Курсовая теория на тему Буллинг и моббинг как проявление социально-психологических конфликтов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Понятие социально-психологического конфликта 6
1.2. Общая характеристика буллинга и моббинга как видов социально-психологического конфликта 10
Выводы к главе 1 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ БУЛИНГА И МОББИНГА, КАК ЧАСТНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 17
2.1. Анализ современных исследований в области изучения буллинга и моббинга 17
2.2. Особенности булинга и моббинга как частного проявления социально-психологического конфликта 21
Выводы к главе 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
На сегодняшний день чрезвычайно остро встает проблема агрессивных проявлений в межличностных отношениях учащихся. Особое распространение приобретают проявления систематической, долговременной агрессии одних учеников по отношению к другим, когда в ситуацию проявления агрессии постепенно «включается» весь ученический класс.
Первые систематические исследования проявления систематической длительной агрессии среди учащейся молодежи занимались скандинавские ученые в 1970-х гг., и они обозначили данное явление понятием «буллинг». В начале 1980-х годов ситуацию систематической агрессии между работниками на рабочих местах исследовал шведский ученый Х. Лейман, который определил это явление через понятие «моббинг».
Ученые из Великобритании, Австралии и Японии начали сотрудничать с исследовательской группой Норвегии для изучения явления буллинга в школах, а ученые из Германии, Франции, Венгрии, США и Австралии присоединились к сотрудничеству с исследовательской группой в Швеции для исследования моббинга на рабочих местах. Поскольку почти одновременно исследовать проявления систематической и долговременной агрессии стали две группы ученых, то было принято, что понятие «буллинг» применяется в отношении школьных ситуаций, а термин «моббинг» – относительно ситуаций на рабочих местах [32].
Актуальность изучения этого явления в наше время обуславливается тем, что, во-первых, возрастает количество фиксированных случаев данного явления. Так, по данным западных, а именно норвежских исследователей было выявлено, что 12,5% учащихся подвергались регулярным нападениям и агрессии со стороны сверстников; 17,2% учеников – один раз в неделю; 13,7% учеников – один раз в месяц и 28,9% учащихся – один или два раза в год.
Согласно данным турецких исследователей от 10% до 30% детей и молодежи вовлечены в процесс буллингу. Согласно данным греческих исследований 2000-х годов от 15% до 30% учеников подвергаются постоянной и систематической агрессии со стороны сверстников. По данным британских исследователей 27% учащихся начальной школы подвергаются издевательствам и 10% учащихся средних школ [39].
Исследования буллинга в современных российских школах практически не проводятся, но все же, по данным исследований 2000-х годов, 16% детей ежегодно подвергаются издевательствам и 23% учащейся молодежи –кибербуллингу [25, c. 45].
Объект исследования – социально психологический конфликт.
Предмет курсовой работы – буллинг и моббинг как проявление социально-психологических конфликтов.
Цель исследования – изучить особенности буллинга и моббинга как проявления социально-психологических конфликтов.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач курсовой работы, среди которых:
1) уточнить понятие социально-психологического конфликта;
2) привести общую характеристику буллинга и моббинга как видов социально-психологического конфликта;
3) осуществить анализ современных исследований в области изучения буллинга и моббинга;
4) рассмотреть программу эмпирического исследования особенностей булинга и моббинга как частного проявления социально-психологического конфликта.
Теоретическая ценность исследования заключается в систематизации знаний о социально-психологическом конфликте, а также буллинге и моббинге как видах социально-психологического конфликта.
Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования материала исследования для дальнейшего изучения особенностей буллинга и моббинга как видов социально-психологического конфликта, а также в качестве материала для написания студенческих научных работ (рефератов, курсовых, дипломных работ и т. п.).
Новизна исследования заключается в том, что впервые были систематизированы данные о буллинге и моббинге как видах социально-психологического конфликта, совершен анализ современных исследований в области изучения буллинга и моббинга.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, методы синтеза и анализа, а также метод отбора и обработки данных, функциональный анализ в ходе подбора методик.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов и списка использованных источников
Заключение:
В ходе исследования были рассмотрены основные понятия, прежде всего – понятие социально-психологического конфликта, кторый рассматривается как столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, что часто сопровождается острыми негативными переживаниями. В главе рассмотрены структура конфликта, его основные составляющие и особенности.
В исследовании изучаются такие формы социально-психологического конфликта как буллинг и моббинг. Эти понятия имеют схожее значение, при этом буллинг является более обширным понятием. Это тип деструктивного поведения, содержащий в себе насильственные действия обидчика по отношению к жертве, не способной себя защитить, и действия направлены на причинение ущерба и вреда жертве, в течении длительного периода времени, для получения психологического или физического удовлетворения обидчиком.
Школьный буллинг по своей природе является сложным социально-психологическим явлением. Мы понимаем буллинг как специфическую социальную ситуацию, которая возникает в группе и основанную на нарушениях в социальных отношениях, которая предусматривает специфическую групповую динамику (с перераспределением ролей, статусов, групповых норм, ценностей) и ситуацию, в которой, прямо или косвенно, задействованы все члены коллектива.
Среди учащейся молодежи буллинг может проявляться в двух формах: физической и психологической. Использование физической формы буллинга более характерно для учащихся младших классов, а психологической – для учащихся старших классов. Именно в средней школе происходит увеличение количества случаев возникновения и проявлений буллинга, но количество жертв становится меньше. Жертвой в ситуации буллинга может стать ученик, который отличается от других по любому критерию, по мнению членов коллектива. Проявляется буллинг, как правило, во внеурочное время и в неконтролируемых взрослыми местах.
Моббинг является разновидностью буллинга, однако он ограничен трудовым коллективом, а значит предполагает, что участниками моббинга являются взрослые люди, работники, тогда как буллинг больше присущ группам детей и подростков – как правило, это явление школьное. Множество стран сегодня серьезно подходят к вопросам буллинга и моббинга и стремятся предотвратить эти явления на законодательном уровне.
Во второй главе исследования изучены современные публикации, посвященные вопросам буллинга и моббинга. Выявлено, что на сегодняшний день ученые занимаются исследованием данных понятий, выделением их особенностей, классификацией типов буллинга и моббинга. Кроме того, разрабатываются методические рекомендации для педагогов, которые позволят педагогу не только определить ситуацию буллинга, но и правильно среагировать на нее. Также в работах российских автором, изучающих буллинг и моббинг, поднимается вопрос о правовой защите людей от такого рода насилия во время учебы или работы, а также дома (защита от кибербуллинга).
Школьная политика или же политика организации, толерантное или нейтральное отношение администрации школы, учителей, руководства фирмы к проявлениям агрессивных, насильственных враждебных действий со стороны учащихся / работников и поведение самих учителей / руководителей формирует общую атмосферу не только класса или рабочего коллектива, но и всей школы / организации, определяет внутреннюю жизнь, то есть социально-психологический климат в коллективе. Буллинг и моббинг развиваются в ситуации враждебности, конфликтности, страха.
Такие выводы говорят о том, что с агрессорами необходимо работать не меньше, чем с жертвами буллинга. В свою очередь сама жертва часто может обладать «виктимным» поведением, привлекающим агрессию. Что же касается социального аспекта буллинга, следует помнить, что в структуре любого коллектива, кроме традиционной роли лидера, имеется также и роль «изгоя», которую обязательно должен занять тот или иной член коллектива. Таким образом, понять природу буллинга, а также найти пути решения этой проблемы возможно только при использовании как знаний психологии, так и социологических знаний.
Таким образом, в данном исследовании были выполнены все поставленные задачи и достигнута цель курсовой работы. Перспективами дальнейших исследований может стать эмпирическое исследование особенностей проявления буллинга и моббинга в российском обществе, а также анализ психологических характеристик людей, которые играют роль «жертвы», «агрессора» и «наблюдателя» в ситуации буллинга.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ БУЛЛИНГА И МОББИНГА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
1.1. Понятие социально-психологического конфликта
Конфликт является достаточно неоднозначным понятием, восприятие которого является преимущественно негативным. Писатель А. де Сент-Экзюпери высказал мнение о том, что на свете нет ничего дороже той связи, которая соединяет людей. Конфликты не способствуют сохранению такой связи, они связаны с противостоянием, проявлением агрессии в том или ином ее виде и в основном трактуются как что-то исключительно негативное.
В то же время конфликт – неотъемлемый элемент жизни человека и общества, который часто выступает как мотивация к изменениям и часто к развитию. Ч. Диксон говорил, что «Если в вашей жизни нет конфликтов – проверьте, есть ли у вас пульс». Рассмотрим понятие и особенности конфликта, чтобы лучше понять сущность и значение этого явления, которое присутствует в жизни каждого человека.
В социальных науках конфликт трактуется как резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон [3, с. 21]. В психологии же под конфликтом понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, что часто сопровождается острыми негативными переживаниями. Традиционным предметом психологического изучения конфликтов являются конфликтные модели внутренне-личностного и межличностного уровней [11, с. 85].
Исследователь конфликтов М. Ю. Зеленков утверждает, что конфликт – это не только постоянный спутник человека, но по своей сути это лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом. Таким образом, конфликт сопровождал человечество с самого начала его зарождения и существования в этом мире [14].
Человечество прошло длительный путь от примитивных форм существования, через древние культуры, в которых уже тогда зарождалось понимание конфликта с формировались определенные законы и моральные установки, которые помогали улаживать конфликтные ситуации между людьми, а также между человеком и государством. На сегодняшний же день конфликт как социально-психологическое явление чаще всего рассматривается как столкновение двух или более сторон, возникающее вследствие различий позиций и взглядов, ценностных ориентаций, целей и проявляется в обострении противоречий между этими сторонами [6, с. 238].