Территориальная организация социального государства Курсовая теория Экономические науки

Курсовая теория на тему Безработица в моногородах — пути преодоления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.   ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОГОРОДОВ, ИСТОРИЯ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ.. 5

2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ В МОНОГОРОДАХ.. 12

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В МОНОГОРОДАХ КАК
ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ.. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 26

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы обосновывается стремительным ростом безработицы в моногородах России, а
также тем, что моногорода составляют почти треть всех городов страны и
определяют немалую долю российской экономики.

В разные периоды исторического развития России
возникала необходимость создания уникальных монопоселений (монопрофильных или
моноструктурных городов), впоследствии получивших название моногородов. Сложное
географическое положение, природно- климатические условия,
экономико-политический курс страны – всё это способствовало созданию и развитию
моногородов.

Независимо от периодов трансформации политического,
экономического и социального состояния страны в различные периоды времени,
благополучное функционирование моногородов полностью зависит от эффективной
деятельности градообразующих предприятий, которые формируют рынок труда, при
этом стимулируя спрос на рабочие места, способствуют благоприятному развитию
промышленных мощностей и производства, являются основными источниками доходов
местных бюджетов.

Их стабильность и способность к диверсификации
оказывают непосредственное влияние на качество и уровень жизни, социальное
самочувствие населения, социально-экономическое и инфраструктурное развитие
территорий, а также стимулируют увеличение покупательской способности
населения.

При этом моногорода особенно уязвимы и не защищены в
период экономических спадов и кризисных явлений в экономике. Также оказывает
влияние на функционирование градообразующих предприятий санкционная политика
иностранных государств, направленная на отрасли промышленности или конкретное
предприятие определенной принадлежности. Меняющаяся стратегия развития страны
оказывает влияние на экономическую структуру моногородов за счет создания
комплексных программ развития данных территорий и государственной поддержки.

Целью работы является изучение безработицы в
моногородах.

Задачи:

— раскрыть понятие и виды моногородов;

— исследовать проблемные аспекты моногородов;

— исследовать современное состояние безработицы, как
одной из проблем моногородов.

Предметом работы является сущность безработицы в
моногородах России.

Объектом работы является безработицы в моногородах
России.

Теоретически-методологической базой исследования
послужили труды таких авторов, как: Маргулян, Я. А., Глинской М.И., Ларченко О.
В. И др.

Информационной базой послужили учебные пособия,
периодические издания, Интернет-ресурсы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и
списка использованных источников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализированный международный и
российский опыт говорит о том, что в решении проблем моногородов есть общее и
отличное. Общими для многих стран, в т. ч. и Российской Федерации, являются:
наличие государственных мер поддержки, недопущение снижения уровня доходов
населения, диверсификация экономики города, развитие малого и среднего
предпринимательства, повышение качества жизни.

В то же время существуют
и отличия: большинство российских моногородов не входят в состав
густонаселенных регионов, отсутствует опыт муниципалитетов в реализации
амбициозных стратегий по развитию территории, низкая активность населения и
бизнеса не позволяет проявлять инициативу.

Таким образом, прогресс
может быть там, где основные усилия властей направлены на стимулирование малого
и среднего предпринимательства, наблюдается заинтересованность развития
территории со стороны местных властей и налаживание тесной кооперации с
собственниками градообразующего предприятия с привлечением институтов
гражданского общества.

Занятость населения в
моногородах продолжает падать, а ситуация с безработицей – ухудшаться.
Моногорода
России являются основой экономического развития страны. Для того чтобы преодолеть
безработицу в моногородах, необходимо произвести модернизацию их социальных и
экономических сторон.

 

Фрагмент текста работы:

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОГОРОДОВ,
ИСТОРИЯ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ

 

Необходимость создания моногородов России является
результатом реализации государственной экономической политики в разные
исторические периоды. Целями и задачами реализации общественно-значимой
политики на разных этапах являлось: создание острогов, форт-постов и опорных
центров, промышленное освоение Урала и Сибири, ускоренная индустриализация
начала 30-х годов XX столетия, развитие военно-промышленного комплекса за счет
перемещения промышленных предприятий во время войны 1941–1945 гг., а также
обеспечение обороноспособности страны в послевоенный период, развитие ядерной
энергетики и научно-технического потенциала во второй половине XX в. Все это
послужило основой для создания и дальнейшего развития моногородов, а также определило
их отраслевую специфику директивно, в основном без учета
географическо-климатических условий и природно-территориальных особенностей[1].

Период перехода к рыночной экономике в 1991 г. заложил
новый этап развития России, изменив структуру и сырьевую направленность
промышленности нашей страны, тем самым создав условия, в которых моногорода
оказались особенно восприимчивыми к новым преобразованиям, оказавшись не в
состоянии самостоятельно организовать экономические отношения и
реструктуризировать свой социально-экономический потенциал. Без поддержки
государства выживание моногородов в этих условиях оказалось невозможным.

Создание, рост, кризис и исчезновение – жизненный путь
не только большинства российских моногородов, но и зарубежных стран, даже в самых
развитых, таких как США, Канада, Дания, Италия, Германия и других. И так в
период существования моногород пытается решить либо задачи своей эффективности,
либо борется за выживание и устойчивость. Эффективность создания моногорода при
крупном градообразующем предприятии или цепочке технологически связанных
градообразующих предприятий основывается на постоянной организации
производственного процесса по плану развития отрасли, при этом территориальная
структура среды и экономическая конъюнктура неминуемо трансформируют условия
функционирования градообразующих предприятий[2].

Пример тому «города-призраки» – бывшие моногорода,
которые появились после закрытия или банкротства градообразующих предприятий, а
их население становится перед выбором – или вынуждено выживать в условиях
социально-экономической неустойчивости моногорода или мигрировать в другие
регионы страны. Существует ряд отличительных признаков моногородов: –
во-первых, эти населенные пункты создавались вблизи промышленных предприятий и
были зависимы друг от друга; – во-вторых, жизнедеятельность населения
моногорода зависит от градообразующего предприятия. В советское время на
балансе таких предприятий находились детские сады и школы, поликлиники и
объекты культурной инфраструктуры, дороги, котельные и т. д.[3]

Переход к рыночной экономике способствовал снижению
конкурентоспособности градообразующих предприятий в связи со спадом
производства и неспособностью выдержать рыночную конкуренцию, имея на балансе
большое количество социальных объектов. Ограниченность сфер деятельности
подчеркивает уникальность моногородов – муниципальное образование может
существовать в границах одной или нескольких отраслей, или одного
градообразующего предприятия.

Моногороду присущ определенный тип
социально-экономической структуры, в которой существует полная зависимость
экономики города от деятельности градообразующих предприятий. Градообразующее
предприятие можно охарактеризовать как организацию с численностью работников не
менее 20–25% трудоспособного населения, с полной зависимостью
социально-экономической инфраструктуры города от функционирования данного
предприятия, которое является также основным источником пополнения
муниципального бюджета за счет налоговых поступлений. Существует абсолютная
зависимость жизнедеятельности моногорода от финансового положение градообразующего
предприятия.

Под моногородом мы понимаем муниципальное образование,
законодательно имеющее статус города, созданное на базе одного или нескольких
градообразующих предприятий, где качество жизни населения и социально-экономическое
развитие моногорода в прямой зависимости от экономики данных предприятий. На
сегодняшний день к социально-экономическому развитию моногородов проявляют
интерес как российские, так и зарубежные ученые.

Можно выделить общую черту, присущую как российским,
так и зарубежным моногородам – острая зависимость населения от функционирования
градообразующего предприятия. Эволюция развития моногородов напрямую связана с
рядом факторов, способствующих их появлению, среди которых можно выделить: макрофакторы,
мезофакторы и микрофакторы.

Факторы первой категории показывают особенности
развития социально-экономических и политических процессов различных государств.
Факторы второй категории зависят от общегосударственной системы и характера
социально-экономической, промышленной политики страны, а также особенностей и
направлений развития государственной региональной политики и политики в
отношении конкретного муниципального образования[4].
Третья категория факторов оказывает влияние только на уровне муниципалитета –
особенности расселения и узкая промышленная специализация,
природно-географические и экономические особенности положения. Данные факторы
определяют специализацию, специфику и отраслевую принадлежность, географическую
среду и масштабность моногорода. Моногорода России можно рассматривать по
отрасли градообразующих предприятий (рис. 1).

Рисунок 1 — Отраслевой признак
градообразующих предприятий России

Курсовая теория на тему Безработица в моногородах - пути преодоления

 

По отрасли градообразующие предприятия состоят из двух
групп[5].

1. Производственные градообразующие предприятия, к
которым относятся промышленные (цветная и черная металлургия, машиностроение,
химическая и деревообрабатывающая промышленность) и инфраструктурные
(электроэнергетика).

2. Непроизводственные градообразующие предприятия, к
которым относятся научно-исследовательские (ЗАТО) и инфраструктурные
(транспортные узлы). Отраслевая принадлежность градообразующих предприятий
может быть:

1) промышленная (Асбест, Белорецк, Гуково,
Дальнегорск, Верхняя Салда, Верхняя Пышма, Краснотурьинск, Каменск- Уральский,
Прокопьевск, Миасс, Магнитогорск, Междуреченск, Черногорск, Шелехов), при этом
моногорода можно разделить на: – моногорода добывающих отраслей – Асбест,
Магнитогорск, Краснотурьинск, Каменск-Уральский, Гуково, Прокопьевск,
Дальнегорск; – моногорода черной и цветной металлургии – Череповец, Белорецк,
Чусовой, Аша, Новотроицк, Сатка, Бакал, Ревда, Качканар, Кушва и др.; –
моногорода автомобилестроения – Тольятти Самарской обл.; – моногорода
машиностроения – Вятские Поляны Кировской области и т. д.;

2) непромышленная (ЗАТО – Северск, Мирный,
Зеленогорск, Краснознаменск, Новоуральск и др.; наукограды – Черноголовка,
Пущино, Обнинск, Жуковский, Протвино, Пущино и др.). Градообразующие
предприятия можно рассмотреть с точки зрения показателей эффективности
деятельности (прибыльности), чтобы определить текущее положение и потенциальные
возможности экономического развития градообразующих предприятий моногородов.

Сегодня в России существуют ряд критериев отнесения
населенных пунктов к монопрофильным городам, которые определены
соответствующими нормативно-правовыми документами (табл. 1).

Таблица
1 — Критерии отнесения территории к монопрофильному городу

Нормативно-правовой документ

Критерии

Постановление Правительства РФ №
1001 от 29 августа 1994 г.

– на градообразующем предприятии
занято не менее 30% общего числа работающего населения моногорода;

– на балансе градообразующего
предприятия числятся объекты социальной инфраструктуры, обслуживающие не
менее 30% населения, проживающего в моногороде.

Федеральный закон «О
несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ в ст. 169

Градообразующим предприятием
признается юридическое лицо, на котором занято не менее 25% общего числа
работающего населения моногорода.

Постановление Правительства
России от 29 июля 2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных
образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях
монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в
зависимости от рисков ухудшения их социально- экономического положения»

– численность населения
муниципального образования превышает 3 тыс. человек;

– муниципальное образование имеет
статус городского округа или городского поселения, за исключением
муниципальных образований, в которых, в соответствии с законом субъекта
Федерации, находится законодательный (представительный) орган власти субъекта
Федерации;

– численность работников
градообразующей организации достигала в период 5 лет, предшествующих дате
утверждения перечня моногородов, 20% среднесписочной численности работников
всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального
образования; – осуществление градообразующей организацией деятельности по
добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и (или) производству и (или)
переработке промышленной продукции

 

Так в период 2014–2018 гг. было определено 319
моногородов по рискам зависимости от ухудшения их социально-экономического
положения. Из них 22% относится к категории со стабильной
социально-экономической ситуацией, 47% с вероятностью ухудшения
социально-экономического положения и 31% имеющие риски ухудшения
социально-экономического положения.



[1] Маргулян, Я. А. Основы социального
государства. Учебное пособие / Я.А. Маргулян. — М.: Юрайт, 2016. — 140 c.

[2] Милославский, В. Г. Проблемы и
перспективы моногородов Российской Федерации: преимущества, слабости и
стратегии развития / В. Г. Милославский, Е. С. Милославская, В. С. Герасимов,
Я. В. Ларгин. —// Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 446-451

[3] Пятишева Е. Н. Особенности
функционирования моногородов России // Вестник РГГУ. – 2019. — №2. – С. 18-33

[4] Позднякова, Ж. С.
Моногорода: от выживания до поддержки и развития / Ж. С. Позднякова. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 160-163.

[5] Шаститко А. Е. Моногорода России:
возможные варианты развития // Государственное управление. – 2019. –
[Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/monogoroda-rossii-vozmozhnye-varianty-razvitiya/viewer
(Дата обращения: 06.05.2020)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы