Курсовая теория на тему Бюджетная и фискальная политика в России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Фискальная политика России 6
1.1 Сущность и цели фискальной политики 6
1.2 Инструменты и виды фискальной политики, и их значение в регулировании экономики 11
1.3 Фискальная политика в современной России 14
2. Бюджетная политика России 17
2.1 Понятие бюджетной политики 17
2.2 Цели и задачи бюджетной политики 19
2.3 Основные направления бюджетной политики РФ 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Во всем мире фискальная политика признается одним из основных инструментов макроэкономического регулирования, оказывающим решающее воздействие на стабильность национальной экономики и экономическую конъюнктуру. В настоящее время от правильности проведения бюджетно-налоговой политики зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Применение неверных фискальных мер приводит к формированию негативных тенденций в национальной экономике, зачастую создает предпосылки к образованию дефицита государственного бюджета и другие проблемы. Эти факты подтверждают актуальность темы исследования.
С помощью фискальной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит, налоговую и бюджетную политику.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда глобальные финансовые институты становятся экспортерами финансовой нестабильности для большинства участников мирового финансового рынка, происходит фрагментация глобальной системы хозяйствования. В этих условиях более целесообразно рассматривать глобальные экономические связи с точки зрения:
1) устойчивости;
2) постоянства структуры и сбалансированности.
Государственное регулирование в таких условиях вынужденно обращаться к более прямым рычагам регулирования экономики, а именно – через непосредственное вмешательство, в т.ч. и императивными методами в экономический сектор. Осуществлять такое вмешательство сравнительно успешно можно лишь с опорой на значительное государственное участие в воспроизводственном процессе общества (будь то существенные социальные трансферты с приоритетом национального производителя или непосредственные госинвестиции).
В условиях современного динамического развития национальных экономик, расширение функций государства и роста его потребностей особенно актуальным является обеспечение государственных бюджетов достаточным объемом средств и их рациональное использование. Решение этой крайне важной проблемы в значительной степени зависит от того, насколько эффективно будет осуществляться фискальная политика государства. Мировая практика показывает, что может быть основой для общего экономического подъема в стране. Но для этого должна быть создана благоприятная финансовая среда, что является одной из задач фискальной политики.
Вопрос бюджетно-налоговой политики изучался как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди отечественных ученых можно отметить И.М. Александров, И.А. Белова, А.В. Брызгалин, Д.В. Дементьев, В.М. Мельник, А.В. Перов, Д.Г. Черник и другие. Среди зарубежных авторов можно отметить С. Фишера, Д. Вейл и другие. Главной проблемой как отечественной, так и зарубежной научной мысли в плоскости поднятого вопроса является отсутствие чёткого содержательного определения бюджетно-налоговой (фискальной) политики и размытость границ научного исследования с переходом в сферы финансов или публичного управления.
Цель исследования — изучение теоретических постулатов, раскрывающих сущность и особенности бюджетной и фискальной политики, а также оценка проблем реализации бюджетной и фискальной политики в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и цели фискальной политики.
2. Изучить инструменты и виды фискальной политики.
3. Рассмотреть направления фискальной политики в современной России.
4. Изучить понятие бюджетной политики.
5. Обозначить цели и задачи бюджетной политики.
6. проанализировать основные направления бюджетной политики РФ.
Предметом рассмотрения являются основные теоретические и практические вопросы реализации бюджетной и фискальной политики.
Объект исследования – фискальная и бюджетная политика государства.
Методы исследования. В соответствии с логикой научного поиска в статье использованы теоретический анализ, включающий рассмотрение отдельных черт и выявление новых характеристик проблем, проведение аналогий, математические и статистические методы.
Структура курсовой работы состоит из введения основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Основными направлениями Государственной бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации на 2017–2019 гг. признаны оптимизация механизмов начисления и уплаты НДС. Будет усовершенствован порядок учета и оформления налога по авансам, операциям с имущественными правами. Одновременно с этим ужесточится контроль за предумышленным занижением базы по НДС и его возмещением. В целях действенного функционирования налогов на недвижимость в стране планируется сформировывать общую информационную базу обо всех объектах недвижимости. Планируется проведение налоговой реформы, основанной на поимущественном и ресурсном налогообложении. Регулирование политики налогообложения призвано решить комплекс задач по стимулированию деловой активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости казны.
Анализ структуры доходов консолидированного бюджета Российской Федерации показывает, что по итогам 2018 г. налоговые поступления от добычи полезных ископаемых были больше поступлений от НДС на товары, реализуемые на территории Российской Федерации. Российские экономисты настаивают на перемещении налоговой нагрузки на природные ресурсы, изымающие ренту. К ним относятся: платежи за использование природных ресурсов, включая земельный налог; плату за использование воды; объектов растительного и животного мира; за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых; их экспорт; загрязнение окружающей среды. Многие экономисты предлагают сделать налог на землю основным, так как общий спрос на землю от этого не изменится, а в условиях рыночной экономики он не искажает экономическую эффективность, потому что изымает часть чистой экономической ренты. Специфика рентных налогов – в обложении потенциального, а не фактического дохода, тем самым природопользователи стимулируются обеспечить рациональное использование природных объектов.
Другая часть реформы налогообложения в Российской Федерации – перенос акцента на поимущественное налогообложение, которое позволяет обеспечить достаточный и устойчивый уровень поступлений в бюджет, поскольку именно недвижимое имущество является наиболее стабильным объектом налогообложения по сравнению с другими видами активов или доходами; ее трудно скрыть от налогообложения. Оптимальные ставки налогообложения должны стимулировать эффективное использование недвижимости каждым собственником, рациональное использование земли и вместе с тем не создавать дискриминационный режим по отношению к фондоемким отраслям.
Наибольшую долю в структуре доходов консолидированного бюджета занимают косвенные налоги – до 58 % от всех налогов в структуре доходов бюджета, в том числе налог на добавленную стоимость до 34,5 % [1]. Это обстоятельство свидетельствует о применении «модели перемещения центра налоговой нагрузки с производства на потребление». Привлекательность косвенных налогов в том, что их легко собирать, но необходимо задуматься о том, что НДС не может являться основным источником поступления денежных средств в бюджет государства. Основная налоговая нагрузка приходится на потребление. Включая косвенные налоги в стоимость товаров, работ или услуг, государство стремится к увеличению доходов бюджета, но этим самым повышает цены на отечественные товары, делая их непривлекательными как в отечественной экономике, так и за рубежом, а также стимулирует рост сбережений (отложенного спроса), что также неизменно приводит к инфляции и экономическому спаду, поскольку производители не видят должного спроса на их продукцию.
Фрагмент текста работы:
1. Фискальная политика России
1.1 Сущность и цели фискальной политики
Исходя из методологических постулатов научного познания сущности и структуры любого экономического явления, его исследования предполагает выяснение специфики, исторических условий возникновения, выявления тенденций его трансформации в ходе исторического процесса, выяснение места и роли в экономической системе государства. Такая последовательность позволяет понять природу и проследить внутреннюю логику развития объекта исследования [13, с. 13].
Фискальная политика является неотъемлемой составляющей финансовой политики государства, а средства, применяемые для выполнения задач, предусмотренных финансовой политикой (налоги и сборы, доходы бюджета, государственные расходы, государственные кредиты, местные бюджеты и некоторые другие) являются одновременно важными и необходимыми инструментами реализации фискальной политики.
Впервые понятие фискальной политики было введено после мирового кризиса 1929-1933 гг. Целесообразность такой политики обосновал Дж. Кейнс. В 30-40-х гг. XX в. фискальная политика была направлена на смягчения последствий экономических кризисов, сокращение безработицы, повышение платежеспособного спроса населения, в 50-60-х гг. — на стимулирование темпов экономического роста, антициклические мероприятия, достижения высокой занятости и тому подобное. Систематическое проведение фискальной политики началось во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического развития.
Осуществление фискальной политики возможно благодаря концентрации в руках государства значительных финансовых ресурсов. В развитых странах государство аккумулирует 40-55% ВВП, что позволяет формировать рынок товаров и услуг, направлять значительные средства на развитие инфраструктуры, фундаментальных научных исследований, социальную политику, поддержание правопорядка.
В настоящее время термин «фискальная политика» в общегосударственном контексте используется в различных нормативно-правовых актах. В научных кругах нет единого мнения относительно трактовки содержания понятия «фискальная политика» (табл. 1).
Оценивая представленные взгляды авторов на содержание понятия «фискальная политика», отметим, что такая широкая его интерпретация имеет право на существование, поскольку раскрывает ее сущность и важные особенности осуществления, которые оказываются на практике. В отечественных изданиях утверждается, что она может быть представлена как:
— мероприятия государства по формированию, наполнения и регулирования государственного бюджета с использованием налоговых рычагов;
— деятельность государства по формированию и реализации оптимальной политики расходов из государственного бюджета, направленная на формирование эффективной национальной экономики;
— деятельность государства по формированию и реализации политики поступлений и расходов государственного бюджета, имеет целью создание условий для продуктивного развития национальной экономики [21, c. 174].
По нашему мнению, понятие «фискальная политика» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком толковании фискальная политика — это понятие макроэкономического уровня и означает систему регулирования правительством страны финансовых отношений между государством и субъектами хозяйствования с помощью средств бюджетной и налоговой политики [24, c. 168].
Более конкретное определение (в узком смысле), «фискальная политика» — это совокупность правительственных мероприятий в сфере налогообложения и государственных расходах, направленных на формирование и использование доходов бюджетов государства, а также достижение определенных социально-экономических целей в национальной экономике.
Содержание понятия «фискальная политика» сочетает в себе признаки объективного и субъективного характера. Его объективное содержание проявляется через функции, которые выполняют в обществе налоги и государственные расходы, а субъективный — через использования их правительством во время проведения фискальной политики. Главная задача правительства заключается в том, чтобы их правильно использовать, то есть объективные признаки приспособить к национальному экономическому пространству, а субъективные — поставить в рамки бюджетно-налогового законодательства [4, с. 17].
Для более глубокого понимания роли фискальной политики в системе государственного регулирования, ее следует рассматривать по экономическому содержанию и форме проявления. По экономическому содержанию — это определенная модель бюджетно-налоговых отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов государства как доминанты ее социально-экономической стабильности и регионального развития.
По форме проявления — это результат конкретных действий, решений государства (правительства) по изменению налоговых источников формирования доходов государственного и местных бюджетов, направлений их использования на общегосударственном и региональном уровнях, урегулированы нормами права.
В отечественном законодательстве эти положения закреплены в Бюджетном и Налоговом кодексах, законе о государственном бюджете и играют важное практическое значение для обеспечения эффективности бюджетного процесса и системы налогообложения [1].
Такое теоретическое понимание содержания фискальной политики указывает на ее целенаправленный характер и дает представление о присущих ей характерных свойствах, которые проявляются только в правовом государстве. При этом внимание акцентируется не только на содержании фискальной политики и средствах ее реализации, но и определяется их целевая направленность, которая предопределяет решение таких задач, как борьба с безработицей и инфляцией, стабилизация экономики, обеспечение экономического роста и тому подобное. Достижения той или иной цели обеспечивается государством с помощью законодательного изменения уровня налогообложения, объемов государственных расходов, трансфертных выплат, что в свою очередь сказывается на таких макроэкономических показателях, как доходы налогоплательщиков; реальный и номинальный ВВП; совокупный спрос, совокупное предложение; сбережения домохозяйств; реальный объем инвестиций; занятость населения; налоговые поступления.
Таблица 1. Научные подходы к определению содержания понятия «фискальная политика»Важные сущностные характеристики фискальной политики находят свое отражение в определенных функциях, которые являются производными от социально-экономических функций налогов и государственных расходов. Функции фискальной политики есть ключ к пониманию ее внутренней природы и общественного назначения. На практике сложились и в определенных модификациях реализуются такие функции, как фискальная, распределительная, перераспределительная, регулирующая и социальная.
Внешним проявлением функций фискальной политики является влияние налогов и расходов на состояние рыночной конъюнктуры, перераспределение ВВП (или ВРП), накопление необходимых ресурсов для выполнения государством его функций, финансирование социальных программ, стимулирование экономического роста, поддержание высокого уровня занятости, обслуживание государственного долга, развитие международных отношений и тому подобное.
Стратегическими целями фискальной политики является стабилизация экономической ситуации в стране путем создания благоприятной финансовой среды для развития всех институциональных регулирующих механизмов экономической системы и их адаптации к мировым стандартам [24, c. 288].
Ключевыми рычагами фискальной политики является государственный и местные бюджеты, с помощью которых государство осуществляет распределение и перераспределение части стоимости ВВП, изменяет таким образом структуру производства, влияет на результаты деятельности субъектов хозяйствования и осуществляет социальные преобразования.
Нового качества приобретают составляющие и инструменты фискальной политики. Например, добиваясь выполнения тех или иных задач развития, государство изменяет количество налогов и уровни их применения, просматривает приоритеты в финансировании отраслей национальной экономики и тому подобное [8, с. 18].