Курсовая теория на тему Блоки Дьенеша в умственном развитии дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Умственное развитие ребенка в
контексте общего развития личности. 6
1.2
Управление интеллектуальным развитием детей дошкольного возраста. 15
1.3 Значение дидактических игр в умственном
развитии детей. 19
ГЛАВА II.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С БЛОКАМИ ДЕНЬЕША С ЦЕЛЬЮ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ.. 28
2.1 Описание блоков Деньеша. 28
2.2 Методическая работа с блоками Деньша с целью умственного развития
детей 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 45
Введение:
В связи с увеличением объёма научной
информации, усложнением содержания знаний, современными требованиями к
дошкольному образованию острее встает вопрос о необходимости использования
эффективных средств для умственного развития дошкольников. С точки зрения
А.Н.Леонтьева на эффективность любого познавательного процесса влияют методы,
которые обязательно включают «деятельностный механизм», где ребенок не
пассивный слушатель и исполнитель, а субъект деятельности. Мария Монтессори,
Ф.Н.Блехер, А.Н.Сорокина широко использовали игры и подчеркивали их огромную
роль в воспитании и обучении детей. Они смотрели на игру не как развлечение или
забаву, а видели в ней большой труд детей и считали ее самым точным показателем
проявления детских способностей и возможностей. К.Д.Ушинский советовал включать
элементы занимательности, игры в учебный процесс.
Наиболее эффективным средством для
умственного развития детей являются
логические блоки Дьенеша, так как данное развивающее пособие не только
развивает дошкольников умственно (умения выявлять и абстрагировать свойства,
сравнивать предметы по их свойствам, классифицировать и обобщать, осуществлять
логические действия и операции), но и делает процесс обучения более легким,
занимательным: та или иная мыслительная задача, заключенная в игре, решается в
ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Знания, полученные
посредством игры, пригодятся детям и при обучении в школе, так как благодаря
играм с блоками Дьенеша дети научатся последовательно и доказательно мыслить, догадываться,
проявлять умственное напряжение.
Актуальность проблемы. В детском
возрасте способность логически мыслить формируется не за счет накопления
научных данных, а на основании возникновения образного мышления. А это требует
от ребенка умственного напряжения, его высокой мыслительной активности, знания
общих признаков объектов и явлений. Не стоит ожидать, пока эти умения у него
сложатся сами, начинайте развивать их как можно раньше. Пока ребенок подойдет к
школьному периоду, он должен уже получить все необходимые ему навыки, что
послужит надежным фундаментом для приобретения знаний нового уровня.
Способность оперировать фактами с помощью логики в уме – это один из основных
навыков, который ему пригодится. Овладев навыками логики, последующее обучение
ребенка будет гораздо занимательнее и непринужденнее. Наиболее эффективным
средством для умственного развития детей
являются логические блоки Дьенеша. Благодаря играм с блоками Дьенеша
дети научатся логически мыслить и проявлять умственное напряжение. Следовательно,
тема данной курсовой работы весьма актуальна.
Предмет исследования. Блоки Деньеша.
Объект исследования. Влияние Блоков Деньеша на
умственное развитие дошкольников.
Цель исследования. Изучить работу с блоками
Деньеша, в том числе влияние блоков Деньеша на умственное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо
последовательно решить следующие задачи курсовой работы:
— изучить особенности умственного
развития детей в контексте общего развития личности;
— изучить управление интеллектуальным
развитием детей дошкольного возраста;
— рассмотреть значение дидактических
игр в умственном развитии детей;
—
ознакомиться с методическими основами работы с блоками Дьенеша с целью
умственного развития дошкольников;
—
рассмотреть описание, внешний вид и принцип работы с блоками Деньеша;
—
представить методическую работу с
блоками Деньша с целью умственного развития детей на примере
разработанных игр.
Цель и задачи исследования определили следующую
гипотезу. Формирование умственных способностей
у детей происходит разными способами. Для дошкольников самый эффективный
вариант как общего развития, так и интеллектуального – это игра. Наиболее
эффективным средством для умственного развития детей являются логические блоки Дьенеша.
Практическая значимость. Материал данной курсовой
работы может использован воспитателями в ДОУ и родителями дошкольников.
Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, и списка литературы (40 наименований).
Основной работы на 42 странице. Общий работы – 48 страниц.
Заключение:
В данной курсовой работе мы
рассмотрели блоки Дьенеша, их влияние на умственное развитие дошкольников. По
итогам работы над проектом мы можем сделать следующие выводы.
Аспекты, формирующие личность
ребенка – это развитие моторики, развитие способности понимать язык,
когнитивное развитие, эмоциональное и поведенческое развитие, окружающая среда.
Под когнитивном развитием подразумевается интеллектуальное созревание детей.
Скорость интеллектуального, эмоционального и поведенческого развития
значительно варьируется от ребенка к ребенку.
Методики, направленные на раннее
развитие детей, помогают выстроить развивающую систему, направить в верное
русло. Развивающие занятия с младенчества формируют навыки концентрации
внимания к трёхлетнему возрасту. Дети приходят в детский сад готовые к новым
нагрузкам, так как способны быстро обрабатывать информацию.
С возрастом дети, которые получали
развивающий комплекс с ранних лет, быстрее адаптируются к процессу обучения,
овладевают навыками чтения, письма, счёта. По окончанию дошкольного периода
такой ребёнок психически готов к школьным нагрузкам.
Один из важных моментов, который
вытекает из работы по развитию мозга, основанной на опыте, заключается в том,
что многие навыки, которые формируются в раннем возрасте, часто трудно развить
и изменить во взрослой жизни. Есть много примеров того, как ранний жизненный
опыт влияет на развитие мозговых путей, влияющих на производительность во
взрослой жизни. Например, если вы научитесь плавать, играть в теннис или
кататься на лыжах в очень молодом возрасте, ваши результаты будут намного
лучше, чем если бы вы научились плавать, играть в теннис или кататься на лыжах
в зрелом возрасте.
Формирование умственных способностей
у детей происходит разными способами. Для дошкольников самый эффективный
вариант как общего развития, так и интеллектуального – это игра. Подвижные,
настольные, обучающие игры формируют знания ребёнка о правилах,
последовательности действий, обучают умению работать в команде. Игра играет
огромную роль для развития целостной личности ребенка. Без увлекательной игры
не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем
богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.
Играя, можно готовить маленького человека к большим делам. Наиболее эффективным
средством для умственного развития детей
являются логические блоки Дьенеша.
Существуют два вида наборов блоков
Дьенеша: объёмный и плоскостной. Объемный дидактический набор «Логические блоки
Дьенеша» включает в себя 48 объёмных геометрических фигур. Они различаются по
цвету, форме, толщине, размеру. Также для игр можно использовать карточки с
условными обозначениями свойств блоков. В наборе есть методическое пособие, в
котором дано описание и возможные варианты игр с блоками.
Работу с блоками Дьенеша педагоги
ДОУ включают в непосредственно непрерывную образовательную деятельность, как
часть занятия, в совместную деятельность детей со взрослыми. Проводятся игры и
игровые упражнения в совместной деятельности как индивидуально, так и с
подгруппами детей: в утренние, вечерние отрезки времени и на прогулке.
Работы с блоками можно придумывать
воспитателю самостоятельно, можно выбирать из готовых работ. В данной курсовой
работе мы привели примеры игр с блоками Дьенеша, такие как «Поиск пары»,
«Фантазируем…», «Сколько…?», «Садовник»,
«Угощаем медвежат», «Доктор Айболит спасает зверей», «Город геометрических
человечков», «Сочиним сказку «Путешествие веселых зверят»» и «Все мыши любят
сыр».
По результатам курсовой
работы мы считаем использование дидактического пособия «Логические блоки
Дьёнеша» эффективным для умственного развития детей. Благодаря данному
пособию дети знакомятся с базовыми понятиями геометрии,
развивается ум и игра вызывает интерес малышей сравнивать предметы,
изучать их, классифицировать по свойствам, обобщать, а так же абстрагировать от
определенных, не присущих предмету свойств, кодировать информацию и
декодировать ее. Дидактические упражнения с
использованием «Логических блоков Дьенеша» способствуют развитию
мыслительных умений (сравнение, анализ, классификация, обобщение); усвоению
элементарных математических представлений; развитию познавательных процессов
(восприятие, память, внимание, воображение).
Таким образом, цель курсовой работы по изучению работы с блоками
Деньеша, в том числе влиянию блоков Деньеша на умственное развитие детей,
достигнута полностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Умственное развитие ребенка в контексте общего развития
личности Человеческий мозг ежедневно
выполняет бесконечные задачи по обработке информации, которую он получает из
внешнего мира, улучшая когнитивный процесс, посредством которого восприятие,
внимание, память, мышление и язык играют фундаментальную роль в деятельности,
которая позволяет нам быть тем, кем мы являемся [1, с.22]. У детей эти действия
способствуют развитию навыков посредством приобретения опыта, который является
частью их обучения для адаптации к окружающей среде, поэтому очень важно
стимулировать этот процесс от младенчества до всего школьного этапа. Умственное
развитие – это способность человека понимать, думать и рассуждать. Для развития
интеллекта детей необходимо соответствующим образом их воспитывать в
младенчестве и в раннем детстве. Например, чтение детям с раннего возраста,
предоставление им интеллектуально стимулирующего опыта и теплые, любовные
отношения имеют большое влияние на их интеллектуальный рост и развитие [3, с.45].
Каждый человек еще до своего рождения начинает путь физического и
познавательного развития, который продолжается на протяжении всего его
существования. Знания, полученные при взаимодействии с внешней средой,
выстраиваются ребенком с самого рождения и обогащаются с возрастом как в
количественном, так и в качественном отношении.
Для каждого этапа развития существуют разные
этапы обретения умственных способностей. В этом случае определяется круг,
который начинается и закрывается с ослаблением или инволюцией когнитивных
способностей, что совпадает с рождением и старением человека, который достигает
максимального пика получения информации в молодом возрасте [8, с.99]. Умственное
развитие ребенка, развитие его мышления необходимо рассматривать в контексте
общего развития личности ребенка – формирования новых видов деятельности, новых
мотивов поведения [10, с. 15].