Курсовая теория на тему Банковская система России. Современность и перспективы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы развития банковской системы Российской Федерации 5
1.1 История становления и развития банковской системы 5
1.2 Понятие и виды банковских систем 13
2. Структура банковской системы и ее проблемы на сегодняшний день 22
3. Тенденции развития банковской системы 30
Заключение 39
Список использованной литературы 43
Введение:
Актуальность темы. В современном мире банковская система занимает особое место в экономике любого государства, она взаимодействует со всеми иными отраслями и институтами, с населением, органами государственной власти, оказывая на них определенное воздействие. Кроме того, в настоящее время невозможно представить эффективно функционирующую, развитую экономику страны без развитого банковского сектора.
Обусловлено это в том числе и тем, что успешная реализация институтами банковской системы своих функций влияет на развитие экономики страны. Банковское регулирование является важным связующим звеном интегрирования национальной экономики в мировую.
Особую значимость изучения данного вопроса приобретает в условиях мирового экономического кризиса, вовлеченности экономики стран в процесс глобализации, а также реформ, проводимых в России и в других странах, так как в процессе реформирования создается новый механизм, определяющий успехи каждой страны в экономике и социальной сферы. Современное состояние экономики в целом и банковской системы РФ в частности, остро ставит вопрос о необходимости реформирования данного сектора. В первую очередь это касается банковского законодательства и механизма построения и взаимодействия элементов банковской системы.
Главная цель, которая была поставлена в работе, – изучение сущности банковской системы, ее современное состояние и тенденций ее развития.
Исходя из цели, можно обозначить задачи курсовой работы:
– проследить историю развития банков;
– изучить понятие, структуру и функции банковской системы;
– рассмотреть банковскую систему Российской Федерации на современном этапе;
– проследить тенденции развития банковской системы.
Объект исследования − общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования элементов банковской инфраструктуры в РФ, а также в сфере их функционирования.
Предмет данной работы – правовые нормы, закрепленные законодательством РФ и регламентирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере банковской деятельности.
Теоретическая база исследования – основные теоретические подходы, раскрывающие сущность банка.
Методологической базой исследования послужили выработанные в финансовом праве методы и приемы научного исследования: общенаучные – историко-логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез, и частные – статистический метод, наблюдений и сбора фактов. Использованы работы В.А. Мальцева, А.В. Богдановой, В.Н. Лисицы и других.
Эмпирическая база исследования – представлена, во-первых, основными законами РФ (Конституция РФ 1993 г.), во-вторых, законами и подзаконными актами РФ: ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», Налоговым кодексом РФ (1998 г.), учебники по финансовому праву, монографии по проблеме исследования, публикации в периодических экономических и статистических изданиях, Интернет-ресурс.
Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог изложенному в курсовой работе, можно утверждать:
В работе показаны сущность банка с разных общественных позиций, типы банков, банковская система России, проблемы, существующие на сегодняшний день у банков, возможные пути их решения, тенденции развития банковской системы в России.
В первой главе были рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с банками, их функционированием, ролью, банковской системой, откуда можно сделать вывод. Что банки − одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности − необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Что современная банковская система − это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Во второй главе рассматривалось, что банковская система имеет двухуровневую структуру, то есть состоит из Центрального банка и коммерческих банков. Также существует несколько форм банковских объединений: банковские картели, синдикаты, тресты и концерны.
Таким образом, согласно банковскому законодательству РФ банковская система характеризуется наличием двух уровней, представленных Центральным банком России (при этом существующее законодательство не позволяет отнести Центральный Банк России к конкретной организационно-правовой форме без каких либо оговорок, поскольку ЦБ РФ имеет смешанную правовую природу, интегрируя в себе признаки и частного, и публичного права) и кредитными организациями (На 01.01.2020 в России действовали 442 кредитные организации (на начало 2019 г. – 484). В декабре их количество уменьшилось на две (с долей в активах менее 0,1%) в связи с отзывом лицензии). Мы предлагаем в качестве важнейшего элементом банковской системы России выделять также национальную платежную систему. Именно эффективное и бесперебойное функционирование НПС даже в условиях геополитических угроз должно обеспечивать оперативное движение денежных потоков в рамках удовлетворения публичных (в контексте работы с фондами субъектов государственного управления) и частных интересов.
Современная банковская система − это сфера многообразных услуг своим клиентам − от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами.
Впрочем, активное внедрение каналов удаленной работы с клиентами и цифровизация — лишь первый этап трансформации банковской системы. Сейчас на повестке дня — построение банками экосистем, то есть комплексных высокотехнологичных сервисов, включающих как финансовые, так и нефинансовые продукты.
«Банки будут стремиться быть ближе к клиентам, но для достижения этой цели оказания одних финансовых услуг будет уже недостаточно. Чтобы охватить как можно больше сфер жизни своих клиентов, крупнейшие банки будут позиционировать себя как экосистемы, объединяющие партнеров банка, оказывающих услуги как финансового, так и нефинансового характера. Банки будут детальнее изучать потребности клиентов и монетизировать собранную информацию через экосистемы, удовлетворяя потребности клиентов как с помощью собственных банковских сервисов, так и благодаря возможностям партнеров по экосистемам», — считает Александр Ведяхин.
Банковская экосистема — это когда клиент получает не только финансовые продукты, но и решение иных задач, стоящих перед бизнесом, у одного контрагента, поясняет Анна Ермолаева. По ее словам, клиенты банков в рамках жизненного цикла сталкиваются с различными ситуациями — когда им нужно получать консалтинговые услуги, решать юридические вопросы и т.п. И, предоставляя эти сервисы в рамках экосистемы, банк переходит из режима финансового института в режим партнера, который поставляет все решения в режиме маркетплейса, то есть некоей витрины. Банк либо самостоятельно, либо с помощью проверенных консультантов-партнеров подбирает оптимальный набор услуг, который может пригодиться клиенту и дает возможность получения этих услуг на льготных условиях.
Среди наиболее популярных небанковских услуг в рамках экосистем банкиры называют регистрацию предприятий, подключение к системам бухучета, юридическим сервисам, системы документооборота, подготовки отчетности и проверки документооборота, логистические сервисы.
Интересно при этом, что подобный процесс цифровой трансформации, видимо, будет доступен не только крупнейшим банкам, способным вкладывать существенные средства в построение собственных экосистем. Например, Банк России предлагает банкам и финансовым компаниям, которые не в состоянии самостоятельно создать свои экосистемы, создавать «платформы общего пользования» под эгидой ЦБ. Первой такой платформой стала СБП, введенная в этом году, но перечень, очевидно, вполне может быть расширен — в том числе в сферу нефинансовых услуг (скажем, уже известно, что планируется сделать по такому принципу реестр залогов).
Таким образом, Центробанк вполне может создать де-факто собственную экосистему открытого типа, к которой смогут подключаться участники рынка. Что может привести к довольно любопытным последствиям. В 2016 году, выступая перед выпускниками бизнес-школы «Сколково», глава Сбербанка Герман Греф описал такой сценарий: «В принципе все функции, включая функцию CEO (Chief Executive Officer, глава компании. — РБК+), постепенно замещаются алгоритмами. Все может закончиться тем, что банковская система станет одноуровневой, а мы с вами будем открывать счета в Центральном банке. То есть банки исчезнут с карты, как и многие другие бизнесы».
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические и методологические основы развития банковской системы Российской Федерации
1.1 История становления и развития банковской системы
Банковские учреждения и связанная с ними система банковского кредитования появились в России гораздо позднее, чем в других европейских государствах, что во многом объясняется отсутствием в России до середины XIX в. соответствующих социально-экономических и социально-психологических предпосылок: неразвитые торговые отношения, отсутствие достаточного коммерческого капитала, равно как и самого класса предпринимателей, отсутствие налаженных внутренних и внешних экономических связей [29].
Так, можно выделить три периода развития банковского дела в России и соответственно банковского законодательства:
• дореволюционный период (начало XIX в. — 1917 г.);
• советский период;
• современный период развития банковского дела и функционирования банковской системы.
Одним из первых актов, регулирующих вопросы банковского дела в России, был указ, изданный в 1733 г. императрицей Анной Иоанновной, об организации, выдачи ссуд из Монетной канцелярии всем без различия состояния людям под залог драгоценных металлов (золота и серебра) из расчета 8 % в год. Однако многие специалисты сходятся во мнении, что данный институт представлял собой не банк, а не более как казенный ломбард [24].
Первые российские банки появляются только во времена правления Елизаветы Петровны. 13 мая 1754 года в Указе было предусмотрено учреждение Дворянских Заемных Банков в Санкт-Петербурге и Москве при Сенате и Сенатской конторе и Купеческого банка в Санкт-Петербурге при коммерц-коллегии для торгующего в Санкт-Петербурге порте купечества [30].
Указом от 1757 года было регламентировано правило обращения векселей. Далее в 1758 г. были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве так называемые «Медные банки».
На этом этапе развития назрела необходимость в создании эмиссионного органа, в связи с этим в 1762 г. на Правительство приняло решение о создании в России эмиссионного банка.
В 1769 году во время правления Екатерины II в России были введены в обращение первые бумажные денежные знаки (ассигнации). В 1786 г. ассигнационные банки, находившиеся до сих пор в Москве и Санкт-Петербурге, были объединены в один Государственный ассигнационный банк, получивший право выпускать ассигнации на 100 млн. рублей [19].
Кроме того, в период царствования Екатерины II был создан первый частный банк, который именовался городским банком и был учрежден в 1788 г. в Вологде.
Во времена правления Павла I государство делает акцент на поддержку в банковском секторе интересов дворян, и как следствие, в 1797 г. учреждается банк для оказания помощи дворянству «Вспомогательный банк для дворянства». Через несколько лет этот банк был присоединен к Заемному банку.
Далее при Александре I сложившаяся банковская система подверглась реформированию. Целью проводимых изменений в данном секторе было придать единство всем кредитным органам и учреждениям.
Согласно Манифесту от 7 мая 1817 года, образован Совет государственных кредитных установлений, который должен был сосредоточить в себе управление всеми кредитными учреждениями. Указом от 1757 года было регламентировано правило обращения векселей. Далее в 1758 г. были учреждены в Санкт-Петербурге и Москве так называемые «Медные банки» [28].
На этом этапе развития назрела необходимость в создании эмиссионного органа, в связи с этим в 1762 г. на Правительство приняло решение о создании в России эмиссионного банка.
Первый Государственный банк (главный банк в дореволюционной России) был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно с учреждением Государственного банка императором был утвержден его Устав [31].
Новый устав 1894 года определил Госбанк как центральный эмиссионный. В 1897 г. монопольное право эмиссии кредитных билетов устанавливается окончательно.
Кроме того, данный Устав внес изменения в организацию управления Банком. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля. Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил Правление, и Управляющего банком. В состав Совета входили: директор Особенной канцелярии по кредитной части, член от Государственного Контроля, товарищи управляющего Банком, Управляющий Санкт-Петербургской конторой Банка, члены от Министерства финансов, число которых не ограничивалось, один член от дворянства и один — от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий.