Курсовая теория на тему Бухгалтерский и налоговый учет нематериальных активов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 5
1.1 ПОНЯТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 5
1.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 9
1.3 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 11
2. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 14
2.1 ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 14
2.2 УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 16
2.3 УЧЕТ ВЫБЫТИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 20
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение:
Понятие «нематериальные активы» довольно молодой термин, который стал использоваться в практике бухгалтерского учета с начала девяностых годов XX века. Развитие высоких технологий, а также с необходимость разделения в учете некоторых видов имущества, которые не имеют выраженной материально-вещественной формы и в то же время широко применяются в производственной, управленческой и торговой деятельности организаций повлекло за собой активное использование категории нематериальные активы.
В бухгалтерском учете нематериальных активов существует достаточно много различных проблем, таких как, установление их первоначальной стоимости, срока полезного использования и т. д.
Особой проблемой при учете нематериальных активов выступает то, что они не имеют физической формы, и в связи с этим, иногда нет возможности дать оценку активу, а также определить срок полезного использования.
Вопросы учета и отнесения отдельных категорий имущества к нематериальным активам всегда были спорными и вызывали множество сомнений. Неконкретности выражались на основании того, что такие активы нельзя отождествлять с обычными вещами. Нематериальные активы составляют одну из категорий имущества предприятия, но одновременно они
отличительно используются в текущей производственной деятельности предприятия. Свое выражение нематериальные активы находят не только в бухгалтерской документации, но и в юридической.
В практическом применении в России существуют некоторые недопонимания и незнания в области учета нематериальных активов, что вызывает ряд спорных моментов для многих организаций.
Объект исследования – нематериальные активы.
Предмет исследования – учет поступления и выбытия нематериальных активов.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в необходимости более полного и правильного понимания нематериальных активов и применения их в практике.
Цель работы – выявить проблемы бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов и предложить способы их решения.
Задачи:
1) изучить нормативно-правовую базу по учету нематериальных активов;
2) раскрыть теоретические аспекты учета нематериальных активов;
3) рассмотреть организацию учета нематериальных активов на предприятии;
4) обозначить недостатки и предложить направления по усовершенствованию системы бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.
Заключение:
В целом, можно сказать, что учет и контроль нематериальных активов довольно сложный вопрос, который включает множество различных особенностей. Сложности возникают при первоначальной оценке нематериального актива, а также при его признании к категории нематериальные активы.
Во многих международных и российских компаниях именно нематериальные активы являются основой бизнеса, когда наряду с материальными средствами торговые марки и бренды, программное обеспечение вносят огромный вклад в развитие предприятия. В связи с этим руководители фирм постоянно сталкиваются с проблемой: как правильно организовать управленческий учет таких активов в компании.
Далеко не в каждой компании есть необходимость вести управленческий учет нематериальных активов. Это следует делать только в том случае, если нематериальные активы действительно оказывают существенное влияние на функционирование бизнеса и приносят компании прибыль. Чаще всего малым и средним фирмам нет нужды учитывать их отдельно. Но если компания обладает сильными брендами и товарными знаками или работает в высокотехнологичных сегментах (информационные технологии, биология и фармакология, инженерные разработки), в которых нематериальные активы определяют структуру бизнеса и являются основой развития компании, то их учет необходим.
В условиях реального времени, необходимо постоянно уделять внимание рассмотрению особенностей учета и контроля нематериальных активов, как впрочем, и другого имущества предприятий и организаций. Для более успешного использования этой категории имущества можно использовать опыт зарубежных стран, где применение и учет нематериальных активов довольно распространен. Также возникает необходимость постоянного отслеживания изменений действующего законодательства в вопросах учета, оценки, переоценки, начисления амортизации, списания нематериальных активов.
Особой проблемой при учете нематериальных активов выступает то, что они не имеют физической формы, и в связи с этим, иногда нет возможности дать оценку активу, а также определить срок полезного использования. Такие же сложности возникают и при постановке на учет актива, полученного безвозмездно.
Необходимость решения указанных задач начинается при различных операциях учета с нематериальными активами: поступление, выбытие, начисление амортизации и т. д.
В современных условиях все организации должны уметь правильно учитывать нематериальные активы, так как это оказывает большое влияние на функционирование бизнеса и доходность их деятельности.
Даже если ничего инновационного там нет, а только торговые знаки и марки, это как минимум означает, что компания серьёзно работает над созданием запоминающегося образа и имиджа, работает на повышение узнаваемости бренда и создание конкурентного преимущества.
Фрагмент текста работы:
1. СУЩНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
1.1 ПОНЯТИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Термин «активы» подразумевает разнородные ресурсы: помещения и оборудование, транспортные средства, производственные запасы и товары, обязательства клиентов и покупателей, а также денежные средства (наличные и находящиеся на банковских счетах).
Все активы должны удовлетворять следующим критериям:
— являться собственностью фирмы;
— иметь денежное выражение.
Активы группируют на материальные (реально видимые) и нематериальные (которые не имеют физических измерений, но подлежат оценке в соответствии с предполагаемым назначением).
Объекты нематериальных активов представляют один из видов имущества, которое используется хозяйствующими субъектами в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Категория нематериальных активов (далее НМА) включает объекты интеллектуальной собственности, которые выражают собой права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые попадают под правовую охрану.[7, с. 45]
Согласно основного документа, который регламентирует правильность учета нематериальных активов, а именно Положение по бухгалтерскому учету (далее ПБУ) 14/2007 «Учет нематериальных активов», к объектам нематериальных активов причисляют объекты, имеющие ряд ограничений признания объектов:
-объект имеет свойство возникновения для организации экономических выгод в перспективе, а именно объекту свойственны основания в предназначении для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации;
— организация обладает правом на приобретение экономических выгод, непосредственно возникающих в процессе использования нематериального актива на будущую перспективу. Это является следствием того, что организации принадлежат документы, которые являются подтвреждением существования актива и права организации на него. В этом случае возникает необходимость контроля над объектом нематериального актива;
— выраженная способность разделения нематериального активы от других активов;
— период использования более 1 года, а также и более длительный срок использования;
— у организации нет предпосылок продать объект в ближайшие 12 месяцев;
— есть возможность достоверно и точно провести оценку фактической первоначальной стоимости данной категории объекта;
— объекту не свойственна материально-вещественная форма.[1]
Определение НМА отражено в НК РФ (п. 3 ст. 257). Считается, что это качество принадлежит объектам интеллектуальной собственности, которые используются в компании для получения экономических выгод свыше 12 месяцев. Регламентирующим документом для НМА является ПБУ 14/2007, в котором отражены условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального. Статус НМА объекту присваивается, если:
— он назначен для применения в процессе производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд и может приносить выгоду компании;
— является обособленным от других активов;
— может эксплуатироваться сроком свыше 1 года;
— приобретается не для продажи в период до истечения 1 года;
— не имеет материально-вещественной формы;
— первоначальная стоимость объекта может быть достоверно определена.
К нематериальным активам относятся:
— произведения науки, литературы и искусства;
— программные продукты;
— изобретения;
— полезные модели;
— достижения в области селекции;
— секреты производства (ноу-хау);
— товарные знаки и знаки обслуживания.
— деловая репутация организации представляет разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов.[2]
Действующие классификационные группы нематериальных активов представим на рис. 1.Согласно ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» нематериальные активы группируются в следующем порядке:
1. Объекты интеллектуальной собственности:
— исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;
— исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
— имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
— исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
— исключительное право патентообладателя на селекционные достижения
2. Деловая репутация организации — разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов.
Разница может быть либо положительной, либо отрицательной. Положительная деловая репутация является отдельным инвентарным объектом. Отрицательная деловая репутация относится к доходам будущих периодов.[3, с. 87]
3. Организационные расходы — расходы, возникшие при образовании юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации:
— затраты по формированию пакета учредительных документов и расчетов по обоснованию направлений его деятельности;
— гонорары юристам за формирование учредительных документов, услуги по регистрации фирмы;
— расходы по оплате услуг посреднических и консультационных фирм;
— оплата сборов и пошлин, в размере, признанном в соответствии с учредительными документами.
Классификация нематериальных активов предусматривает образование такого имущества, как деловая репутация. Ее отождествляют лишь в том случае, если происходит продажа предприятия. Под гудвиллом признают разницу между рыночной и балансовой стоимостью компании с учетом наработанной репутации (положительной или отрицательной). Получается, что гудвилл имеет свою цену, а значит, продается-покупается точно так же, как и любое другое имущество.