования к налогоплательщикам. Отследить данные изменения можно посредством анализа статистических данных об исполнении государственного бюджета.

Степень разработанности научной проблемы. Многие отечественные и зарубежные ученые занимались изучение и разработкой данной темы. Налоги как источник формирования государственного бюджета рассматривались в трудах Зобковой А.В., Квитко В.Н., Чуяновой Е.А., Пелецкой М.Н., Даниловой С.В., Максимова М.С., Минакова А.С. и др.

Цель исследования: рассмотреть значение и роль бюджетной системы Российской Федерации.

Задачами, исходя из цели, являются:

1. Изучить становление и структура бюджетной системы РФ.

2. Охарактеризовать элементы бюджетной системы.

3. Определить принципы и методы построения бюджетной системы.

4. Рассмотреть бюджетный процесс в РФ.

Объектом исследования работы является бюджетная система Российской Федерации. Предметом исследования работы являются принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.

Теоретико-методологическую основу составляют теории бюджетного процесса, труды отечественных и зарубежных авторов, ученых в области государственного и муниципального управления. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления процесса формирования бюджета, помимо БК РФ содержатся в ряде других законов РФ, законов (решений представительных органов) субъектов Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления и исполнения бюджетов, разрабатываемых Министерствами финансов РФ и субъектов РФ).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: систематический и сравнительный анализ, синтез, вывод.

К исходной информации для принятия решения относятся нормативно-справочные материалы и федеральные законодательные акты.

Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе работы были решены основные задачи. Так в теоретической части работы были изучены основа формирования и функционирования бюджетной системы РФ. Изучению формирования бюджетной системы РФ предшествовало исследование ходя становления данной системы начиная с периода образования СССР. Исследованные факты позволяют объективно понять процессы, происходящие в современной бюджетной системе РФ.

Далее были рассмотрены основные принципы построения бюджетной системы РФ. Было определено, что вся совокупность принципов, на которых основывается бюджетная система РФ подразделяется на две группы: принципы построения бюджетной системы и принципы формирования и исполнения бюджетов. Далее в настоящей работе были изучены принципы, входящие в первую группу, по итогам изучения которой был сделан вывод.

Бюджетная система страны в значительной мере определяется государственным строем, а ее структура является отражением государственного устройства. В структуре бюджетной системы РФ отражается федеральное устройство государства. Во всех процессах, происходящих в ней (формирование, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов, а также ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности) четко прослеживается вертикальная взаимосвязь (сверху-вниз) от федерального уровня бюджета к региональным бюджетам и далее к местным бюджетам. Устойчивость и безотказность функционирования системы обеспечивается процедурой распределения финансовых ресурсов, аккумулируемых в ней, через подсистему межбюджетных отношений.

Существующие принципы построения бюджетной системы РФ основаны отражают государственное устройство и сформированы на опыте функционирования бюджетной системы. Результатом соблюдения принципов построения бюджетной системы РФ является обеспечение единства страны на основе самостоятельности и равенства субъектов РФ.

Основным механизмом реализации принципов построения бюджетной системы в РФ, основанной на бюджетном федерализме, являются межбюджетные трансферты. Основными их формами являются дотации, субвенции и субсидии. Методика расчета распределения дотаций способствуют выравниванию бюджетов субъектов РФ, реализуя тем самым принцип единства и равенства.

Соблюдение основных принципов построения бюджетной системы РФ позволяет решать социально-экономические проблемы в обществе. Согласно проведенным расчетам данный вывод был подтвержден на условном примере. При решении поставленной задачи по распределению дотаций между регионами была использована методика расчета распределения дотаций, утвержденная Правительством РФ. Снижение разброса уровней бюджетной обеспеченности будет способствовать гармоничному развитию регионов внутри страны, что отразится на росте благосостояния каждого региона, а также позволит снизить издержки на производство продукции.

Процесс бюджетирования позволяет отслеживать производительность, но не улучшает ее. Таким образом, бюджетный процесс имеет свои достоинства и недостатки.

К преимуществам можно отнести, все расходы бюджета сгруппированы по целевой строке, учитываются не только бюджет, но и внешние доходы, прогнозы доходов региональных бюджетов регулярно публикуются в СМИ, а отчеты по бюджету являются общедоступными.

Напротив, отчеты по бюджету должны составляться не только ежегодно, ежеквартально, но также ежемесячно и ежедневно. Расходы бюджета должны производиться не по кварталу, а по месяцам и т.д. Последние два года в бюджете государства являются профицитными.

По итогам работы основная ее цель достигнута.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации: основные понятия и термины, основы формирования и принципы построения

1.1 Становление и структура бюджетной системы РФ

В экономической науке, в широком смысле, тема работы находится в области исследования государственных финансов. Если рассматривать финансы как совокупность денежных отношений между различными субъектами, проявляющихся при формировании денежных фондов и их использовании, а также при движении капитала в процессе создания и перераспределения валового внутреннего продукта, то государственные финансы – это более узкая сфера данного рода отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а сами они связаны с формирование и использованием общественных денежных фондов, требуемых для осуществления функций государственной власти.

Рассматривая основную задачу финансов в данном аспекте следует обратить внимание на то, что главная роль государственных финансов состоит в повышении эффективности формирования доходов общества и соблюдении сбалансированности их потребления в обществе. При этом в функции государственных органов входит обеспечение соответствия поступления доходов и их расходования по временному и территориальному признаку.

В результате у государства появляется потребность в разработке определенного плана поступления и расходования четко определенного количества благ (средств) с целью его дальнейшей реализации. В качестве такого плана в современной экономике выступает государственный бюджет. Различные источники по-разному интерпретируют понятие бюджет: «…роспись денежных доходов и расходов на определенный период, утвержденная в установленном порядке», «…смета расходов по проекту», «…основной централизованный фонд денежных средств» и т.п. Для объективного понимания термина «бюджет» следует его рассматривать с трех позиций. Во-первых, бюджет выступает в качестве документа (бюджетного плана) при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении. Во-вторых, бюджет – это итоговая сумма в бюджетном плане. В-третьих, бюджет как определенный денежный фонд в процессе исполнения бюджетного плана . Однако в данной работе понятие бюджет и производные от него рассматриваются с позиций законодателя.

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления .

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами .

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов .

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации .

Для понимания современного механизма функционирования бюджетной системы РФ следует провести экскурс в историю ее развития в нашей стране. Основой формирования бюджетной системы РФ является бюджетная система, функционировавшая в СССР. Началом формирования последней послужила Октябрьская революция 1917 года, результатом которой явилось смена классового порядка в стране и коренное изменение государственного устройства, что спровоцировало эффект неопределенности в стране и, как следствие его, саботаж со стороны банкиров, чиновников и деловых и финансовых кругов. В результате поступление доходов в казну молодого государства практически полностью прекратились.

Формирование бюджетной системы в таких условиях происходило одновременно с формированием государственного устройства, формой которого явилась федерация. Первоначальные вливания в государственный бюджет на рубеже становления государства стали результатом вынужденных мер со стороны Правительства – контрибуция с богатых слоев населения .

Главные принципы построения бюджетной системы того периода были закреплены в Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республике, принятым V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 года . Основные принципы, заложенные в данный документ, стали основой для разработки не только основного закона Союзных республик, но и Конституции СССР 1924 года. Бюджетное право в первой Советской Конституции было выделено в отдельном разделе. Согласно данному документу финансовая политика государства строилась на централизации всех финансовых ресурсов в едином государственном бюджете РСФСР с последующим разделением доходов и расходов по республикам и областям. Основой формирования финансовой политики страны являлся принцип равенства граждан всех республик .

В условиях военного времени в период гражданской войны и фактически имевшего место экономического кризиса, в период введения продовольственной разверстки были введены, так называемые, губернские бюджеты. Решение о слиянии федерального и территориальных бюджетов было принято на Сессии ВЦИК в июле 1920 году. Их разъединение было связано с переходом к новой экономической политике (НЭП) и отражено в решении ВЦИК в октябре 1921 года. Далее преобразования в бюджетной системе были обусловлены созданием в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик и принятием в 1924 году Конституции СССР. В государственном бюджете СССР были консолидированы бюджеты союзных республик и союзный бюджет. Последний формировался в целях обеспечения функций обороны страны, хозяйственного и культурного строительства. Формирование доходной части союзного бюджета обеспечивалось за счет отчислений от прибыли государственных предприятий.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР завершилось с принятием Конституции СССР в 1936 году. Схема ее функционирования представлена на рисунке 1.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основы бюджетной системы РФ 5
1.1. Сущность бюджетной системы 5
1.2. Бюджетная политика РФ 8
Глава 2. Бюджетное устройство РФ 15
2.1. Федеральный бюджет РФ 15
2.2. Региональный бюджет РФ 17
2.3. Местный бюджет РФ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

 

  

Введение:

 

Бюджетная система занимает центральное место в любой финансовой системе, а государственный бюджет является главным звеном в данной системе. Для полного понимания необходимо дать определение такому экономическому явлению, как государственный бюджет.
Основными функциями любого государства являются создание благоприятных условий для граждан своей страны, которые обеспечивают дальнейшее развитие уровня жизни в стране, и отстаивание национальных интересов в рамках внешней политики государства. Все эти действия и их успешная реализация требуют огромного количества средств.
Для этого создаются денежные фонды, которые и являются бюджетом государства. Со временем данный термин получил множество значений: фонд денежных средств, форма образования и использования денежных средств в целях обеспечения исполнения публичных обязательств, финансовый план и прогноз сметы государства.
По мере развития и увеличения значимости бюджета, перед государством появляется новая задача – соблюдение контроля за эффективным расходованием средств бюджета страны. В каждой стране процедура бюджетного контроля проводится на основе общих принципов, главным из которых является принцип демократии, или, другими словами, прямое участие парламента страны в процессе финансового и бюджетного контроля.
Кроме того, для каждой страны характерно создание специальных контрольных органов, чьи компетенции регламентируются конкретными источниками бюджетного права и всем законодательством в целом.
Актуальность данной темы для работы заключается в том, что в Российской Федерации вопрос о важности полного контролирования государственного бюджета и соблюдения целесообразности использования его средств на сегодняшний день является основным вопросом ведения финансовой политики из-за огромного количества внутренних и внешних факторов.
Целью работы является изучение сущности, функций бюджетной системы РФ.
Задачи:
— раскрыть сущность бюджетной системы РФ;
— исследовать устройство бюджетной системы РФ.
Предметом работы является сущность, процессы, функции бюджетной системы РФ.
Объектом работы является бюджетная система РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственный бюджет не зря называют ведущим звеном финансовой системы страны — ведь он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.
Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти. В РФ это федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. В современном обществе государственный бюджет играет существенную экономическую, социальную и политическую роль, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.
Основной статьей бюджетной системы любого государства являются налоги. Сущность налога можно определить, как изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса. Источником налога является национальный доход, новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами. Налоги как раз и служат инструментом аккумулирования части новой стоимости, которая становится собственностью государства.
Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов. Помимо налогов, пополнения в бюджет поступают от экономической и внешнеэкономической деятельности государства, а также в виде доходов государственных внебюджетных фондов.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основы бюджетной системы РФ

1.1. Сущность бюджетной системы

Бюджет, как правовая и экономическая категория, привел к возникновению целого ряда производных от него категорий, к которым можно отнести бюджетную систему, бюджетный процесс и бюджетное устройство.
Бюджетная система, как экономическая категория, является важной частью всей финансовой системы государства и представляет собой совокупность финансовых отношений государства с физическими, юридическими лицами, а также с регионами по формированию и использованию денежного фонда и совокупность органов управления этими финансовыми отношениями .
При построении бюджетной системы государства важным фактором является форма территориально-политического устройства страны. Если обратиться к Бюджетному кодексу Российской Федерации, то можно выявить похожее определение бюджетной системы:
«Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая бюджетным законодательством совокупность бюджетов, а также участников бюджетного процесса.»
Базой для функционирования бюджетной системы служат такие группы финансовых отношений, как:
1. Отношения государства с организациями реального экономического сектора в процессе создания централизованных денежных фондов;
2. Отношения государства с различными организациями и учреждениями в непроизводственной сфере, которые находятся на бюджетном финансировании;
3. Отношения государства с населением по вопросам формирования доходов бюджета и выплат всевозможных видов компенсаций, а также социальная поддержка граждан, которые имеют доход ниже установленного в стране прожиточного минимума;
4. Отношения между институтами финансово-банковской системы;
5. Отношения государства с другими странами по поводу формирования централизованных денежных фондов;
6. Отношения между центральными и местными органами власти и администрирования по вопросам формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Регулирование и модернизация всех вышеперечисленных групп финансовых отношений происходит со стороны правительства, которое основывается на выработанных принципах и правовых актах.
Вся совокупность деятельности внутри бюджетной системы, связанная с такими моментами, как составление, рассмотрение и планирования бюджета, является бюджетным процессом. Все это происходит по жестко установленным государством законам. Используя Бюджетный кодекс Российской Федерации, можно выявить следующее определение данного явления: «Бюджетный процесс – регулируемая бюджетным законодательством деятельность участников бюджетного процесса по планированию бюджетов, исполнению бюджетов, осуществлению бюджетного учета, составлению, представлению и рассмотрению бюджетной отчетности, а также деятельность по осуществлению государственного или муниципального бюджетного контроля ».
Бюджетный процесс является одним из важных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти государства, который должен быть максимально прозрачен для общественности. Общество должно прекрасно понимать – на что именно и в каком объеме будут потрачены средства налогоплательщиков, и какие задачи будут решаться государством в ближайшем будущем, используя бюджетные средства.
Как и любой другой процесс, бюджетный процесс можно разделить на несколько этапов. Первым этапом является составление бюджета. На этом этапе бюджетного процесса решаются такие важные вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на будущий год, методы восполнения бюджетного дефицита, а также вопросы, связанные с распределением расходов среди звеньев данной системы .
Вторым этапом является рассмотрение и утверждение. Как правило, этот этап начинается за полгода до утверждения бюджета на законодательном уровне. На этом этапе участвуют такие субъекты, как правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы самоуправления. Данный процесс протекает в нескольких чтениях, что позволяет в полной мере согласовать все спорные вопросы и интересы по доходам и расходам всех уровней власти. Принятый бюджет становится общегосударственным законом.
Исполнение – третий и самый сложный, многоступенчатый этап бюджетного процесса. На данном этапе участвует огромное количество различных ведомств, организаций и властных структур. Эту стадию бюджетного процесса можно условно поделить на еще два этапа. Первым является сбор доходов в процессе исполнения бюджетного плана, а вторым – осуществление расходов согласно бюджетному плану.
Вторая стадия обладает своими особенностями, так как государственный бюджет не тратит средства бюджета, а распределяет ресурсы между получателями бюджетных средств. Для распределения составляются бюджетные росписи, с помощью которых определяются те самые получатели бюджетных средств, распорядители государственных средств, которыми могут быть уполномоченные органы государственной власти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы