Катехизация Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Библейские беседы и Евангельские кружки как форма катехизации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования. 5

1.1. Евангельские кружки как форма работы. 5

1.2. Библейские беседы — методика проведения и
рекомендации ведущим. 10

Глава 2. Особенности организации и проведения
библейских бесед и Евангельских кружков как форм катехизации. 16

2.1. Советы святителя Феофана при ведении библейских бесед
и Евангельских кружков  16

2.2. Схема и общая структура проведения евангельского
кружка. 22

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

  

Введение:

 

Актуальность. На сегодняшний
день в России сложилась уникальная религиозная ситуация, выражение чего мы
можем наблюдать во всех сферах религиозной жизни общества. Можно сказать, что
мы находимся в начале становления новой эпохи религиозной жизни в нашей стране
и, в частности, в начале становления нового этапа бытия Церкви в России. Одно
из частных проявлений этого становления — ситуация с изучением Священного
Писания в малых группах.

Аналитический
обзор литературы.
Формы изучения Писания в Церкви чрезвычайно
разнообразны, это и, в первую очередь, научение Слову за Литургией, и проповеди
священнослужителей после богослужения, и изучение Библии в монастырях, и
экзегеза, и даже научение грамоте по Библии. При этом самую сложную историю
имеет изучение Писания мирянами в малых группах, и особенно дискуссионной эта
тема явилась в постсоветсоветской России.

Процесс
возрождения катехизации вступает в новую стадию. Она характеризуется, с одной
стороны, изучением и внедрением в жизнь и в практику церковной деятельности все
новых и новых эффективных методик церковного просвещения, а также постепенным
развитием системы православного свидетельства обществу, а с другой стороны —
непростой социальной ситуацией, в которой находится Русская Православная
Церковь в настоящий момент. Вскоре после избрания Святейшего Патриарха Кирилла
прот. Всеволод Чаплин заявил, что наблюдается снижение доверия народа к Церкви
и что для исправления ситуации у нас — работников церковного просвещения и иных
сфер, пастырей и т. д. — есть не более пяти лет.

В этой связи
представляется, что крайне актуальной задачей является поиск таких форм
деятельности в области миссии и катехизации, которые не рождали бы у
собеседников каких-либо ассоциаций с теми пороками, которые приписываются
Церкви со времен советизированной полемики с нашими заграничными братьями.

Объект
исследования:
формы катехизации.

Предмет
исследования:
анализ Библейских бесед и Евангельских кружков как формы катехизации.

Целью работы является анализ
Библейских
бесед и Евангельских кружков как формы катехизации.

Задачи:

1.
Проанализировать евангельские кружки как форму работы.

2. Выделить
особенности кружков по изучению Священного Писания — методика проведения и
рекомендации ведущим.

3.
Охарактеризовать Советы святителя Феофана при ведении евангельской группы.

4. Рассмотреть
особенности схем и общей структуры проведения евангельского кружка

Характеристика
целевой аудитории:
данное исследование может быть
использовано студентами при подготовке к занятию.

Краткое
описание структуры работы:
работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом,
можно дать рекомендации по созданию условий для усвоения знаний о вере,
отслеживания изменения представлений участников о Боге, вере и своем месте в
Церкви и содействия более предметному введению участников в контекст церковной
жизни состоят в следующем.

Для наиболее
полного и правильного понимания библейского текста можно предложить свои 10
ключей к уразумению Священного Писания.

1. Прочтение
текста на языке оригинала. Сегодня стали доступны издания греческие с русским
подстрочником. Часто от правильного прочтения меняется смысл слова или сюжета.

2. Библейский
контекст. Важно, в связи с чем и к кому были обращены те или иные слова,
происходили какие-то библейские события.

3.
Культурно-исторический и литературный контекст. Какие исторические события
происходили в описываемый Библией период. Апостол Павел, например, часто
цитирует античных философов, хорошо бы почитать первоисточники, на которые он
ссылается.

4. Библейская
археология. Современные научные археологические открытия и находки помогают
понять то, что еще в XIX веке было недоступно (например, кумранские свитки)

5. Достижения
современной библеистики позволяют изучать Библию как литературное произведение
рационалистическими методами.

6.
Раввиннистический комментарий. Чтобы толковать Ветхий Завет правильно, надо это
знать, значения многих слов и понятий.

7. Свято-отеческое
толкование. Святые отцы и учители Церкви раскрывают духовное толкование текста.

8. Паломничество
на Святую Землю. Совсем по-иному открывается Священное Писание, когда ты идешь
по земле, по которой ходил Сам Господь.

9. Молитва перед
чтением Священного Писания. Важна сосредоточенность внутри себя. Можно молиться
и самим Писанием. Мы привыкли слышать и читать Псалтирь, но можно молиться и
словами Евангелия, или апостольских посланий, даже книгой Экклезиаста и другими
книгами Библии.

10. Жизнь по
Писанию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты исследования

1.1. Евангельские
кружки как форма работы

 

В данных группах
акцент ставится на личностном восприятии текста, на том следе, который Писание
оставляет в душах участников. Богодухновенность в них понимается прежде всего
как потенциал Писания к педагогическому воздействию на читателя. Участники
подобных групп в основном стремятся к экзистенциальному прочтению текста,
связанному с интуитивным познанием смысла. В их рамках пытаются применить метод
символического понимания текста, свойственный средневековью [2, с.89] к
контексту собственной жизни, соблюдая при этом баланс с разумом. В некоторых
ситуациях они близки к позиции постмодернистских "пользователей",
утверждая приоритетность толкования полезного для духовной жизни конкретного
участника [3,с.75], или, иначе, к позиции педагогического подхода при чтении
Писания являющейся, наряду с изучением святоотеческого наследия, наиболее
традиционной для Русской Православной Церкви [6,с.78].

В Православной церкви можно встретить
самое разное отношение к группам чтения Евангелия – есть одинаково горячие
сторонники и противники. Чаще же всего мне приходилось сталкиваться с
настороженной подозрительностью: при одном названии «Евангельская группа» у
многих – и священнослужителей и простых прихожан – сразу возникает некий
призрак «протестантизма»– чего-то опасного и неправославного. Не пытаясь
вдаваться в причины такого отношения, можно попробовать привести основные
аргументы сторонников и противников Евангельских групп.

Аргументы «за»:

1) В самом Новом Завете, в Деян.1:42,
при перечислении 4-х основных составляющих жизни первохристианской общины, а
именно: учения Апостолов, общения, преломления хлеба и молитвы – именно учение
Апостолов стоит на первом месте, возможно потому, что совместное «пребывание» в
нем придает подлинную церковную глубину и смысл и христианскому общению, и
отношению к Таинствам, и молитве.

2) О важности читать Евангелие сообща
и делиться друг с другом своим пониманием говорят, например, такие люди, как
вл. Антоний Сурожский и Патриарх Кирилл. По их мнению, такое общение обогащает
и укрепляет веру, т.к. без личностного, осмысленного, своего отношения
к Слову Божию (а группы чтения Евангелия призваны развивать, углублять,
делиться именно этим) христианство сразу выхолащивается во что-то внешнее – по
словам патриарха Кирилла, «в фольклор, музей или маскарад».

Аргументы «против»:

1) У человека новоначального,
незнакомого с церковным пониманием Св. Писания может появиться искушение
самоуверенно толковать его «вкривь и вкось», часто извращая смысл прочитанного.
(Один неверующий человек, прочитав Нагорную проповедь, сказал мне: «у меня
создалось впечатление этакого Боба Марли, который лежит под пальмой, курит
марихуану, ничего не делает и всех любит»);

2) У людей воцерковленных нет никакой
необходимости обсуждать то, что они и так твердо знают — Евангелие читают и
разъясняют на литургии, в проповеди, в воскресной школе.

 Если аргументы «за» все же
перевешивают, и появляется возможность создать подобную группу на приходе —
это, как правило, зависит целиком от доброй воли священнослужителя — то, чтобы
избежать самочиния, уклонения в «протестантизм» и «сектантство», обычно
рекомендуют основывать обсуждения на толкованиях св.Отцов. Действительно,
знание святоотеческих комментариев, как и знание историко-культурного
контекста, чрезвычайно обогащает понимание текста, дает направление и
творческий импульс, раскрывает значение сложных мест. Но опять-таки есть
опасность подменить чтением комментариев свое, личностное, глубокое общение со
Св.Писанием, остаться с ним на внешнем, «музейном» уровне общения и превратить
общение в группе в некий «конкурс эрудитов».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы