Социология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Базовые элементы стратегии качественного исследования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретический
анализ социологического исследования. 6

1.1 Предпосылки
становления качественной методологии. 6

1.2 Общая
характеристика качественного исследования. 9

2. Методология
качественных исследований. 14

2.1 Особенности
методологии качественного исследования. 14

2.2 Базовые
элементы стратегии качественного исследования. 18

2.2.1
Методы сбора данных. 19

2.2.2Рефлексивность. 21

2.2.3
Анализ качественных данных. 22

Заключение. 24

Список
использованной литературы.. 25

  

Введение:

 

Актуальность качественной методологии
социологических исследований возрастает по ряду обстоятельств.

Кризис классической методологии,
впервые обозначенный Э. Гуссерлем, продолжает определять современную
познавательную ситуацию, в связи с чем нахождение новых познавательных средств
социо-гуманитарных знаний, в том числе и социологии занимает важное значение.
Облик социо-гуманитарных знаний в современном рассмотрении сконструировался
также из кризиса классической рациональности. А. Шютц такой взгляд назвал
возвратом «забытого человека» социальных наук, как автора социального мира,
понимание действий, чувств и состояний сознания которого позволят понять
процесс принятия установок в отношении собственного социального окружения [13,
С. 100]. Говоря исключительно о социологии, то происходящие изменения
определили необходимость поиска новых познавательных инструментов,
соответствующих изменённому облику – которые превратят социологические знания в
подлинно гуманитарные.

На сегодняшний день осознание приводит
к необходимости соответствия познавательных средств другому характеру
социальной ситуации: способность обхватить многообразие, изменчивость и
переходность характерных для современной социальной жизни.

Стоит также поднять тему, связанную с
качественными исследованиями в российском социуме. В отечественной методологии
преобладают смешанные практики, где классическое исследование используется на
методологически другом поле. Такое использование методологии приводит к
снижению качества исследований, чаще начинают появляться квазифакты, что ведёт
к дискредитации самой социологии.

Исследователь, применяющий качественные
методы, всегда обращён на выбор исследовательской стратегии. Исследовательская
стратегия общий методико-методологический подход, наилучшим образом отвечающий
на исследовательский вопрос, а также адекватно подходит к исследуемому объекту.
Ввиду огромного разнообразия качественных стратегий границы между ними
размываются, что приводит к тому, что одно исследование относится к нескольким
разным стратегиям.

Качественный анализ в социологии
не может быть понят отдельно от фундаментального предположения о том, что
социальный мир конституируется смыслообразующими практиками социальных
факторов. Его также нельзя понять в отрыве от того, как интерпретирующие
социологи понимают процесс исследования. Качественный анализ протекает в
основном на основе аналитической индукции. Использование индуктивных
рассуждений объяснения социальных явлений исходят из данных, а не из
предвзятых категорий, которые заставляют эмпирический социальный мир входить в
операциональные определения, конструируемые исследователями. Вместо того
чтобы формулировать теории, которые проверяются на социальном мире,
качественные исследователи используют подход “обоснованной теории”, полагаясь
на свои наблюдения социального мира для создания теории. Теории, которые
они строят, согласуются с тем, что они видят.

Степень научной разработанности
проблемы. Качественная методология в социологических исследованиях изучена на
недостаточном уровне. На западе и в России изучалась К. Дензиным, Н.
Линкольном, В. Семеновой[1], И. Девятко[2], О. Масловым, Е. Ковалёвым
и И. Штейнберг. В их работах не затрагивалась исследовательская рефлексия. Они
изучали события, с которых начиналась качественная методология или их
периодизацию.

Анализ спектров
возможностей и методик в классическом [1] Семенова, Качественные
методы: введение в гуманистическую социологию, 1998 [2] Девятко, Социологические
теории деятельности и практической рациональности, 2003, 306 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении текущего исследования
можно сделать следующие выводы:

Качественные исследования в области социологии – представляются
семейством методов, которые отдают предпочтение опыту и взаимодействию, включая
этнографию, исторические методы, дискурсивный анализ и интервью. Учитывая
его экзистенциально провокационный предмет, это исследование может охватить
самые разные аудитории.

Наиболее распространенный довод в пользу качественной
социологии — привлечь внимание к устоявшейся или формирующейся области и
показать то, что многие считают само собой разумеющимся, является социально и исторически
обусловленным. Качественные социологи способны задавать фундаментальные
вопросы об основных предположениях и преобладающих фактических представлениях в
любой сфере.

Основная сила качественных исследований в социологии состоит
в том, чтобы фиксировать и объяснять острые и яркие переживания индивидов,
переживаемые в настоящий момент. Это преимущество можно использовать,
чтобы взять за скобки общепринятую и профессиональную мудрость, чтобы
критически изучить, какие виды изучаемого явления на самом деле испытываются и
реализуются.

Социологические исследования, проведённые с использованием
качественной методологии, и особенно этнографические, могут быть основой для
построения структуры знаний по отношению к линии исследования, чтобы продолжить
качественное рассуждение, которое позволило бы измерять переменные и
разрабатывать конкретные инструменты.

На основании проведённого анализа стратегий
качественных исследований выделены основные базовые элементы, которые в
большинстве случаев учитываются при проведении исследования

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретический анализ
социологического исследования 1.1 Предпосылки становления
качественной методологии Качественная методология начинает свою
собственную историю с ХХ века. Н. Денциным и И. Лигкольном выделяется пять
периодов в истории качественной методологии: традиционный, модернистский,
размытых жанров, кризиса репрезентации и современный [4]. В этой периодизации
есть свои недочёты, но общая логика развития методологии прослеживается.

1. Традиционный
период (1900 — 1950).

В данном периоде можно выделить два
направления: классическая антропологическая и социологическая методологии.

· Классическая
антропологическая методология: объективные отчёты, позитивистская методология,
главная проблема – надёжность, достоверность и объективность исследований.
Основой был позитивизм, главной целью определяли открытие универсальных
законов. К последователям относились Б. Малиновский, Розальдо-Браун, Г. Батесон
и М. Мил. Отчёты данных исследователей опирались на принципы классической
этнографии: объективизм, империализм, монументализм и отсутствие развития во
времени.

· Социологическая
методология начала появляться во время правления церквей и преобладанию органов
управления по решению социальных проблем. Данный период отчётливо показан в
книгах того периода:

1) «Middletown»
(1929): результаты антропологического исследования, которое было посвящено
темам, связанным с деньгами, жильём, образованием, свободным времени и
религиозной жизни.

«Middletown in Transition: A Study of Cultural Conflicts» (1937): показана
история развития американских городов во время Великой депрессии и самих
исследователей, ввиду их перехода к

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы