Экзистенциальная психология взрослости Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Бегство от взросления: экзистенциально-психологические и социальные аспекты современного перехода к взрослости

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Аннотация:……………………………………………………………………………………. 2
Введение………………………………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. Экзистенциально-психологические аспекты
взросления.. 7
1.1. Психологические характеристики
взросления…………………………. 7
1.2.
Особенности развития личности в период ранней взрослости.. 10
ГЛАВА 2. Социально-психологические аспекты перехода к взрослости. 17
2.1. Особенности экзистенциального
развития в подростничестве.. 17
2.2. Особенности экзистенциального
развития в юности……………… 22
2.3.
Особенности экзистенциального развития в молодости…………. 28
2.4. Почему подростки не спешат
взрослеть…………………………………. 33
Заключение………………………………………………………………………………….. 40
Глоссарий:…………………………………………………………………………………… 42
Использованная литература:……………………………………………………….. 44
План-график выполнения курсовой
работы:………………………………. 46

  

Введение:

 

Введение.

Актуальность исследования:

Многие десятилетия в
психологической науке преобладала точка зрения о том, что психическое развитие
заканчивается с наступлением зрелости, далее психическая сфера личности
остается постоянной и лишь в старости происходит инволюция. Э. Клаперед,
швейцарский психолог, говорил, что взрослый пребывает в состоянии «психической окаменелости».  Ученые полагали, что если к концу юности
процесс развития не завершился, то это фатально, поскольку позже механизмы
развития уже не функционируют. У. Джеймс отмечал, что после 25 лет характер
приобретает застывшую форму, как гипс, и уже не меняется, поэтому психологов
должен больше интересовать период детства и юности, когда происходят бурные
изменения в психике индивида, становление личности.

В 60-х годах 20 века Б.Г.
Ананьев привлек внимание психологического сообщества к парадоксальности
ситуации: вне поля зрения ученых оказался самый продуктивный, социально
активный период жизни личности, период в который человек наиболее креативен.
Под его руководством были сделаны первые шаги по фундаментальному изучению
зрелости.

Во второй половине 20
века появилась противоположная точка зрения о том, что развитие человека
безгранично, оно продолжается всю жизнь, и является формой существования
личности. Вряд ли это верно относительно физиологических, психофизиологических
функций, но с точки зрения социального развития это скорее всего так.

Ф. Ларошфуко отмечал,
что, переходя от одного жизненного этапа к другому, люди вынуждены каждый раз
заново приспосабливаться, при этом прошлый опыт не только не помогает, но
зачастую вступает в противоречие с новыми условиями или социальными ролями.
Главная отличительная черта развития во взрослости, в отличии от в детства и
подросткового возраста, это то, что изменения в гораздо большей степени зависят
от жизненных обстоятельств (опыта, учебы, работы, референтной группы и т.п.) и
в меньшей степени от хронологического возраста. Необходимо помнить, что
взрослый человек сам способен в некоторой степени детерминировать свое
развитие, выбирая те или иные жизненные ситуации.

Исследования Д.Б.
Эльконина убедительно показали, что продолжительность детства увеличивалась от
одной исторической эпохи к другой, при этом происходило ускорение темпов
психического развития на ранних стадиях. Если в Средневековье 13-14 лет это уже
взрослый человек, то в современном мире даже про 18-19-летнего не всегда так можно
сказать. Таким образом, продолжительность периода взросления зависит от
социально-экономического уровня развития общества. Если в первобытном обществе
ребенок хотел выжить, ему необходимо было очень рано взрослеть, современное же
общество обеспечивает юноше возможность достаточно долго не вступать в мир
взрослых [24].

И даже несмотря на то,
что в современном мире можно быть «не взрослым» почти до 25 лет, ученые наблюдают
феномен «нежелания взрослеть». Молодые люди не хотят нести ответственность ни
за себя, ни за других. Они не торопятся создавать семьи, рожать детей,
постоянно меняют места учебы или работы (до первых трудностей здесь, потом ищут
новое место), не задумываются о будущем и стремятся только к развлечениям и
комфорту. Подобные люди стараются сделать так, чтобы решения за них принимал
кто-то другой (родители, супруг, начальник).

Не желание становится
взрослым, брать на себя ответственность, приводит к тому, что человек создает
проблемы для себя (ухудшается здоровье физическое и психологическое) и для
окружающих, которые должны «отвечать минимум за двоих». Поиску
ответа на вопрос: «Почему современные молодые люди не хотят взрослеть?» —  посвящена наша курсовая работа.

Цель исследования: выявить
причины бегства от взросления.

Задачи исследования:

1. Изучить специализированную
литературу по психологии, на тему экзистенциально-психологические и социальные
аспекты современного перехода к взрослости.

2. Определить содержание понятия
«взрослость», «синдром Питера Пэна», «архетип вечного мальчика», «кидалт».

3. Проанализировать возрастные
периодизации и психологические особенности ранней взрослости.

4. Обобщить и систематизировать
результаты теоретического исследования.

5. Подвести итог результатов
выполненной работы.

Объект исследования: психологическое
развитие человека.

Предмет
исследования: наступление периода ранней взрослости.

Теоретические основы
исследования: в своей работе мы опирались
на труды отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева,
Р.В. Овчаровой, М.Р. Мироновой, Е.С. Штепа, Г.С.
Сухобской, А.А. Реана, С.Л. Братченко, Б.С. Братуся, И.С. Кона, А.А. Деркач,
В.Г. Зазыкина, А.А. Бодалева, а так же на 
работы зарубежных  исследователей
А. Маслоу, В. Франкла, К. Холла, Ф. Перлза, Г. Олпорта, Э. Эриксона, К. Юнга,
И. Ялома, Дж. Холлиса  и других.

Структура курсовой работы: данная
курсовая работа состоит из введения, двух глав, первая из которых включает в
себя два параграфа, а вторая – четыре, выводов, заключения и списка
использованной литературы. Общий объем курсовой работы составляет 46 страниц.

Список
использованной литературы содержит 28 источника.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение.

Исходя из проведенного
анализа теоретической и методической литературы можно сделать вывод, что
взрослость – самый длительный для большинства людей период жизни,
продолжительность составляет около четверти века. Нельзя установить жёсткие
границ начала и завершения каждой возрастной ступени развития индивида, многое
зависит от индивидуальности человека. Понятия «взрослость» и «зрелость» не
являются синонимами. Личность может быть взрослой, но по-прежнему оставаться не
зрелой. Существует множество различных классификаций возрастов, разработанных
специалистами и установленные ими возрастные границы для «взрослости»
существенно различаются между собой, но все они делят зрелость на 3-4 этапа.

Э. Эриксону (1968) считал важнейшей задачей ранней взрослости – установление
своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой
деятельности. Формирование идентичности – непрекращающийся процесс.

Олпорт написал о том, что
западной психологии стоит обратить внимание на стадии развития личности в
индийской традиции:

1. поиск удовольствия

2. поиск безопасности

3. поиск уважения

4. поиск служения

5. поиск свободы

Очень важно заметить тут,
что поиск свободы может быть только после полного формирования стадии служения,
когда человек хочет и может заботиться о других, ничего не ожидая в ответ, а
стадия служения может быть только после стадии уважения, когда человек уже смог
получить уважение и признание, не раньше. Если же после первой стадии «поиск
удовольствия» – сразу же начинается пятая стадия «поиск свободы», поскольку на
второй стадии «поиск безопасности» – началась пробуксовка, получается крайняя
небезопасность и насилие. И пир во время чумы.

Д.Б. Эльконин отмечал,
что по мере исторического развития общества увеличивалась продолжительность
периода детства и отрочества. К. Поливанова считает, что это происходит, потому
что, развиваясь, общество может себе позволить обеспечивать молодежь все дольше
и дольше. В современном   мире возраст
наступления взрослости уже приблизился к 24 годам.  Тем не менее появляется все больше людей
более старшего возраста, не желающих брать на себя ответственность за себя и
других. Это «кидалты», «новые взрослых», люди с
«синдром Питера Пена», «синдром Карлсона», «вечные юноши» и т.п.

В результате
выполнения данной курсовой работы мы достигли поставленной цели путем решения
исходящих из нее задач.

 

Фрагмент текста работы:

 

Жизнь человека принято
делить на качественно разные отрезки — возрасты. Рассмотрим какие есть
определения данного понятия в науке.

Выготский Л.С. дает
следующее определение возраста — это ступень, эпоха, замкнутый цикл развития,
его значение определяется местом в общем процессе развития [7].

Р.С. Немов определяет
возраст как качественно своеобразный период психологического, физического,
поведенческого развития, определяющийся присущими только ему особенностями [17].

Л.И. Божович пишет, что возраст — это не комплекс
разрозненных психических функций, а особенности целостной структуры личности и
характерные для определенного этапа тенденции психического развития [5].

Б.Г. Ананьев считал, что возраст — это единство
метрического существования индивида и его типологического существования:
возраст — функция биологического и исторического времени [3].

Особенно интересно в контексте
нашего исследования определение понятия «возраст», данное Д.Б. Элькониным, как
совокупности социальных задач освоения действительности, которые решает индивид
на каждом этапе развития [24].

Принято выделять
следующие 4 типа:

— хронологический (или
паспортный) — это прожитое время от рождения до текущего момента;

— биологический возраст
—  это состояние организма, оценивается
по уровню протекания в нем всех метаболических процессов. Как правило,
биологический и хронологический возраст не равны. Величина биологического
возраста зависит от условий окружающей среды, образа жизни, который ведет
человек, и может быть выше или ниже паспортного. Биологический возраст
определяет врач;

— социальный возраст —
уровень социальных ролей и функций, которые выполняет человек;

— психологический
возраст —  уровень развития
психических функций, внутреннее состояние, характеризующее отношение к жизни.
Он регулирует поведение, отношение к другим людям, систему мотивов, ценностей, планы, цели, деятельность
субъекта.   Психологический возраст может
отличаться от хронологического на десятки месяцев, а иногда и лет.  Определить его может психолог с помощью
различных диагностических методик. Это может стать необходимым, чтобы понять
причину поступков человека, оказать помощь в переходе из одного возрастного
этапа в другой [1].

Еще до нашей эры
начали складываться представления о развитии человека (Шумерская, Египетская,
Китайская цивилизации), которые предполагали наличие высшей ступени
совершенствования человека. В 144 г. н.э. Апполодор, представитель
Александрийской школы, назвал состояние личности, при котором достигается
наивысшая ее продуктивность, вершина развития, — «акме». Отсюда появилось со
временем и название науки «акмеология», которая изучает закономерности развития
человека в период его зрелости. В научный обиход это название ввел Н.А.
Рыбников (1928) [2].

Стоит особо
обратить внимание на то, что акмеология говорит именно о зрелости личности, в
то время как в психологии термины «зрелость» и «взрослость» часто являются
синонимами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы