Курсовая теория на тему Биография и творческий путь Глинки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Жизнь и творческое становление М.И.Глинки 5
1.1 Детские и юношеские годы будущего композитора. Образование 5
1.2 Творческое становление и расцвет творчества композитора 7
1.3 Последние годы жизни и творчества М.И.Глинки 12
Глава 2. Значение творчества М.И.Глинки в мировой музыкальной культуре. Творческое наследие композитора 15
2.1 Особенности творческого стиля композитора. Основные жанры творчества. Новаторство. Основные произведения М.И.Глинки 15
2.2 Оперное и камерно-вокальное творчество 18
2.3 Симфоническое и камерно-инструментальное творчество 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Введение:
Введение
Актуальность, значимость и разработанность темы
Творческое воспитание будущего музыканта основывается на его ознакомлении с произведениями, относящимися к шедеврам мирового музыкального классического искусства. В репертуар студентов высших учебных заведений включают произведения отечественных и зарубежных композиторов прошлого и современности с целью ознакомления с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, воспитания художественного вкуса студентов, музыкального обучения на основе восприятия, оценивания и отображения высокохудожественных музыкальных образов произведений разных жанровых и стилевых направлений. С творчества великого русского композитора М.И.Глинки начался новый этап в развитии отечественной классической музыки. Неоценимым является творческий вклад Глинки в мировое и национальное музыкальное искусство. Изучение музыкальных произведений и художественных образов, созданных композитором, является важным для развития музыканта. Для восприятия, понимания и исполнения музыкальных произведений М.И.Глинки необходимы сведения о его жизни и особенностях творчества, поэтому выбранная нами тема «Биография и творческий путь Глинки» является актуальной.
Существует множество работ, посвященных исследованию жизнеописания и творчества М.И.Глинки. Ученые подходят к данному вопросу с разных сторон. Мы хотим выделить работы Е.В.Смагиной, где рассматривается личность М.И.Глинки и особенности творчества композитора через призму идейных направлений и культуры его времени. Данным автором утверждается идея влияния на мировоззрение Глинки национальных духовных ценностей и отечественного творческого наследия. А.Н.Ермак проводит анализ автобиографического творчества Глинки в ракурсе представленного в нем фактографического материала, касающегося формирования Глинки как композитора и педагога-музыканта.
Объектом настоящего исследования стали биографические сведения о великом русском композиторе М.И.Глинке.
Предметом изучения является творческая деятельность М.И.Глинки в разные периоды жизни композитора.
Цель исследования заключается в изучении жизненного и творческого пути М.И.Глинки.
Задачи, решаемые в работе:
— рассмотреть особенности освещения вопроса жизненного пути и творческого становления М.И.Глинки в работах отечественных и зарубежных ученых;
— подать биографические сведения, отражающие основные периоды жизни великого русского композитора;
— рассмотреть особенности творчества Глинки в разные периоды жизни композитора;
— продемонстрировать основные стилевые и жанровые характеристики творчества русского композитора, показать
Заключение:
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857гг.) считается основоположником национальной классической музыки. С его творчеством связывают начало развития русской музыкальной культуры, получившей мировое признание. М.И.Глинка был выдающимся музыкантом: композитором, пианистом, камерным певцом, вокальным педагогом. Ему принадлежат литературные труды, композитор является автором либретто своих опер, создателем своего знаменитого труда, «Записок», являющегося ценным документом, как для биографии композитора, так и для понимания его времени. Родившись в России (с.Новоспасское Смоленской губернии), откуда вынес также свои первые детские музыкальные впечатления, сделал первые навыки в музыкально-исполнительском искусстве и получил образование, композитор впоследствии много путешествовал, и последние годы жизни провел за рубежом. Композитор взял из музыкальных впечатлений детства (народные песни, народное музыкальное исполнительство) любовь к национальному музыкальному искусству, что впоследствии отразилось на его творчестве. Обучение М.И.Глинки у прогрессивно мыслящих преподавателей в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете, его знакомство и общение с известными представителями литературы того времени сыграли важную роль в формировании личности молодого Глинки. Русский композитор выделял следующие периоды своей жизни и творчества: — детство и юность, формирование творческих установок (основ творчества) (до 1830г.); — путь к мастерству (1830 – 1836гг.); — центральный период (до 1844г.); — поздний период (1844 – 1854гг.).
На пути к творческом расцвету и в центральный период творчества великим русским композитором были созданы его замечательные оперы; симфонические произведения, определившие дальнейшее направление в развитии русского симфонизма; русский романс был поднят композитором до уровня классического образца этого музыкального жанра. Творчество М.И.Глинки представлено камерно-вокальными и камерно-инструментальными музыкальными жанрами, оперными произведениями, симфонической музыкой. В раннем творчестве композитор тяготеет к лирическому жанру, для его поздних сочинений характерен драматизм. В основе камерно-вокальных произведений композитора (песен, романсов) находятся жанры элегии, русской песни, баллады и др. Особенностью стилевых характеристик творчества Глинки является сочетание в его произведениях реалистических тенденций, характерных для стиля эпохи композитора, и черт романтического художественного направления. Авторский стиль творчества русского композитора проявляется в сочетании романтических характеристик с чертами классического стиля. Особенностью творческого стиля Глинки является главенство в его произведениях мелодии как основного выразительного средства; сочетание характеристик русской народной музыки с западноевропейскими музыкальными традициями. Нововведением Глинки в сферу жанра оперы стало использование в последней нового типа драматургии (эпический тип драматургии). Неоценимой заслугой композитора в сфере камерно-вокального жанра является обогащение им бытового жанра романса новыми выразительными средствами и тем самым поднятие его до уровня высокого образца классической музыки. Созданием М.И.Глинкой симфонических произведений началось новое направление в развитии русского симфонизма. Созданием своих камерно-инструментальных произведений Глинка продемонстрировал сочетание русской песенности с музыкальными формами, характерными для европейской музыки.
Память великого русского композитора увековечена созданием музея, посвященного его жизни и творчеству; установкой монументов в России и за рубежом; однако самое большое значение для современников и потомков имеет творчество М.И.Глинки: музыкальные произведения, научно-методические и литературные труды.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Жизнь и творческое становление М.И.Глинки
1.1 Детские и юношеские годы будущего композитора. Образование
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, в семье польского происхождения (прадед будущего композитора был польским шляхтичем из рода Глинок). Отец будущего композитора Иван Николаевич Глинка принадлежал к служилому дворянству. По-видимому, числившийся на военной службе чуть ли не с самого рождения, он вышел в отставку в 23-хлетнем возрасте, когда уже имел чин капитана. В 1802г. Иван Николаевич женился на троюродной сестре Евгении Андреевне Глинка. В раннем детстве и до достижения Михаилом шестилетнего возраста воспитанием мальчика занималась бабушка (по отцу), Фекла Александровна, не доверяя молодым родителям любимого старшего внука, и только после ее смерти мать будущего композитора была допущена к воспитанию сына. Чрезмерная опека бабушкой маленького Глинки негативно отразилась на здоровье мальчика: он рос слабым и хилым, до болезненности чувствительным. Уже в раннем детстве проявилась разносторонняя одаренность Глинки, его чуткость к впечатлениям окружающей жизни. В 4 — 5 лет он почти самоучкой научился читать, восхищая бабушку чтением церковных книг. Также мальчик любил рисовать. Большую роль в воспитании Михаила сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна. Она считалась мастерицей петь песни и рассказывать сказки; к ее искусству нередко прибегали, когда нужно было успокоить или развлечь ребенка. Глинка рано проявил интерес к чтению, особенно чтению географических книг и описанию путешествий. С юных лет Михаил отличался живостью ума и богатством фантазии. Охотно и успешно мальчик занимался рисованием под руководством местного архитектора, находившегося на службе у И.Н.Глинки. Уроки рисования проходили по методике того времени и состояли в копировании античных образцов – бюстов и слепков, иногда рисунков учителя. Глинка сохранил интерес к рисованию и в зрелые годы. Систематическое музыкальное обучение мальчика началось в десятилетнем возрасте, когда его родители пригласили в дом из Санкт-Петербурга гувернантку, выпускницу Смольного института, Варвару Федоровну Кламмер. По рассказам Глинки, она давала детям уроки музыки и иностранных языков, заставляя «зубрить». У своей первой учительницы Глинка обучался игре на фортепиано и скрипке. Неоценимым источником музыкальных впечатлений ребенка (а впоследствии и источником тематизма произведений композитора) стали народные песни его родного края. Песенная культура Смоленщины, находившейся как бы «на стыке» русских и белорусских (а в прошлом польско-литовских) земель, представляла собой сложный комплекс музыкальных явлений. Сохраняя основные жанровые особенности русского песенного творчества, она впитала многие признаки белорусского фольклора, начиная от диалектных особенностей белорусского говора. На Смоленщине также были заметны следы польского фольклора, отразившиеся в народной инструментальной музыке, в ритмических особенностях плясовых песен, в ранних смоленских кантах и псальмах. Все это с детских лет вырабатывало в юном Глинке особую восприимчивость к интонационному строю родной и неродной, иноязычной фольклорной сфере. Глинка также любил слушать звучание церковных колоколов и церковное пение. В родном имении Глинки в Новоспасском проводились домашние концерты (у И.Н.Глинки был свой небольшой ансамбль музыкантов), однако на концертах в Новоспасском играли не столько местные исполнители, сколько хорошо подготовленный крепостной оркестр из соседнего имения Шмаково, принадлежавший дяде Глинки Афанасию Андреевичу. Когда по торжественным дням оркестр приглашался в Новоспасское, Михаил Глинка не отходил от оркестра, жадно прислушиваясь к этой музыке, а иногда и сам присоединялся к музыкантам, играя на скрипке.
Осенью 1817 года в Петербурге открылось новое учебное заведение — Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Родители Глинки выбрали это учебное заведение для завершения образования сына. Так началось обучение будущего композитора в Санкт-Петербурге (в 1819г. это учреждение было переименовано в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете). Учебное заведение славилось прогрессивно мыслящими преподавателями. Наставником Глинки в пансионе был поэт, декабрист В.К.Кюхельбекер. Глинка брал уроки игры на фортепиано у Дж.Филда, позднее – у Ш.Майера, обучается пению, игре на скрипке. Также будущий композитор посещает театры, музыкальные вечера, музицирует в 4 руки с братьями Виельгорскими, А.Варламовым. Немалую роль в творческом формировании Глинки сыграла русская литература, непосредственное общение Глинки с А.Пушкиным, В.Жуковским, А.Дельвигом, А. Грибоедовым, В.Одоевским, А. Мицкевичем.
Из вышесказанного следует, что основами для творческой деятельности будущего композитора М.И.Глинки стали первые музыкально-исполнительские навыки, полученные им в детстве. Одним из первых музыкальных впечатлений, ставшим впоследствии важнейшим источником музыкально-композиторского творчества Глинки, была народная музыка. Обучение будущего композитора у прогрессивно мыслящих преподавателей в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете, его знакомство и общение с известными представителями литературы того времени сыграли важную роль в формировании личности молодого Глинки.
1.2 Творческое становление и расцвет творчества композитора
После окончания Благородного пансиона при Санкт-Петербургском университете (1822г.) будущий композитор стал посвящать занятиям музыкой все свое свободное время. Глинка изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. К этому периоду относятся первые сочинения Глинки, относящиеся к бытовым жанрам музыки, которые он стремится расширить и обогатить. Первым произведением глинки как композитора стали