Курсовая теория на тему Арт-технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие арт-технология 5
2.Дети с нарушением зрения 11
3. Особенности основных психических процессов у детей с нарушением зрения 16
4. Применения арт-технологий для детей с нарушением зрения 21
5. Методы арт-технологий в коррекционной работе с детьми нарушения зрения 25
ВЫВОДЫ 30
Список использованной литературы: 32
Введение:
На первый взгляд, термин «технология» представляется совершенно несовместимым с таким творческим процессом, как воспитание и уж совсем не сочетается с частичкой «арт». Однако если обратиться к первоисточнику, то в переводе с латинского «техне» означает искусство, ремесло, а «логос» — наука.
Арт-технологии, как инновационный подход, помогают образовательному процессу в достижении следующих целей: доступность восприятия учебного материала, развитие творческих способностей обучаемых, повышение самооценки, самообразование, снятие психологического барьера, чувство партнера, умение существовать в коллективе, и др. Одной из главных задач, которую выполняют арт-технологии, можно смело назвать повышение мотивации обучения.
Особую роль арт-технологии играют в коррекционной работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Это касается и детей с нарушением зрения.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднение в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности.
В рекомендациях, подписанных директором Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской, указывается, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях [18, с. 3].
Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации и соответствующих законах.
У детей с нарушениями зрения выявляются затруднения в восприятии, развитии мышечной активности, выполнении игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия предметов, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. При строении занятий акцентируется внимание на учете индивидуальных особенностей и состояния здоровья каждого ребенка.
Цель работы: изучить особенности применения арт-технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «арт-технологии».
2. Дать характеристику детей с нарушениями зрения
3. Рассмотреть особенности основных психических процессов у детей с нарушением зрения.
4. Оценить применение арт-технологий для детей с нарушением зрения.
5. Рассмотреть методы арт-технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Объект исследования – дети с нарушением зрения.
Предмет исследования – методы применения арт-технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Структура исследования: Работа состоит из введения, пяти параграфов, вывода и списка использованной литературы.
Заключение:
В проведенном исследовании, посвященном арт-технологиям, как инновационному подходу в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения, нами были затронуты такие понятия как «арт-технология», «арт-терапия», «дети с нарушением зрения», рассматривались «виды арт-технологий». Особое внимание уделено изобразительной деятельности, театрализации и куклотерапии, как наиболее важным и комплексным видам арт-технологий.
Для более полного представления о проблеме в работе приведены высказывания некоторых исследований за последние пять лет, посвященные данному вопросу. Анализ этих высказываний может показать, что, несмотря на довольно недавнее время возникновения понятия «арт-технологии», к использованию самого этого метода прибегали издавна.
В работе, также сделана попытка вникнуть в проблемы детей с нарушением зрения, определить их психо-физические особенности, рассмотреть методы работы с использованием арт-технологий, направленные на их развитие.
Как утверждают специалисты, «Любое нарушение зрения ведет к затруднениям развития физических навыков, пространственных представлений и ориентации в пространстве, а также к снижению познавательной активности, апатии, замкнутости и скованности, нежелании общаться, проблемам в эмоционально-волевой сфере» [18, c. 75].
Таким образом, можно утверждать, что дети с нарушением зрения имеют как физические, так и психические отставания. В связи с этим, ФГОС указывает на необходимость создания специальной коррекционно-педагогической среды для работы с детьми, имеющими различные нарушения зрения. Арт-терапия — это возможность реализовать творческие возможности ребенка, преодолев ограничения, связанные с нарушениями развития.
Общение с ребенком, который отличается от остальных, имеет нарушения, в развитии это очень сложный процесс. Он включает в себя проблемы, связанные с влиянием на развивающуюся личность как внешних, так и внутренних факторов. Именно поэтому воспитатели и учителя, работающие с такими детьми, должны обладать целым комплексом профессиональных психолого-педагогических компетенций, которые позволяют им грамотно реализовывать основные цели и задачи всего воспитательно-образовательного процесса. Для того, чтобы этот процесс происходил более естественно и оказывал воздействие на развитие творческой сферы ребенка, в коррекционной работе применяют различные виды арт-технологий.
Являясь одним из видов психологической коррекции, арт-терапия используется в дефектологии применительно к разным областям нарушений развития детей. Многими учеными, а также педагогами, родителями и самими детьми доказано положительное влияние психотерапевтического воздействия арт-технологий на коррекционную работу с детьми, имеющими недостатки в развитии.
Фрагмент текста работы:
1.Понятие арт-технология
Издавна человечество практикует изменение своего эмоционального состояния (снятие напряжения, необходимость сосредоточиться или успокоиться) с помощью музыки, поэзии или литературы. Но только в середине XX века форма, с помощью которой происходят эти изменения, была названа арт-технологиями [12].
В 1936 году вышла в свет книга Ганса Селье, после которой стало очень популярным слово «стресс». С английского языка слово «стресс» переводится как «напряжение». Именно так Селье назвал специфический ответ человеческого организма на те, или иные требования, которые к нему предъявляют. Соответственно, чрезмерное напряжение рано или поздно приводит к нарушениям нервной системы. После опубликования теории Селье все больше стали говорить о необходимости сведения стрессовых ситуаций к минимуму из-за того, что они оказывают разрушительное действие на состояние здоровья человека.
Особого внимания заслуживают стрессовые ситуации, возникающие у детей. Причины могут быть различны: всевозможные детские страхи, переутомления, проблемы в семье или адаптация в новом коллективе. Постепенно в детских учреждениях стали применять арт-технологии, как средства лечения психических расстройств у детей. При этом проводили их не врачи, а педагоги. Изначально эта деятельность получила название «арт-терапия» [12].
Выделяют следующие виды арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), кинезитерапия (движение танца), библиотерапия, фототерапия и др. С помощью различных видов и форм искусства на психику ребенка оказывается самое щадящее и обязательно всегда положительное воздействие. Статистика утверждает, что в истории арт-терапии не зафиксировано ни одного случая отрицательного результата лечения.