Курсовая теория на тему Буллинг, кибербуллинг. Компенсация морального вреда
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Буллинг и кибербуллинг как проблема современного общества 6
1.1 Понятие буллинга 6
1.2 Понятие «кибербуллинга» и характеристика его видов 8
2. Институт компенсации морального вреда 16
2.1 Компенсации морального вреда по гражданскому праву России 16
2.2 Компенсация морального вреда: проблемы теории и практики 19
Заключение 28
Список использованной литературы 35
Введение:
Актуальность темы. Благодаря повсеместной интернетизации общественных отношений сеть Интернет стала одной из важнейших платформ для реализации гражданских прав и свобод, в том числе свободы выражения мнения. Однако некоторые пользователи выходят за пределы правомерной реализации данного права, своими действиями причиняя реальный вред другим лицам. Одной из форм таких действий является кибербуллинг.
Понятие кибербуллинга дается в Письме Минобрнауки России от 14.05.2018 N 08-1184, так, под кибербуллингом понимается преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов. Наиболее распространенными примерами кибербуллинга являются: получение унизительных и угрожающих сообщений; распространение компрометирующих фотографий, обидных постов в целях унижения потенциальной жертвы; создание поддельных профилей человека; взлом аккаунта в социальной сети в целях оказания психологического давления на жертву; распространение интимной или дискредитирующей информации о человеке.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует специальное законодательство в сфере защиты от кибербуллинга и иных форм онлайн-преследований.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Целью данной курсовой работы является изучение буллинга и киббербулинга, а также возмещения морального вреда, причиненного его действиями.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие буллинга
— изучить понятие «кибербуллинга» и дать характеристику его видов
— охарактеризовать компенсацию морального вреда по гражданскому праву России
— выявить проблемы теории и практики компенсация морального вреда.
Методология. Методологическое основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.
Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
При помощи системно-функционального и системно-структурного метода появилась возможность рассмотреть изучаемую тему в разрезе системного образования в структуре российского права, определить его функциональное предназначение, внутреннюю сущность, системные связи его элементов.
Теоретическая значимость исследования состоит в сформулированных в данной курсовой работы выводах и рассмотрении проблемных вопросов, относительно буллинга и возмещения морального вреда.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных выводов в правоприменительной практике, кроме того, изложенные теоретические определения и выводы могут быть использованы для подготовки изменений в российском законодательстве, а также в лекционных материалах, для дальнейшего написания теоретических работ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной курсовой работы.
Заключение:
В заключение данной курсовой работы, основываясь на заявленной цели и поставленных задачах, сделаем краткие выводы.
Буллинг (англ. bulling — травля, издевательство, запугивание), что означает многократно повторяющееся насилие по отношению к одному из членов коллектива. Часто можно встретить и такое понятие как моббинг (англ. mob — сборище, шайка). Обычно это понятие считается синонимичным буллингу и по мнению многих исследователей происходит от выражения «mobile vulgus» или подстрекаемая толпа, сброд.
Стоит сказать, что термин «буллинг» возник впервые при исследовании коллективов, состоящих преимущественно из взрослых, что приводит к выводу, что буллинг может возникнуть в любом коллективе. Но это не опровергает тот факт, что наиболее подверженными этому явлению всё ещё остаются дети и подростки.
Исследование этого феномена началось ещё в 70-х годах ХХ века и привело к тому, что тема возникновения травли в различных коллективах возымела большой резонанс. Первое масштабное исследование провёл шведский психолог Дэн Ольвеус, опросивший более 130 тыс. норвежских и швейцарских школьников. Оно выявило, что средний показатель распространённости буллинга составил 15% (среди всех возрастов) .
С уверенностью можно сказать, что современные показатели буллинга стали значительно выше. Существует мнение, что проявление агрессивности и жестокости является определенным этапом взросления ребенка. Он должен осознать, пережить и научиться контролировать свои негативные эмоции .
В результате недавних исследований Хорста Каспера в Германии выяснилось, что средний показатель распространённости буллинга среди школьников составил по меньшей мере 42%. Исследователи разделяют буллинг на несколько видов форм:
1) Психологическая форма — это насмешки, странные обидные клички, клевета, игнорирование и др.
2) Физическая форма — это насильственные действия, порча имущества жертвы.
Обычно на то, какую форму носят издевательства, влияет возраст и пол участников. Дети склонны выбирать более «мягкие» способы издевательств, чем подростки. Мужчины же чаще используют физическую форму травли, а женщины психологическую.
В буллинге выделяется три основные роли: жертва, агрессор (или буллер) и свидетель, и каждая из трёх групп страдает от негативных последствий этого процесса. Наиболее подверженной пагубному воздействию становится жертва. С большой вероятностью жертвы теряют уверенность в себе, лишаются права на социализацию и развитие необходимых навыков общения, навыков работы в команде, а также ограничиваются в личностном развитии. Школьников и студентов издевательства со стороны коллектива приводит к тому, что они не могут продолжать обучение в школе или университете, тем самым упуская возможности, предоставляемые образовательным учреждением.
Подверженный буллингу человек имеет сниженную самооценку, чаще страдает различными психологическими расстройствами, а также склонен к зависимостям (например, от алкоголя или наркотиков) и депрессивным и суицидальным мыслям.
Свидетели буллинга, в свою очередь, являются жертвами своей собственной совести. Даже если наблюдатель напрямую не подвергается агрессии, он всё равно неизбежно займет одну из двух позиций: либо ощутит себя так называемой периферической жертвой, подумав «хорошо, что не пострадал я», либо почувствуют себя бессильным в данной ситуации и неспособным помочь.
На личности агрессора и инициатора конфликта буллинг также сказывается деструктивно. Этот отрицательный опыт приводит к огрубению чувств, неспособности к сочувствию, разрушению и невозможности строить близкие отношения с другими людьми. В некоторых случаях жертва может пожелать отомстить обидчику и, порой, отнюдь не при помощи психологического насилия.
Исследуя данную тему, нельзя не затронуть и такой вид травли, как кибербуллинг, представляющий не меньшую опасность, чем буллинг. С появлением мессенджеров, социальных сетей и развитием Интернета этот способ издевательств становится наиболее распространённым. Кибербуллинг — это намеренные оскорбления и издевательства с использованием современных средств коммуникации на протяжении длительного времени. Часто агрессоры боятся совершать нападки на жертву в реальной жизни из-за угрозы быстрого наказания или пресечения их попыток унизить другого. Поэтому социальные сети или SMS, благодаря своей анонимности, становятся для них идеальным местом, для того, чтобы совершать хулиганские действия по отношению к своей жертве.
По данным исследования Microsoft (2012), одной из лидирующих стран по распространённости кибербуллинга является Россия. По этому показателю она занимает 5 место среди 25 стран, ведь почти половина опрошенных российских детей и подростков заявила, что они хотя бы раз становились жертвами кибербуллинга.
В среднем возраст жертв и их преследователей составляет от 11 до 16 лет — подростки в этом возрасте особенно остро переживают все оскорбления и социальные конфликты.
Некоторые исследования также подтверждают, что жертвами кибербуллинга становятся не только подростки. По данным Pew Research Center, около 40% американских взрослых пользователей интернета сталкивались с различными проявлениями кибербуллинга.
Однако самым опасным является травля, в которой сочетаются и буллинг и кибербуллинг, когда жертва подвергается издевательствам и в коллективе (школьном, рабочем), и в сети или по телефону. Если от травли в социуме возможно избавиться на время, например, уйти домой, то от травли в кибер-пространстве так просто скрыться не получится.
Так что же необходимо предпринять для борьбы с различными формами и видами буллинга?
Полностью преодолеть такое явление, как буллинг не представляется возможным. Однако методы профилактики его наиболее опасных последствий и уменьшения прогрессирования травли существуют и активно дополняются.
Стоит сказать, что проблема буллинга даже спустя десятки лет исследования весьма актуальна и на сегодняшний день. Часто можно встретить людей, которые сталкивались с проблемой травли или были знакомы с её жертвами. Однако полностью избавить общество от этой проблемы не получится, но его распространение можно контролировать, с чем вполне успешно уже справляются некоторые страны.
Действующим в настоящее время в России законодательством признается возможность компенсации морального вреда, и этим же законом регламентируются многие вопросы, которые возникают в следствии причинения гражданину морального вреда. Законодательное регулирование данных вопросов помогает гражданам, првоприменителю находить единственно правильные решения по конкретным делам. Однако, действующему законодательству необходимо и дальнейшее развитие в этом направлении, которое позволит расширить сферу отношений, в которых может допускается компенсация морального вреда и более детально регламентировать последнюю.
Для того чтобы за причинение морального вреда возникла юридическая ответственность, необходимо присутствие в совершенном деяние четырех элементов: причиненного вреда, противоправности действий его причинителя, причинной связи между противоправным действием и наступившим вредом и вины причинителя вреда. Таким образом, самым главным условием наступления ответственности за причинение морального вреда выступает наличие причиненных лицу физических и нравственных страданий, т.е. вреда.
Далее необходимо установить являются ли действия причинителя вреда противоправными. Ст. 151 ГК РФ предусматривает компенсацию лишь морального вреда, причиненного действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Иные случаи компенсации морального вреда на наш взгляд, должны быть прямо предусмотрены законом. Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина.
При определении размеров компенсации морального вреда суду необходимо принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. В соответствии со ст. 1101 ГК РФ при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении размеров компенсации морального вреда суду необходимо также принимать во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Насколько честь, достоинство и деловая репутация дорого лицу причиненному моральный вред, насколько от их наличия зависит наша карьера деловая репутация данного лица.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Характер же физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Моральный вред выражается в перенесенных физических и нравственных страданиях, волнениях, переживаниях, обусловленных обстоятельствами причиненного противоправного действия.
Целесообразно относительно морального вреда рассмотреть такие критерии как требование разумности и справедливости размера компенсации. На наш взгляд это требование сначала кажется необычным и даже странным, так как оно применено к отдельному институту гражданского права — компенсации морального вреда, и трудно предположить, что законодатель не предъявляет подобного требования к судебному решению по любому делу. Не случайно компенсация морального вреда оказалась единственным гражданско-правовым институтом, где законодатель специально предписал учитывать требования разумности и справедливости при определении размера компенсации морального вреда. Здесь во внимание принимается то, что глубину страданий не возможно точно измерить тем более в деньгах. О какой – либо эквивалентности ее размеру компенсации говорить не разумно. Справедливо предположить, что размер компенсации должен быть адекватен перенесенным страданием.
Важным критерием, мы считаем, выступает учет индивидуальных особенностей потерпевшего. Именно поэтому категорически не можем согласить с Э. Гаврилова, который считает, что размер компенсации морального вреда не должен зависеть от личностных особенностей потерпевшего, степени его эмоциональности, ранимости, уровня самооценки, физического развития, пола и т.д.
Считаем что у разных людей разный болевой порог, разная чувствительность к физической боли.
Считаем необходимо законодательно конкретизировать, какие именно индивидуальные особенности потерпевшего могут влиять на размер денежных сумм, взыскиваемых в порядке компенсации морального вреда.
Фрагмент текста работы:
1. Буллинг и кибербуллинг как проблема современного общества
1.1 Понятие буллинга
В настоящее время понятие «буллинг» получило широкое распространение и изучение в рамках виктимологии, хотя само явление существовало ещё с древних времен. Первыми занялись изучением проблемы травли несколько скандинавских исследователей . Подходы к решению этой проблемы, которые были ими выработаны, постепенно получают признание в Великобритании.
Так, если систематизировать и обобщить информацию из научных трудов, то буллинг — это агрессивное поведение сопряжённое насилием и издевательствами, которые могут выражаться как в психологической, физической, вербальной и кибернетической формах. В научной литературе понятие буллинг рассматривается как узко-эмпирическое явление, к примеру, фотографирование или видеосъёмка травли/драки, так и в контексте масштабного насилия или экстремизма.
Буллинг — это результат неравной силовой динамики, когда сильные атакуют слабых. При этом жертва на подсознательном уровне позволяет это делать. Однако лонгитюдные исследования указывают на динамику смены ролей, когда после длительного издевательства жертва обозлится и происходит смена мест: хулиганы становятся жертвами, а жертвы в свою очередь, начинают совершать преступления с мотивами мести .
Буллинг — разновидность насилия, распространенная: в школах, на рабочих местах, в военной службе (так называемая «дедовщина»), кибербуллинг и т.д.
В демократическом обществе свобода должна быть единой для всего общества. Покушение на свободу других граждан будет иметь непосредственную физическую форму — буллинг действие. При этом насилие выражается не только в физическом преобладаний над жертвой, но и в форме эмоционального насилия, которое следует относить к вербальному буллингу.
Эмоциональное насилие тесно связано с воздействием на психическое состояние жертвы при помощи словесных оскорблений, унижений, сплетен и слухов. К вербальному буллингу также относят и изоляцию — бойкот. Так, сама изоляция приводит жертву к состоянию беспомощности и отсутствию контроля над жизнью и обстоятельствами, приводящими к стойким психологическим расстройствам в будущем.
В СМИ и сети Интернет вербальный боулинг также приобретает все большую угрожающую форму. В связи с тем, что если непосредственный контакт жертвы и преступника можно хоть как-то отследить, то кибербуллинг контролировать практически невозможно. Этому способствует огромное количеством «фейковых страниц» и спамов. Киберхулиганов достаточно сложно идентифицировать, так как они безнаказанно пользуется режимом анононимности, в связи с этим появляется возможность «затеряться на просторах Интернета» и остаться безнаказанным.
По нашему мнению, борьбу с буллингом следует начинать ещё в школе, чтоб данное явление в дальнейшем не проявлялось в будущем. Профилактика и вмешательство педагогов поможет стабилизировать данное явление ещё на этапе становления и формирования личности. Однако на сегодняшний момент времени педагоги исполняют не всегда свою номинальную функцию, а заняты бумажной волокитой, что не позволяет им в полной мере контролировать своих учеников. Если рассматривать проблему травли в контексте разрешения конфликта ненасильственными методами, то основной задачей учителя становится управление конфликтом. Психологическое просвещение в рамках школы, обучающее детей и взрослых разрешать конфликты без насилия, станет одним из методов борьбы с буллингом. К сожалению, идея развития у детей навыков неагрессивного существования в России встречает слабую поддержку, хотя мероприятия в этом направлении можно проводить в рамках учебного плана. Тщательный отбор литературы для внеклассного чтения, обсуждение прочитанного и разыгрывание ролей способствуют изменению мировоззрения детей и школьного микроклимата.