Курсовая теория на тему Биеннале как форма социально-культурной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Социально-культурная деятельность: понятие, особенности 8
1.2 Типология форм социально-культурной деятельности 11
ГЛАВА II. БИЕННАЛЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
2.1 Формы актуализации искусства в современном культурном пространстве 16
2.2 Особенности Биеннале графики как независимой фестивальной формы 23
2.3 Противоречивость формата «биеннале» и проблемность его внедрения в российский культурно-институциональный контекст 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Актуальность темы. Пространство культуры отражает ход времени, фиксирует его в артефактах. Пространственные и временные категории, представление о пространстве и времени становятся ключом к пониманию особенностей культурной эпохи, ее хронотопов. Выявление специфики пространственных характеристик национальной культуры, особенно в переходные периоды, требует их обязательного соотношения с общеевропейской и общемировой традицией.
В последние годы все больший масштаб приобретают новые арт-форумы в дальневосточных странах, привлекая сотни тысяч зрителей из самых отдаленных уголков. Вне всяких сомнений, эти мероприятия и высокий международный интерес к ним программно меняют внутреннюю ситуацию в регионах, где их проводят от структуризации культурной политики, оживления культурной жизни к модернизации туристической инфраструктуры .
Степень разработанности проблемы. Исследование природы и сущности Биеннале невозможно без обращения к научным трудам, предметом исследования которых является взаимовлияние художественных и социальных процессов. К числу таких трудов относятся работы Н.А. Хренова , B.C. Жидкова , О.А. Кривцуна , М.С. Кагана и других.
Проблематика исследования потребовала также обращения к научной специальной литературе, связанной с осмыслением специфики и тенденции развития современного искусства. В частности, это работы Е.А. Андреевой , Е.А. Деготь , Т.Е. Шехтер , Н.Н. Суворова , А.Д. Боровского и др.
Кроме того, задачи, поставленные в курсовой работе, связаны с такой сферой науки и практики как экспозиционно-выставочная деятельность. В исследованиианализируется ряд работ по данной проблематике, в частности: Т.П. Калугиной , М.Т. Майстровской , С.В. Богородского , О.Б. Архиповой , В.М. Ахунова и др.
Анализ научной литературы, связанной с темой данного курсового исследования, показал, что исследование крупномасштабных проектов Биеннале и Фестивалей как актуальной формы современного искусства затрагивает лишь определенные стороны этого явления. Полноценного теоретического изучения, определения роли и места этого явления в современном культурном пространстве не проводилось.
Объект исследования – биеннале как форма социально-культурной деятельности.
Предмет исследования – биеннале графики в контексте социально-культурной деятельности.
Цель работы – проанализировать особенности и проблемы биеннале графики как форм социально-культурной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и особенности социально-культурной деятельности.
2. Рассмотреть типологию форм социально-культурной деятельности.
3. Изучить формы актуализации искусства в современном культурном пространстве.
4. Определить противоречивость формата «биеннале» и проблемность его внедрения в российский культурно-институциональный контекст.
5. Рассмотреть особенности Биеннале графики как независимой фестивальной формы.
Методология и методы исследования. В работе был использован следующий комплекс методов: типологический метод, метод образно-стилистического анализа художественных произведений, сравнительно-исторический метод, который позволил сопоставить и проанализировать традиции и новые формы актуализации, аналитический метод способствовал определению характерных особенностей развития Биеннале, специфику их организации, стратегию и направленность.
Теоретической базой данной работы являются труды исследователей Е.А. Андреева , Т.П. Калугиной , Т.Е. Шехтера . Российские учёные исследуют феномен биеннале и рассматривают различные способы функционирования выставки в культурном пространстве России и за рубежом. Также подвергают анализу новое пространство коммуникации, которое образуется в процессе проведения биеннале. Исследование Е.А Андреева посвящено тому, что в настоящие время биеннале не только принадлежит миру искусства, а уже давно выходят за пределы художественных практик. В своих работах Т.П. Калугиной, пытается определить какое место и какова роль художника в процессе биеннале. Шехтер Т.Е. разбирает различные формы проведения биеннальных выставок, а также место музея в жизни общества.
Методология исследования.
1. Комплексный подход. Данный подход позволяет сочетать методы различных наук, в данном случае культурологии, социологии, а также психологии. Комплексный подход был использован при изучении традиций и новых форм актуализации современного изобразительного искусства.
Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во Введении обосновывается актуальность темы, степень её изученности, объект, предмет, цель и задачи курсовой работы, методология и методы исследования.
Глава I «Теоретические основы изучения социально-культурной деятельности» посвящена изучению понятия и особенностей социально-культурной деятельности, ррассмотрению типологийй форм социально-культурной деятельности.
В Главе II «Биеннале в контексте социально-культурной деятельности» анализируются формы актуализации искусства в современном культурном пространстве, особенности Биеннале графики как независимой фестивальной формы, определена противоречивость формата «биеннале» и проблемность его внедрения в российский культурно-институциональный контекст.
В Заключении подводятся итоги проведённого исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.
Текст курсовой работы изложен на 38 страницах. Список использованных источников включает 44 наименований, в том числе на английском языке – 3.
Заключение:
Исследование состояния современных презентационных форм постмодернистского искусства невозможно без анализа истоков происхождения этого явления. Возникновение экспозиционного искусства неотделимо от его коммуникативного назначения, при котором акт показа или презентация искусства включает в себя обязательное взаимодействие таких тесно связанных компонентов как «произведение — художник — зритель». При этом в настоящее время, как отмечает Р. Барт: «… произведение искусства приобретает смысл не в происхождении, а в назначении» .
Обращаясь к истории, можно увидеть, как меняли свои функции такие постоянные компоненты, как «произведение — художник — зритель», взаимодействуя между собой по-разному в разные эпохи. Первые отражения окружающего мира «… вызывают в воображении мир реальностей», закрепление и передачу начальных знаний и навыков…, соединяющих различные поколения и служат для передачи культурных ценностей из рода в род» , когда общение и получение информации артикулировали себя через художественную форму. В современный период искусство и его формы показа растворяются в сложном синтетическом духовном комплексе, где зритель, слушатель (потребитель) и исполнитель сливаются в одном субъекте — все являются активными участниками художественного процесса .
«Биеннале» в понимании многих сразу отсылает к современному разделению культуры на высокую и народную, событие для состоятельных и беззаботных людей, которые томятся от избытка досуга.
Такие стереотипы не имеют ничего общего с сущностью формата биеннале, родившегося как одно из проявлений волны буржуазного туризма в конце XIX века. Именно из-за удачного маркетинга с четко найденной целевой аудиторией «мать» биеннале — Венецианская — уже 125 лет остается, несмотря на вариативную критику, событием номер один в мире современного искусства. Биеннале рождается, когда интеллектуальный и культурный туризм перестает быть привилегией аристократов (от начала — юных британских лордов, которые отправлялись в образовательный Гранд Тур по выдающимся местам Европы). Именно «новые богатые», как и во время итальянского Возрождения, стали субъектами суждения вкуса, с расчетом не только на созерцание, но прежде вложения средств в такое же новое искусство.
Также формат биеннале, особенно во второй половине ХХ века, играет ключевую роль ре-институционализации визуальной культуры за счет ее фестивализации. В это время западные исследователи переосмысливают тотальный современный эстетический дискурс: возникает критика «кантианского вкуса» и гегелевского трансценденталистского взгляда на искусство и творчество.
Биеннале создаются и исчезают (поэтому в последние годы их количество почти неизменно). Но, очевидно, сегодня лишь то, что они есть и будут в ближайшем будущем. Что же является мерилом успешности той или иной биеннале? Выделить можем следующие:
1) финансовая продуманность проекта;
2) обращение к международной аудитории только после налаживания коммуникации с локальной;
3) начальная работа биеннале на создание в том или ином городе «единственно социальной композиции» , составленной из художников и зрителей, организаторов и спонсоров, кураторов и участников, местной и государственной властей, СМИ, — одним словом, общественности.
Именно событийный характер биеннале, заточенный на «здесь и сейчас», как нельзя лучше способствует динамичному образованию такой композиции, построенной на ценностях, эстетических и экономических.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Социально-культурная деятельность: понятие, особенности
В современных условиях в течение одной жизни чередуется несколько культурных эпох, и это обязывает формировать у человека способность воспринимать динамику времени, эффективно адаптироваться к определенной культурной среде. В то же время процесс инкультурации носит непрерывный характер и связан с сенситивными направлениями развития. От первых лет жизни ребенка, когда он осваивает основы общения и санитарно-гигиенической культуры, общество призвано сравнивать реальные возможности и способности. В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать как приоритетные направления культурной политики.
В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социокультурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, Н. Милютина выделила следующие ее составляющие: поля деятельности (одновременно могут выступать областями деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):
1. Культурно-историческое наследие (или историческое обитания человека, мера ее освоения и востребованности).
2. Художественное обитания человека, обеспечивает соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; то есть интересы человека и вся его духовная культура.
3. Социально-психологическое обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизни и деятельности людей — их производственные и родственные, формальные и неформальные связи и отношения)
4. Духовно-нравственное обитания (как в форме общественной морали, внутри личностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. Политическое обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
6. Экологическое обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека на природном мире) .
Каждое поле социокультурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней:
I. Наглядно-пространственное окружение человека, то есть памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;
II. Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);
III. Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностное нагрузки элементов среды) .
Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента: поля среды, то есть сферами жизнедеятельности человека, где он тратит свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), где таковы:
• образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального);
• производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности);
• досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями);
• физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей);
• информационная (библиотеки, средства массовой информации).
Таким образом, социокультурная ситуация — это материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации, окружающих человека. Составляющие социокультурной ситуации — среда и сферы жизнедеятельности — является одновременно областями проектной деятельности.
Социально-культурная деятельность — это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усвоения культурных ценностей и так далее. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Н.Ф. Максютин доказал, что социально-культурная деятельность — это социальная работа среди маргинальных групп, осуществляемая культурно-досуговыми учреждениями .
В учебнике московских авторов «Культурно-досуговая деятельность» под редакцией академика РАН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова как термин, обозначающий исследуемое направление деятельности, избирается понятие «культурно-досуговая деятельность». Но последующие определения этого понятия, а также понятий «Предмет СКД» и «объект СКД» настолько общие и не наглядны, что под них подпадает вообще любой вид системно организованной деятельности.
Вот одно из этих определений: «Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеет собственные функции, цели, средства, результат» . Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности.