Курсовая теория Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая теория на тему Борьба с коррупцией. Роль и значение права

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ  3

ГЛАВА 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ  6

1.1 Понятие коррупции, подходы к определению,
сущность  6

1.2. Виды и формы коррупционных явлений  10

1.3. История зарождения и развития коррупции в
России. 14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ ПРАВА В СФЕРЕ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ   21

2.1. Государственная антикоррупционная политика:
понятие, содержание, принципы   21

2.2. Общая характеристика программы
противодействия коррупции  26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК   33

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования
обусловлена тем, что коррупция – это одна из существенных проблем
современности, которая препятствует реализации социально-экономической и
политической стратегии развития страны. Для современной России коррупция стала
основным препятствием для политического, экономического роста, превратилась в
реальную угрозу национальной безопасности страны. Коррупция в Российской
Федерации стала обязательным элементом функционирования государства,
неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, что привело к кризису
нравственно психологического состояния индивидуального и общественного
сознания, а также нарушение установленных правил и норм поведения деловой
культуры людей. Коррупционность должностных лиц и государственных структур повлекла
за собой недоверие населения страны к государственным институтам, диспропорциям
в системе государственного управления. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015
г. № 683 утверждена Стратегия Национальной безопасности, в соответствии с которой
коррупция отнесена к числу основных угроз общественной безопасности и
государственной и рассматривается как препятствие устойчивому развитию
Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов.
Коррупционные явления противоречат нормам Конституции Российской Федерации, а
именно гарантированности прав и свобод человека и гражданина; равенства всех
перед законом, ставят под сомнение роль государства в служении интересам
человека. Таким образом, коррупция выступает основным препятствием для развития
национальной экономики, повышения уровня жизни её граждан, становления и
развития гражданского общества, институтов демократии и ставит под угрозу сам
факт существования государства. По этим же причинам коррупция рассматривается
иностранными специалистами как одной из причин препятствующей привлечения
иностранных инвестиций и технологий в российскую индустрию, а также
формирования благоприятных экономических условий для развития делового климата
в РФ. Анализ негативных последствий коррупционных явлений свидетельствует о
необходимость выработки эффективных мер для борьбы с коррупцией. Несмотря на
то, что в настоящее время принято достаточно много мер и решений, направленных
на борьбу с коррупцией, это явление остается на очень высоком уровне. Выявление
экономических причин и истоков коррупции, а также ее социальных и экономических
последствий могут определить необходимые направления в совершенствовании
противодействия коррупции. Именно это и предопределило выбор темы, логику и
структуру данной работы.

Целью  работы является анализ борьбы с коррупцией,
роли и значения права. Достижение поставленной цели предполагает решение
следующих задач: раскрыть теоретические основы государственной политики по
противодействию коррупции; провести анализ государственной политики по
противодействию коррупции в РФ; идентифицировать недостатки в области
государственной политики по противодействию коррупции; разработать рекомендации
по совершенствованию и противодействию государственной политики в отношении коррупции
и обосновать их эффективность.

Объектом исследования в  работе является государственная политика в
сфере противодействия коррупции в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают
направления по совершенствованию государственной политики в сфере
противодействия коррупции.

Теоретическую основу работы
составляют труды таких отечественных и зарубежных исследователей, посвященные
решению и описанию данной темы: Г.А. Борщевский, О.Ю. Горохова, И.А. Елизарова,
А.А. Захаров, И.В. Левакин, Н..А. Любкина и др.

Методическую основу  работы составили общенаучные и специальные
методы теоретического и эмпирического исследования, в том числе:
диалектический, формально-логический, метод аналогии, анализ и синтез,
исторический метод, метод экспертных оценок. Нормативно-правовой основой  работы выступили: Конституция Российской
Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации,
постановления правительства, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации,
нормы международного права в сфере противодействия коррупции, а также документы
Генеральной Ассамблеи ООН, Комитета министров Совета Европы, ОЭСР.

Информационную основу исследования
составили официальные данные, статистическая информация и судебная практика,
касающиеся противодействия коррупции, аналитические обзоры, информационные
материалы и исследования, опубликованные в научных изданиях, монографической
литературе, а также собственные наблюдения автора.

Работа состоит из введения, двух
глав основной части, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована значимость и
актуальность выбранной темы  работы.
Поставлена цель, рассмотрены основные задачи работы, выбраны объект и предмет
исследования, так же описаны методы исследования.

Первая глава раскрывает содержание
основных понятий коррупции. Так же в этой главе изложены виды и формы
коррупционных явлений и история образования и развития коррупции в России.
Отражено современное состояние коррупционной ситуации в России.

Вторая глава посвящена анализу
реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции. Раскрыто
понятие антикоррупционной политики государства и основные направления
государственной политики, методы регулирования в данной сфере Приведена общая
характеристика программы по противодействию коррупции в Российской Федерации, в
субъектах РФ. Обозначены проблемы реализации государственной политики в сфере
противодействия коррупции.

В заключении систематизированы
полученные научные и практические результаты, а также сформулированы выводы и
даны рекомендации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящей работе были рассмотрены
вопросы антикоррупционной политики государства на всех вертикалях власти, а
также проблемы противодействия коррупции и пути их решения. Раскрыто содержание
понятия коррупции, проведен анализ раскрытия данного понятия разными авторами,
дано определение антикоррупционной политики государства, раскрыты основные
направления государственной политики и методы регулирования в сфере
противодействия коррупции, отражены цели и принципы антикоррупционной политики
государства.

Также в работе показаны виды и формы
коррупционных явлений с последствиями их проявлений. Описано формирование
коррупции в России начиная с древних времен, что и послужило причиной
формирования устойчивого понимания и принятия коррупционных явлений как нормы
жизни. Так же в работе отражено современное состояние коррупционной ситуации в
России. Проведенным анализом государственной политики противодействия коррупции
раскрыты проблемы противодействия коррупции на муниципальном уровне.
Проведенное исследование позволило сформировать ряд наиболее значимых выводов.
«Плодородной почвой» в противодействии коррупции безоговорочно стоит считать
муниципальные образования. В них легче бороться с коррупцией благодаря их
малому территориальному размеру и общественному контролю. Преимущественно
муниципалитеты создают антикоррупционные программы. Их реализация происходит в
Российской Федерации неравномерно, где-то данные программы дают свои
результаты, где-то не относятся к этой проблеме как к основной и глобальной,
составляют планы формально для отчетов, а в некоторых субъектах подобные
программы вовсе не выполняются. Начиная с 2006 года Российская Федерация
сделала большой шаг в противодействии коррупции, но добиться больших
результатов пока не удалось. Количество коррупционных преступлений, растущих
каждый год, свидетельствует об этом. Размеры причиняемых ущербов бюджетам
разного уровня от коррупционных преступлений поражают своими масштабами. В
работе, в качестве примера, отражен случай коррупционных преступлений при
строительстве небольшого детского сада в маленьком провинциальном городе. При
этом ущерб от коррупционных преступлений составил 74 млн. рублей или 50% от
заложенной стоимости строительства детского сада. При этом реальное наказание,
связанное с лишением свободы, за совершенные преступления пока не понес не один
участник. Так же в работе проведен анализ антикоррупционных мероприятий, проводимых
на муниципальном уровне. К сожалению установлено, что принимаемые меры
малоэффективны и недостаточны. Антикоррупционной системе на муниципальном
уровне недостаёт четко сформулированного и полного законодательства в сфере
управления муниципальной собственностью, отсутствие кадров, низкие заработные
платы муниципальных служащих, отсутствие участия гражданского общества в
рассмотрении вопросов по приобретению, владению и расходованию муниципальным
имуществом. В качестве предложений, по улучшению ситуации в сфере
противодействия коррупции на муниципальном уровне, предлагается продолжение
внедрения механизма электронного оказания муниципальных услуг, повышение
заработной платы муниципальным служащим, проведение постоянного обучения
кадров, повышение их квалификации, внедрение проведения антикоррупционной
экспертизы на стадии заключения муниципальных контрактов (закупок), ужесточение
уголовной ответственности за коррупционные преступления, правонарушения и
расширение составов преступлений по коррупционным преступлениям, а так же
предложено обязательное повышение участия гражданского общества в сфере
противодействия коррупции.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КОРРУПЦИЯ КАК
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

1.1 Понятие коррупции,
подходы к определению, сущность

В соответствии с Федеральным законом
«О противодействии коррупции», коррупцией является — злоупотребление служебным
положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями,
коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего
должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, в
целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц,
либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими
лицами, а так же совершение указанных деяний от имени или в интересах
юридического лица[1].

При этом, коррупция, в связи с
отсутствием надлежащего противодействия ей, а также в связи с изменениями
экономического и социального положения в обществе, имеет свойство
видоизменяться, расширятся. Необходимо, чтобы как можно быстрее
антикоррупционная деятельность, как функция государства, была выделена в разряд
основных задач государства. Коррупция препятствует развитию демократического
общества, реализации конституционных прав граждан, нарушает принципы
верховенства закона, подрывает доверие граждан к власти, ведет к неэффективному
распределению и расходованию средств государства, снижению инвестиций в
производство, и снижению экономического роста, а также и другим тяжелым
последствиям. Необходимо создать механизмы, позволяющие уменьшить масштабы
коррупции, как в краткосрочном плане, так и выработать проведении долгосрочной
линии по снижению (минимизации) коррупции в государстве и обществе.

Коррупция (лат. corruption – подкуп). Определение corrumpire в римском
праве понималось как «ломать, разрушать, подкупать» и являлось противоправным
действием.



[1] См. ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №
273-ФЗ (ред. 24.04.2020) «О противодействии коррупции» // Собрание
законодательства РФ. — 29.12.2008. — № 52 (ч. 1). — Ст.6228.

 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Коррупция в системе государственного управления. 5

1.1.
Понятие коррупции. 5

1.2.
Понятие коррупции в истории России. 9

2.  Коррупция как системная угроза стабильности и
экономической безопасности Российской Федерации. 14

2.1.
Подходы к пониманию коррупции. 14

2.2.
Экономическая оценка антикоррупционного эффекта: институциональные изменения. 16

3.
Основные меры противодействия коррупции применяемые в Российской Федерации. 21

3.1.
Типы проявления коррупции в Российской Федерации. 21

3.2.
Основные меры противодействия коррупции. 24

Заключение. 30

Библиографический
список. 32

  

Введение:

 

Российской Федерацией и ее субъектами, является коррупция.
Помимо того, что коррупция находится в тесной связи с организованными и
экономическими преступлениями, как это можно усмотреть из аналитических
документов, прогнозов и программ, которые посвящены борьбе с общественно опасными
явлениями, коррупция в целом негативно влияет на развитие Российской
Федерацией, его общества, а также отдельной личности.

Коррупция не просто социальное, но и психологическое и
моральное явления. Ведь она не существует обособленно от людей их поведения,
деятельности. Коррупция это способ мышления, который приводит образ жизни. В
странах, где взяточничество и другие коррупционные деяния случаются
сравнительно редко, коррупция в общественном сознании ассоциируется с большим
злом для государства и его граждан и не оказывает существенного влияния на
общественную жизнь.

Наиболее опасным следствием такого положения дел в обществе
является то, что в результате вытеснения коррумпированными отношениями правовых
и этических отношений происходит значительный перелом в общественной психологии
— люди в своем поведении изначально психологически уже настроены на
противоправные способы решения вопросов.

Тема коррупции является одной из самых острых проблем
современного общества. Вместе с тем это социальное явление имеет свою давнюю
историю и, как показывает опыт, одной из стран до сих пор не удалось ее
побороть. Хотя отдельным государствам с помощью силовых антикоррупционных
методов на определенный период удавалось существенно уменьшить масштабы
коррупции, но со временем появлялись новые схемы, методы и формы ее проявления.
Более того, формирование целых коррупционных сетей происходит в самой системе
государственной власти, а это фактически выводит коррупции на более высокий
уровень организации, построения более совершенных внутренних связей и
приспособления к внешним факторам, которые могут вмешаться в ее организацию.

Объект исследования составляют общественные отношения,
имеющие социальный аспект и охватывающие все сферы взаимных отношений между
гражданским обществом и государством в области противодействия коррупционным
преступлениям.

 Предметом
исследования выступают нормы антикоррупционного законодательства, подзаконные
нормативно–правовые акты, нормы российского 
законодательства, которые содержат коррупциогенные факторы, посвященные
проблемам в области противодействия коррупционным преступлениям

Цель курсовой работы – охарактеризовать меры противодействия
коррупции в Российской Федерации.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

¾  
Рассмотреть понятие коррупции;

¾  
Описать понятие коррупции в истории России;

¾  
Рассмотреть подходы к пониманию коррупции;

¾  
Проанализировать экономическую оценку
антикоррупционного эффекта;

¾  
Описать типы проявления коррупции в Российской
Федерации;

¾  
Рассмотреть основные меры противодействия
коррупции.

Курсовая
работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся
цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и
списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в связи с вышеизложенным необходимо
выделить основные направления противодействия коррупции, которые должны быть основаны
на следующих принципах современной антикоррупционной политики России:

1)    публичность
и открытость деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления;

2)    неотвратимость
ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

3)    комплексное
использование политических, организационных, информационно–пропагандистских,
социально–экономических, правовых, специальных и иных мер;

4)    сотрудничество
государства с институтами гражданского общества, международными организациями и
физическими лицами

Система
предотвращения коррупции включает правила антикоррупционного поведения общие
для всех субъектов, на которых распространяется действие антикоррупционного
законодательства, и специальные. Для отдельных групп таких субъектов (депутаты,
государственные служащие, судьи, работники правоохранительных органов,
руководители государственных предприятий т.д.) или отдельных сфер, а также
средства контроля, мониторинга и другие средства обеспечение соблюдение
указанных правил и предусматривает возможность их изменения, если это указывают
соответствующие индикаторы.

Для
преодоления массовых нарушений антикоррупционных норм и правил необходимо
реализовать целый ряд мероприятий по криминализации коррупции. То есть
установление уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и
правонарушения, связанные с коррупцией и создание правоохранительной системы,
способна эффективно противодействовать коррупционным действиям.

Формирование
национальной законодательной базы противодействия коррупции опирается на соответствующие
международные антикоррупционные конвенции, другие международно-правовые
документы, содержат четкие международно-принятые определения, именно действия
следует считать коррупционными правонарушениями, именно субъекты должны нести
за них ответственность, которые санкции за них и иные меры уголовно-правового
характера должны быть установлены и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Коррупция в системе государственного управления

1.1.
Понятие коррупции

Слово «коррупция» происходит от латинского «соrruptio», что
означает «порча», «развращение». Распространение и общественная опасность
коррупции ощутимо возрастает в период значительных социальных потрясений, ведет
к игнорированию законности, зависимости граждан от произвола чиновников. Как
свидетельствуют энциклопедические словари, слово «коррупция» происходит от
латинского «соrruрtio», что означает «порча», «развращение», то есть может
пониматься как развращение отдельных должностных лиц государственного аппарата,
как социальная коррозия, разъедает государственную власть и общество в целом.
Следует отметить, что в среде ученых-правоведов и практиков не существует
четкого определения понятия коррупции.

Основные подходы к пониманию коррупции можно свести к
следующему:

1)    коррупция
понимается как подкуп-продажность государственных служащих;

2)     коррупция рассматривается как злоупотребление
властью или служебным положением, совершенное по определенным личных интересах
или в интересах других лиц;

3)    коррупцию
понимают как использование должностных полномочий, статуса должности, а также
ее авторитета для удовлетворения личного интереса или интересов третьих лиц.[1]

Коррупция случается в любой политический и экономической
системах и является составной механизма использования общества бюрократическими
структурами. В условиях функционирования демократических или авторитарных
механизмов обеспечения нормальной жизнедеятельности социума коррупция выступает
второстепенным явлением, которое существенно не влияет на общегосударственную
ситуацию или становится более-менее контролируемой. Однако при определенных условиях
коррупция может превращаться в структурообразующие элемент и общественной жизни
общества. Это возможно тогда, когда среди широких слоев населения преобладает
безудержное стяжательство. Борьбу с коррупцией декларируют государства
практически всех типов. Более того, все государства вынуждены в той или иной
степени бороться с ней.

Такая борьба может заключаться в создании системы надежных
правовых и институциональных гарантий общественного и политического контроля за
деятельностью государственных органов, различного рода организаций и отдельных
должностных лиц, или же может сводиться лишь к вынужденным мерам властных
структур, направленных на восстановление элементарного порядка в обществе,
перераспределение сфер влияния между различными кланами правящей олигархии и
формированиями мафиозного типа и тому подобное. Непосредственным субъектом
коррупции как особого рода общественных отношений может выступать
государственный чиновник любого ранга, политик или функционер общественной или
других организаций. [2]

Лицами, которые получают выгоду от его действий, могут быть:
индивиды, отечественные или зарубежные фирмы, политические и общественные
организации, спецслужбы иностранных государств и тому подобное. Как показывает
опыт посткоммунистических стран, в условиях коррупции происходит специфический
«разделение властей», а точнее распределение власти между
политиками-прагматиками, лично преданными руководителю страны; лицами, которые
относятся к «клану» руководителя, а также лицами, союз и взаимное доверие между
которыми скреплены вместе пролитой кровью, и разного рода
политиками-романтиками, политические ориентации которых варьируются в
зависимости от культурно-исторических особенностей конкретного государства и конъюнктуры,
а также мафиозными кругами, которые представляют криминализированный
национальный капитал и компрадорской буржуазии.



[1] Корзун, И. Г. Коррупция и как ей противодействовать
[Текст] / И. Г. Корзун // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016.
– № 2. – С. 16–17.

[2] Гальперина, Х. Коррупция и государственная власть
[Текст] / Х. Гальперина // Следователь. – 2017. – № 10. – С. 18–20.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы