Курсовая теория на тему Бедность в России: масштабы и структурные особенности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Бедность в России: масштабы и структурные особенности 5
1.1. Масштабы и специфика проявления бедности в России 5
1.2. Бедность как сдерживающий фактор экономического роста 9
2. Борьба с бедностью в России 14
2.1. Бедность и экономический рост в России 14
2.2. Эффективность методов борьбы с бедностью в России 17
2.3. Мероприятия по борьбе с бедностью в России 20
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Актуальность темы исследование заключается в том, что явление бедности для нашей страны, к сожалению, стало носить хронический характер. Было предложено немало методов для регулирования процессов бедности за весь период исследований данной проблематики. Однако, стоит отметить о разной степени эффективности данных методов и об их возможности применения в том или другом случае. На сегодняшний день, предлагаемая необходимость усиления социальной поддержки домохозяйств с детьми стала одним из базовых методов регулирования процессов прогрессирующей нищеты. Возможно, такое направление в регулировании распространения бедности в стране станет ключевым в сложившейся борьбе.
Актуальность темы исследования. Проблема экономического роста является одной из ключевых для современной экономики. При этом становится все насущнее необходимость перевода экономического роста на инновационную основу.
На такой основе достижимо повышение темпов экономического роста, причем не только в краткосрочной, но и долгосрочной перспективе. Не менее важно, что инновационный рост предполагает прогрессивные структурные сдвиги в экономике, чем обеспечивается новое качество экономического роста.
По проблемам, прямо или косвенно связанным с экономическим ростом, существует значительное количество работ российских и зарубежных экономистов.
Концептуальные проблемы, связанные с бедностью, нашли отражение в работах таких отечественных ученых, как Л. Абалкин, А. Белоусов, С. Глазьев, А. Гранберг, А. Добрынин, А. Дятлов, А. Илларионов, В. Кулешов, В. Камаев, Б. Кузык, А. Спицын, Ю. Яковец, Е. Ясин и других.
Объект курсовой работы – бедность в России.
Предмет курсовой работы – отношения, которые возникают в процессе социально-экономических отношений.
Цель курсовой работы – изучить бедность в России: масштабы и структурные особенности.
Задачи курсовой работы:
– изучить масштабы и специфика проявления бедности в России,
– рассмотреть бедность как сдерживающий фактор экономического роста,
– рассмотреть мероприятия по борьбе с бедностью в Росси.
В работе использованы методы научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и сравнения, исторический и логический подходы, системно-структурный анализ. В исследовании применялись табличные, схематичные и графические формы интерпретации рассматриваемых процессов и явлений.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Сегодня мы являемся свидетелями наступления четвертого президентского срока В. Путина и нацеленности Президента на решение вопросов внутреннего социально-экономического развития страны. Перед Правительством поставлена задача «за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности» [21]. По сути, это означает снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 13,5 до 6,9% от общей численности населения России, или с 19,8 до 10,1 млн. человек. Поручения Президента по реализации Послания Федеральному Собранию содержат конкретные целевые показатели, сроки для разработки мер по их реализации, зафиксирована персональная ответственность должностных лиц. Это подтверждает серьезность намерений В. Путина по достижению стратегических целей на 2018–2024 гг. – динамичное развитие уровня и качества жизни россиян.
рупные резервы борьбы с бедностью в институциональной сфере сконцентрированы в области развития партнерских отношений между государством, профсоюзами и работодателями. Необходимо повышение роли государства и профсоюзов в плане обеспечения трудовых прав работников, в особенности это касается молодежи, работников из неполных семей и инвалидов. Возникает необходимость в том, чтобы сокращать число льготников и ориентироваться в первую очередь на поддержку самого бедного населения, которое объективно не имеет возможности получать трудовые доходы. Одной из основных задач государственной социальной помощи является процесс ее становления как эффективного средства социальной защиты малоимущих, без поощрения социального иждивенчества. Однако осуществление программ по борьбе с бедностью связано с всевозможными административными, организационными и другими издержками. Сама стратегия преодоления данной проблемы должна мотивировать население самостоятельно зарабатывать на жизнь, потому что проблемы справедливого распределения полученной помощи часто возникают внутри домохозяйств из-за иррационального поведения или внутрисемейного неравенства, а данные аспекты практически не могут контролироваться властями. Гарантии, которые даёт государство в части установления минимального размера оплаты труда могут быть социально справедливыми только в том случае, если они будут обеспечивать равные возможности для минимального потребления в регионах страны, т.е. МРОТ должен быть региональным социальным нормативом, а не общефедеральным. Это означает необходимость перехода к дифференцированной минимальной заработной плате, которая будет устанавливаться в субъектах Российской Федерации, учитывая величину регионального прожиточного минимума. В нынешнем законодательстве России существует защита граждан от риска потери трудоспособности, а также введена единая государственная система льгот, пособий на детей, компенсаций тем группам населения, которые пострадали в результате чрезвычайных ситуаций и т.д. Однако по существу главные принципы выплаты пособий, такие как уравнительность при крайне маленьких размерах, всеобщность, существуют в нашей страны еще с дореформенного периода [2, с. 163]. Такая политика приводит к распылению и без того ограниченных средств на эти цели. Поддержка государства не способна устранить причины бедственного экономического положения граждан, ведь ничтожные размеры пособий не могут стать значимой поддержкой даже наиболее обездоленным, связывание их с минимальным размером оплаты труда не имеет ни социального, ни экономического смыслов.
Фрагмент текста работы:
1. Бедность в России: масштабы и структурные особенности
1.1. Масштабы и специфика проявления бедности в России
Бедность населения в постсоветской России с распадом СССР стала краеугольной проблемой, которая практически не ослабевала даже в годы относительного благополучия 2000-2007 гг. для нашей страны, а сейчас в кризисных условиях отечественной экономики она увеличивается в невероятных масштабах. По данным Росстата в 2017 году насчитывается 19,3 млн. граждан, доходы которых ниже величины прожиточного минимума
Рис. 1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода [5]
Согласно методике Росстата, к бедным относят ту категорию населения, которая получает доход ниже величины прожиточного минимума. В 2017 г. в среднем по всем группам населения прожиточный минимум на душу населения в России составил 10088 рублей, при этом для трудоспособного населения –10899 рублей, пенсионеров – 8315 рублей, детей – 9925 рублей [5].
В этой связи многие эксперты справедливо отмечают, что российский прожиточный минимум по величине и функциональному назначению кардинально отличается от прожиточного минимума в развитых странах. Стоит отметить, что в развитых странах стоимость прожиточного минимума в разы превышает стоимость минимального набора продуктов питания, при этом, к примеру, в европейских странах в него включаются также расходы на алкогольные напитки и табачные изделия, общественное питание, организацию отдыха и содержание автомобиля.
Это означает, что прожиточный минимум развитых стран решает не столько проблему обеспечения минимальных норм потребления, сколько проблему регулирования социального неравенства. На сегодняшний момент величина российского прожиточного минимума фиксируется на крайне низком уровне, который в лучшем случае может обеспечить биологическое выживание человека, но не его развитие. В него не включается расширение платности населением образования, здравоохранения, изменений в оплате жилищно-коммунальных услуг, трудовых и семейных нагрузок. При этом по калорийности питания, официально установленные нормативы потребления, составляющие прожиточный минимум, согласно оценкам экспертов, такие же, что были в конце XVIII века. Применение таких низких нормативов оказывает ущерб здоровью населения с низкими доходами.
Так, российский экономист М. Делягин отмечает, что «прожиточный минимум по калорийности включенных в него продуктов примерно соответствует тому, что получали немецкие военнопленные в советских лагерях во время Великой Отечественной войны» [1]. Такой заниженный прожиточный минимум скрывает реальные масштабы бедности в стране. По оценкам ученых, экспертов бедность в России выше официально установленного уровня в 1,5-2 раза, а социальные опросы показали, что к бедным себя относят около 80% российского населения. При этом экспертным сообществом прогнозируется в 2019 г. значительное увеличение бедности в связи с изменениями в налоговом законодательстве и повышением пенсионного возраста.
По экспертным предварительным расчетам, одно только увеличение налога на добавленную стоимость до 20% сократит доходы российского населения на 500 млрд. руб., а пенсионная реформа приведет к недополучению денежных средств пенсионерами в размере 300 млрд. руб. [6]