Курсовая теория на тему Будущее человечества: перспективы и реалии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ 1.СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.. 5
1.1 У истоков футурологии. 5
1.2.Будущее человека и человечества
в концепциях футурологов. 14
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 17
2.1 Проблема будущего человечества. 17
2.2 Проблема ресурсного обеспечения
человечества. 18
2.3 Проблемы экологии. 19
2.4 Проблема коммуникаций. 20
2.5. Проблема терроризма
(конфликтности) как глобального явления. 22
2.6 Проблема развития человека
человечества. Эволюция ноосферы.. 23
2.7 Проблема происхождение,
структуру, направление и цели эволюции Вселенной 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
ХХ век ознаменовался
формированием планетарного общества. Если до этого времени человечество находилось
в состоянии фрагментарных формирований-государств, большинство которых
находились в состоянии конкуренции за географические территории и природные
ресурсы, что приводило к локальным и глобальным конфликтам, то начиная со
второй половины ХХ века, развитие человечества приобрело единый планетарный
характер. Человечество полностью освоило электротехнику, сделало шаги в глубины
атомного ядра и в космос, освоило новые информационные технологии. Все это
привело к формированию коммуникационных и индустриальных структур на
планетарном уровне, объединяющих человечество в единую глобальную систему, которую один из самых ярких мыслителей ХХ века В.
Вернадский назвал ноосферой (по примеру, литосферы, гидросферы, атмосферы,
ионосферы, магнитосферы, биосферы).
По мнению В. Вернадского,
ноосфера – это объединенное человечество со всеми структурами, механизмами,
коммуникациями и технологиями, которые оно создает. Человечество начало
использовать энергию, материю и информацию в объеме, который ровняется или
превышает уровень природных процессов и явлений планетарного значения, что
превратилось в фактор космического влияния и значения, с новыми проблемами в
развитии и новыми проблемами, а также неожиданными последствиями в
жизнедеятельности человека.
В данной работе мы
коснемся только некоторых глобальных проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке. Однако следует иметь в виду,
что описанные проблемы не исчерпывают
возникшие перед человечеством нового поколения вызовы, поэтому в данной работе
это лишь постановка вопросов в рамках приоритетных исследований и изучения
возможных последствий для будущего человечества.
Цель
данной работы сделать общий анализ глобального прогнозирования общественного
развития и возможных сценариев развития человека и человечества в XXI веке.
Для реализации данной
цели необходимо решить следующие задачи:
– исследовать главные
аспекты человеческого существования, возможные варианты его развития: проблемы,
которые необходимо решать в приоритетном порядке;
– сделать анализ проблемы
обеспечения человечества природными ресурсами, альтернативных путей решения
вопросов обеспечения различными видами ресурсов;
– изучить результаты
вмешательство человека в природные процессы и спрогнозировать его возможные
негативные последствия;
– рассмотреть существующие
и возможные типы коммуникации, их структуру и функционирование в будущем,
спрогнозировать последствия для человека и окружающей среды, наметить способы
их преодоления;
– проанализировать причины терроризма,
предложить возможные варианты устранения причин, которые бы привели бы к невозможности
террористической деятельности при конфликте интересов.
Заключение:
Руководящий принцип
глобализма – обеспечить пропорциональное развитие и сближение наций и
народностей. С одной стороны, глобализация может привести к объединению
человечества в единую постиндустриальную цивилизацию, с другой – может изменить
жизненное пространство каждого человека таким образом, что принадлежность к
определенной группе становится проблемой личного выбора и психологической
необходимости, что ведет к углублению культурных различий. Одним из
положительных результатов глобализации является рост взаимоотношений между
странами и народами в социально-экономической, торговой, культурной и
технологической областях. Помимо положительных аспектов, современное развитие
человечества идет рука об руку с рисками и проблемами, которые также становятся
глобальными по своим масштабам: имущественная дифференциация населения мира,
различные уровни социальной защиты, усиление неравенства в экономическом
развитии. Кроме того, на чисто политические аспекты органично накладываются
глобальные тенденции диалога между странами «первого» и «третьего» мира [1,
с.209-210].
Поэтому сегодня
необходимо разработать сценарий «сохранения цивилизации» и стратегию
(программу) воплощения его в реальность. Предпосылкой для этого является
признанный в футурологии подход – эффект обратной связи информации в социальной
среде, формулировка которой известна как «теорема Томаса»: «Если человек
определяет обстоятельства как реальные, их последствия становятся
действительными» [10, с.120]. Если мы признаем будущее солидарным, демократическим
и равным, не декларативно, а явно,
то оно станет реальностью.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1.СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
1.1 У истоков футурологии
Еще в первой половине ХХ
века известный немецкий социолог О. Флейтхайм предложил новую науку, своего
рода «философию будущего» как отрасль общественных наук, которая, в отличие от
утопии, ориентирована на научные и теоретические исследования, свободные от
идеологических и социально утопических доктрин. Ученый назвал эту науку
футурологией (от лат. futurum
– будущее и logos
– учение). [2]. Причина в том, что первые попытки осмысления общественного
развития, начиная с утопий Платона, Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и кончая
утопиями К. Маркса, В. Ленина и их последователей, были утопическими [4, с.
15].
Впоследствии понятие
футурологии трактовалось как «прогноз», «исследование будущего». Футурология
была признана научно-популярной областью, которая потеряла свою актуальность и
стала широко распространенным представлением о тождестве футурологии и
прогнозирования в современной научной литературе. Однако глобальный прогноз
общественного развития сталкивается с необходимостью решения проблемы
определения границ развития, описания перехода на новый уровень и анализа
процессов глобализации, имеющих глубокую социально-философскую основу.
В современном обществе
предсказание будущего глобального человечества неразрывно связано с
обоснованием мировоззренческих интерпретаций современных явлений и процессов,
отражением оптимистических и пессимистических сценариев будущего, идеалов и
ценностных перспектив. Однако теоретические и методологические основы
прогнозирования пока не имеют необходимого научного и философского потенциала в
силу своей узко дисциплинарной практической направленности, слабой связи с
философскими теориями, социологическими концепциями развития человека и
общества. В то время как современное футурологическое мышление одинаково
желательно и ожидаемо при составлении прогнозов будущего общества и в равной
степени основано на междисциплинарных исследованиях и обобщении
социально-философских теорий [1, с. 8].