Курсовая теория на тему А.С Макаренко о труде и трудовом воспитании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретический аспект педагогической деятельности
А.С. Макаренко 5
1.1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко. 5
1.2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.
С. Макаренко 7
1.3. Значение педагогического наследия Антона Семеновича
Макаренко для современного образования. 9
1.4. Педагогические идеи. 16
Глава 2. Методический аспект педагогической деятельности А.С.
Макаренко 23
2.1. Особенности построения системы семейного и трудового
воспитания на основе педагогического наследия А.С. Макаренко. 23
2.2. Реализация теории воспитательного коллектива в
педагогическом процессе 27
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 35
Введение:
Антон Семенович
Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей
стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе
марксистско-ленинского учения. Его имя широко известно в разных странах, его
педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое
значение, изучается повсюду.
За 16 лет своей деятельности в качестве
руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А.С.
Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской
страны.
Многочисленные труды А. С. Макаренко,
особенно «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», переведены на многие
языки. Велико число последователей А.С. Макаренко среди прогрессивных педагогов
всего мира.
В настоящее время существует огромное
количество методик воспитания детей. Но не стоит забывать о том, что существуют
идеи, прошедшие проверку временем, идеи, которые были практически апробированы.
Сегодня актуальна тема демократизации образования и его гуманистической
направленности. Педагогическая система А. С. Макаренко в своей основе имеет
гуманный подход к обучающимся. И ведь идеи этого выдающегося педагога можно
продолжать использовать и сейчас. Именно по этой причине так важно знать своё
историческое, педагогическое наследие. Поэтому нами была выбрана данная тема
курсового исследования. Предмет исследования: особенности
педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Объект исследования: педагогическая
деятельность А.С. Макаренко.
Цель исследования: изучить и проанализировать
особенности педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Задачи исследования:
· изучить и кратко
описать биографию А. С. Макаренко;
· рассмотреть важнейшие принципы педагогической теории и практики
А. С. Макаренко;
· изучить
значение педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко для современного
образования;
· изучить особенности построения системы
семейного и трудового воспитания на основе педагогического наследия А.С.
Макаренко;
· проанализировать
реализацию теории воспитательного коллектива в педагогическом процессе.
Теоретико-методологическая основа:
1. Педагогическая
концепция воспитания личности А.С. Макаренко – «Педагогическая поэма»
2. Критические
труды российских и советских деятелей:
· Взгляд
А.С. Макаренко на взаимодействие семьи и школы (исследование С.С. Невской);
· Воспитание
детей в семье по принципам А.С. Макаренко (исследование Л.Ю. Гордина);
· Использование
наследия А.С. Макаренко в социально-педагогической практике А.А. Фроловым;
· Исследование
педагогических технологий А.С. Макаренко, проводимое Ф.А. Фрадкиным.
Методы исследования: анализ, синтез и
обобщение литературных источников и Интернет-ресурсов.
Структура курсовой работы: Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной
литературы и Интернет-источников, объёмом в 32 страницы.
Заключение:
Столетие — достаточный
период для того, чтобы творчество исторической личности прошло проверку
временем. Сейчас очевидно, что успехи Антона Семёновича Макаренко в области
теории и практики были колоссальными, бесспорными и фундаментальными.
Он оживляет
мысли, чувства и останется маяком для творческого поиска нынешнего поколения
педагогов. Он понял, как вырастить нового человека — человека гуманистического
и демократического общества.
Опыт А.С. Макаренко
специфичен, но совсем не потому, что он имел дело с группой подростков,
изолированных от общества, а потому что позволяет в чистом виде создать условия
для формирования нового общественного сознания.
Что помогло
Антону Семёновичу Макаренко найти правильный путь к его таким простым, но
гениальным принципам? Его непоколебимая вера в человека, его безусловное
уважение к личности.
Эти
качества присущи всем великим гуманистическим учителям. Верить в человека — это
главный урок Антона Семёновича Макаренко, который сегодня для нас подходит как
никогда.
Истоки этой
теории находятся в гуще жизни, на самых передовых рубежах социального
прогресса. А.С. Макаренко доказал это всей своей жизнью и творчеством. Таким
образом, мы, люди, живущие в XXI веке, все еще должны учиться у него.
А.С. Макаренко
– педагог. Эта черта объединяет его теоретические принципы и практическую
деятельность, связывает его с самыми сильными, яркими творческими учителями
нашего времени, которые не перестают удивляться его самоотверженному служению
своему делу.
Таким
образом, согласно А.С. Макаренко, основные законы коллективной жизни: движение —
это форма коллективной жизни, остановка — это форма ее смерти; основными
положениями его теории являются пропаганда, ответственная зависимость, система
перспективных линий и т. д.
Результаты
исследования показали, что основными этапами становления А.С. Макаренко как
педагога являются его работа в качестве преподавателя в Крюковском и Доменском
начальных училищах.
Затем
обучение Антона Семеновича в учительском институте в Полтаве и последующая
работа в Крюковском и Доменском начальных училищах в качестве инспектора
(директора). Следующий этап — это организация колонии им. Горького, коммуны им.
Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапом педагогической
деятельности А.С. Макаренко является его литературная деятельность, в которой
он подробно излагает все свои педагогические идеи.
Основные положения теории воспитания
детей в коллективе.
«Педагогика
параллельного действия» заключается в том, что только в процессе деятельности
детей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил,
происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения,
навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом.
Период
работы А.С. Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э.
Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности.
За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая
концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории,
проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей
советской школы в целом.
Во время
работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения
теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого
коллектива и методику руководства им.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.С. МАКАРЕНКО
1.1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко
А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г в г
Белополье Харьковской губернии в семье рабочего
железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими
курсами.
С 1905 по 1911 годы А.С. Макаренко
работал преподавателем русского языка, рисования и черчения в двухклассовом
железнодорожном училище в селе Крюково Полтавской губернии. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу,
рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической
литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения А.С. Макаренко
оказал и М. Горький, также А.С. Макаренко познакомился с марксистской
литературой.
В своей работе в школе Антон
Семенович стремился реализовать прогрессивные педагогические идеи: налаживал
тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идею гуманного отношения к
детям, уважал их интересы и пытался внедрить это в школу. Конечно, в начале его
методы не одобрялись консервативными школьными руководителями, которым удалось
перевести А.С. Макаренко из Крюково в школу на станцию Долинская Южной железной
дороги. С 1914 по 1917 год А.С. Макаренко учился в Полтавском педагогическом
училище, окончил с золотой медалью. Затем он возглавил высшее начальное училище
Крюково, где провел детство и юность. В настоящее время там открыт музей его
имени.
А. С. Макаренко с энтузиазмом
встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Из-за гражданской
войны и зарубежной интервенции в южных городах Украины накопилось большое
количество бездомных подростков, советские власти начали создавать для них
специальные учебные заведения, а А.С. Макаренко участвовал в этом нелегком деле
в 1920 году, когда ему было поручено организовать колонию для
несовершеннолетних преступников.
В
течение восьми лет напряженного педагогического
труда и смелых новаторских поисков
методов коммунистического воспитания А.С. Макаренко одержал полную победу, создав замечательное
воспитательное учреждение, прославившее
советскую педагогику.
В 1928 г. М. Горький
посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Вот, что он писал по этому поводу: «Кто может
так непризнанно меняться, перевоспитывать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью?
Организатором и руководителем колонии является А.С. Макаренко. Это, несомненно,
талантливый учитель. Колонистам он очень понравился и говорили они об этом в
таком гордом тоне, как будто они сами его создали». A.С. Макаренко в «Педагогической
поэме» прекрасно изобразил героическую историю создания и процветания этой
колонии. Он начал писать ее в 1925 году. Вся работа была опубликована частично
в 1933-1935 годах.
В 1928-1935 годах А.С. Макаренко
возглавлял организацию харьковских чекистов Ф.Э. Дзержинского. Работая здесь,
он смог подтвердить жизнеспособность и эффективность принципов и методов
коммунистического воспитания, которые он разработал. A.С. Макаренко размышляет
о жизни коммуны в своей работе «Флаги на башнях».
В 1935 году А.С. Макаренко был
переведен в киевское управление педагогической части трудовой колонии НКВД
Украины. В 1936 году переехал в Москву, где занимался теоретическим преподаванием.
Он часто выступал среди преподавателей и перед широким кругом читателей своих
произведений.
В 1937 А.С. Макаренко издал крупное художественно-педагогическое
произведение «Родительская книга». Преждевременная смерть прервала работу
автора, который намеревался написать четыре тома книги. В 1930-х годах были
опубликованы статьи А.С. Макаренко в газетах «Известия», «Правда» и «Литература».
Большое количество статей А.С. Макаренко носит литературный