Библиотечное информационная деятельность Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Библиотечное информационное обслуживание в структуре деятельности детской библиотеки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Детская библиотека как социальный институт по поддержке
и продвижению чтения: цели и задачи. 6

1.1. Психолого-возрастные
особенности читателей детей. 6

1.2. Концепция
поддержки детского чтения в российских библиотеках. 11

1.3.
Особенности информационно-библиографической работы в детской библиотеке  13

2. Опыт по поддержке и продвижению чтения в детских
библиотеках. 21

2.1. Опыт по
поддержке и продвижению чтения в детских библиотеках  за рубежом  21

2.2. Опыт по поддержке и продвижению
чтения в библиотеках России. 26

Заключение. 32

Список использованной литературы: 34

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. Чтение в истории развития человечества
всегда играло важную роль. Можно приводить многочисленные примеры высказываний
авторитетных людей, в которых книга и чтение рассматриваются как одно из
главных средств социализации человека — его духовного, интеллектуального,
творческого развития. Специалисты различных отраслей, в том числе психологи,
педагоги, социологи, доказали, что не читающий ребенок — это не только
препятствие к социально успешной реализации личности, но и огромный риск для
общества.

Риск пополнения людей с 
атрофированным чувством сочувствия; риск увеличения людей, не способных
воспринимать и усваивать элементарную информацию, людей со сниженными
возможностями к адаптации. Если добавить к этому еще и тотальное увлечение
детей новыми технологиями, то можно утверждать, что чтение зачастую становится
только одним из средств получения информации, т.е. технологическим и
рациональным процессом.

Что же нужно сделать, чтобы обеспечить, поддержать и
стимулировать чтение юного поколения?

Прежде всего, необходимо обеспечить доступность качественного
начального образования для каждого человека; обеспечить доступ к печатным
источникам через институт бесплатных библиотек; более активно организовывать и
поддерживать со стороны государства системы мер, стимулирующих обращение к
книге и чтению;  увеличить
законодательную и финансовую поддержку книгоиздания; организовывать чтение для
всех возрастных и социальных групп.

Возникает вопрос: кто же в состоянии обеспечить и поддержать
детское чтение, качественно, вовремя и доступно предоставлять информацию, стать
учреждением, призванным удовлетворять запросы, связанные с разносторонней
деятельностью человека?  Библиотека является
единственным незаангажированным учреждением, призванным и способным
предоставлять материалы, отражающие различные точки зрения и подходы, теории,
концепции, взгляды на тот или иной предмет, явление, событие.

Библиотечно-информационное обслуживание – часть комплексной
системы библиотечной деятельности. Его качество меняется соответственно
изменениям, происходящим в библиотеке в целом. Возникает необходимость
расширения спектра предоставляемых услуг, поиска новых форм и методов
организации обслуживания, способов повышения его комфортности. Обслуживание
является критерием, который формирует образ библиотеки в глазах общества,
создает позитивный или негативный имидж, в зависимости от организации работы.

Актуальность темы курсовой работы вызвана проблемами
читательского развития детей школьного возраста и приданием ему приоритетного
значения в деятельности детских библиотек. Это призывает выявить и определить
роль и возможности детской библиотеки в читательском развитии детей школьного
возраста, организующих и координирующих совместную деятельность с семьями и
школьными учреждениями.

Детские библиотеки, которые имеют хорошо подготовленных
специалистов, применяют разнообразные методики привлечение ребенка к книге,
чтению, учитывая его индивидуальные особенности, часто адаптируя для этого
социальные, школьные и клубные формы работы.

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить и выявить
существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути
их решения.

К числу основных задач данной работы относятся:

—  определить роль
детского чтения в развитии общества;

— рассмотреть формы и средства развития читательских
интересов у детей школьного возраста;

— выявить актуальные проблемы в области поддержания и
развития  детского чтения в библиотеке
средствами библиографии.

Объект исследования: чтение детей в библиотеке.

Предмет исследования: развитие детского чтения средствами
библиографии.

Огромный вклад в разработку вопросов, в области детского
чтения, внесли такие исследователи как Л. А. Береснева,  Н. И. Бочкарева,  Е. С. Гобова, С. А. Денисова,  Д. И. Латышина, М. Мокина, А. Панфилов, М.
Перова, М. М. Светловская,  И. М.
Тимофеева, Ф. И. Урман, Д. Чаликова, С. Янина.

Данная работа состоит из введения,  двух глав, заключения и списка литературы. В
первой главе раскрыты проблемы падения интереса к чтению и определены пути их
решения, описаны особенности библиографической работы в детской библиотеке. Во
второй главе представлен опыт по поддержке и продвижению чтения в детских
библиотеках в России  за рубежом. В заключении представлены выводы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Читательская
культура — это составная часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений
и чувств читателя, предусматривающий осознанный выбор тематики чтения, его
системность с целью полноценного и глубокого восприятия и усвоения
литературного текста.

Среди
причин, повлекших развитие негативной тенденции развития чтения, можно выделить
следующие факторы объективного и субъективного характера, такие как снижение
экономического и морально-культурного уровня жизни общества; засилья
масс-медийной культуры; захвата современной молодежи компьютерными
технологиями и Интернетом; перегрузки учебных программ, а отсюда отсутствие у
учащихся свободного времени для чтения; отсутствие комплексной программы
развития читательской культуры личности.

Общение с
книгой помогает ученику овладеть определенной суммой знаний, усвоить опыт
предыдущих поколений, привлекает к культурным ценностям народа. Поддержка и
руководство чтения — это стратегически важный элемент культуры, инструмент
повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и
социальной активности общества.

Учебное
заведение, педагог, классный руководитель, библиотекарь должны обеспечить
духовное развитие и саморазвитие личности.

Большую роль
в этом процессе играет книга. Поэтому пропаганда чтения, воспитания
информационно-библиографической и читательской культуры, формирование умения
пользоваться библиотекой, ее услугами, книгой, справочным аппаратом, развитие
познавательных интересов — приоритетные направления совместной деятельности
педагогов, библиотеки, родителей.

Привлечение
учащихся к чтению книг осуществляется как в учебной, так и во внеклассной их
деятельности, на специально организованных занятиях. Научить умению читать
самостоятельно, осмыслено одна из приоритетных задач педагогов и библиотекарей,
ее решению способствует их мастерство привлекать детей к книге, овладевать
искусством литературного чтения, закреплять читательские навыки, расширять
диапазон читательской компетентности.

Этому
способствуют литературные игры, викторины, сказки-эстафеты, исторические
марафоны, музыкальные ринги, брейн-ринги и другие формы, которые позволяют
привлечь учащихся к активной творчески-воспроизводящей деятельности.

Особенность
клубов, кружков в библиотеке заключается в том, что они стимулируют и
активизируют чтения подростков, самостоятельность их работы с книгой.

На разных исторических этапах осуществлялось понимание социального статуса,
роли и значения библиотек в общественной жизни. Третье тысячелетие
называют информационным. И все изменения, происходящие в настоящее время в
обществе, непосредственно сказываются на деятельности детских библиотек.

 

Фрагмент текста работы:

 

Детская
библиотека как социальный институт по поддержке и продвижению чтения: цели и задачи

1.1. Психолого-возрастные особенности
читателей детей

Библиотечное обслуживание детей строится на дифференцированном
подходе в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и
индивидуальными особенностями развития личности ребенка. Педагогически
целенаправленное воздействие на ребенка-читателя опирается на учет возрастных
психологических особенностей его личности. В современной типологии читателей
детей выделяется 4 типа (младшие школьники – 6-9 лет; младшие подростки 10-11
лет; 12 – 13 лет – подростки в узком смысле слова, 14 лет – старшие подростки).

В основу этой типологии положено два признака:

— отношение к художественной литературе и отсюда другое название
типов (наивно-эстетический, наивно-реалистический, героико-романтический,
нравственный).

— способ освоения художественного образа, т.е. приемы проникновения
в замысел автора [12, 72].

Читательская биография современного ребенка начинается с
дошкольного возраста. Общение с книгой у этих детей происходит несколькими
способами: ребенок слушает чтение книги родителями, воспитателями,
библиотекарями и самостоятельно знакомится с содержанием книги по иллюстрациям.
Этот начальный подготовительный период 
чтения  имеет большое значение: в
это время закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Дошкольный возраст особо благоприятен для развития образного
мышления, познавательной активности [16, 97]. Специфика читательского  развития дошкольников предполагает активное
использование библиотекарем громких чтений, элементов литературных игр, бесед о
прочитанном, игра со словом, с ритмом. Ребенок должен слышать  чтение взрослого, чувствовать красоту
художественного слова. Для библиотекаря, работающего с дошкольниками, важна
задача эмоционально-эстетической насыщенности (умение ликовать и радоваться
вместе с героями и детьми, нельзя детям читать монотонно).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы