Описание и Анализ памятников Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему «Арльские дамы» как тема ностальгии в творчестве В. Ван Гога»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Винсент Ван Гог судьба и творчество. 9

1.1 Биография
Винсента Ван Гога. 9

1.2 Винсент
Ван Гог — художник. 12

Глава 2.
Тема  ностальгии в творчестве В. Ван Гога. 16

2.1 Описание
картины Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене) 16

2.2
Арлезианская коммуна. 25

Заключение. 31

Список
литературы.. 35

  

Введение:

 

Ван Гогу в
истории искусства принадлежит особое место, хотя не только среди классиков, но
и среди современников были художники и равновеликие ему и более совершенные.
Пожалуй, исключительность Ван Гога состоит именно в том, что его историческое
значение превышает реальный вес оставленного им живописного наследия, а его
слава и воздействие распространяются и помимо искусства.

Тот, что рисовал
подсолнухи и отрезал себе ухо — уже по этим двум характеристикам безошибочно
определить, о ком идет речь. Нидерландский постимпрессионист Винсент ван Гог не
только оставил яркий след в истории искусства, но и стал иконой поп-культуры —
подобно Моцарту, Пушкину, Дали и другим. Эксцентричным и помешанной, но
гениальной. Какие цели преследовал этот бунтарь от искусства и чем пользуется
мировой славы, — об этом расскажет на своей лекции культуролог и историк
философии Анна Бежнар.

Фирменный почерк Ван Гога
— использование в картинах яркой палитры и смелое сочетание цветов. Одним из
самых любимых у него был желтый оттенок. Сейчас по склонности к этому психиатры
определяют своих потенциальных клиентов. А пошло это все — по легенде — от
мешанины Винсента.

Современники не понимали
творчество Винсента ван Гога — как и его самого. Даже сейчас мы подозрительно
относимся к людям, которые считают природу живой, а ее объекты — имеющими душу.
А художник верил, что цветок, камень и даже космос — все на свете имеет душу, и
именно это заставляет его картины «оживать».

Ван Гог не имел
полноценного художественного образования и пришел к живописи уже в зрелом
возрасте. Период его творческой активности — 10 лет, которые перевернули
художественный мир вверх тормашками.

За свою короткую жизнь
художник нарисовал около 2 тысяч полотен. Большая часть из них сохранилась и
сейчас стоит космические деньги. А сам Ван Гог считается наиболее «стоимостным»
художником — в список 25 самых дорогих картин мира входят сразу 5 его работ.
При этом первенство удерживают вовсе не «Подсолнухи» или «Ирисы», а написанный
в 1980 году «Портрет доктора Гаше» — врача из сумасшедшего дома, где провел свои
последние годы Винсент ван Гог. В 1990 году картина ушла с аукциона за 82.5 млн
долларов. А сегодня оценивается почти в 150 млн.

Винсент ван Гог умер в
возрасте 37 лет от огнестрельного ранения, которое нанес себе сам при
неустановленных обстоятельствах — говорят, во время приступа острого психоза.

Научный
обзор литературы.
Историография Винсента Ван Гога на
французском, английском, немецком, голландском и других языках бесконечна. Ему
посвящено большое количество биографий, очерков, статей, истории искусства,
философских и медицинских исследований. Как известно, при жизни художника была
опубликована только одна работа над его творчеством: незадолго до его смерти, в
1890 году. Это была статья молодого критика Ж.-А. Орье в новом французском
литературном журнале.
Mercure
de France.
Он назывался «Les isolés — Vinsent Van Gogh» («Одинокий. Винсент Ван Гог») и должен был стать
частью серии работ художников-символистов, таких как Гру, Эннер, Карьера. В нем
Ван Гог предстает как «могущественный человек», «безумный гений», «великий
художник», смело раскрывающий истину всего, за что он стоит, и тех, кого
никогда не поймут по-настоящему.

Прижизненные упоминания
Ван Гога в других статьях существовали, но не были слишком лестными. Описывая
«Салон независимых», Г. Кан обвинил Ван Гога в том, что он не заботится о
правильности окраски, Ф. Фенон высмеивал «истощенные» ирисы. Однако энтузиазм
Орье не одинок: его поддерживают Ж. Леконт в Art et critique и Ж. Леклер в том
же Le Mercure de France [12]. Нарушение тишины, в котором Ван Гог существовал
до конца 1880-х годов, было вызвано появлением «Салона независимых» и, как
следствие, реабилитацией импрессионизма и живописи. современный французский в
целом. Все менялось.

Через два года после
первой статьи, после смерти Ван Гога, искусствовед и писатель О. Мирбо, в
статье в журнале Paris Eco в 1891 году снова назвал его гением, «одарённым»,
«блистательным мастером» и «могущественным творцом», Х. Гофмансталь в 1901
году, после первой выставки Ван Гога, был еще более смел в выражениях и описал,
как «он проникает в глубины этих работ, созданных, чтобы освободить себя от
смертельно болезненных сомнений» [8].

В 1911 году происходит
событие, подогревающее интерес к Ван Гогу: друг Винсента, теоретик искусства
символизма и художник, написавший картину «Похороны Ван Гога» (1893, Париж,
собрание Бернара-Фора). Эмиль Бернар публикует 22 письма, написанные ему Ван
Гогом. Эпистолярное наследие: письма брату Теодору, а также его матери, его
младшей сестре Виллемину и его друзьям — это, как известно, главный источник
информации о жизни и творчестве Винсента Вана. Гога для всех последующих
искателей.

Переписка с его братом
поддерживалась почти ежедневно в течение восемнадцати лет (1872–1890) и была
опубликована женой Тео Йоханной Ван Гог-Бонгер в 1914 году. Вскоре были
опубликованы письма другим, а затем ставшие известными и обсуждаемыми, они были
переведены на другие языки (оригиналы были написаны в основном на голландском).
В более чем шестисот пятидесяти письмах к своему брату Ван Гог сначала пробует
роль разумного советника и делится своими мыслями, затем начинает раскрывать
творческие планы, описывать проделанную работу и созданные рисунки, эскизы и
картины. Он говорит об искусстве в целом, его месте, о будущем, которое он
видит за живописью. Письма брату более личные и честные, чем друзьям, хотя Ван
Гога нельзя упрекнуть в желании доставить удовольствие собеседнику: он пишет
то, что думает, поэтому иногда бывает резким. Винсент воспринимает Тео почти
как альтер-эго, второе «я», которое может понимать, принимать и не судить.
Художник даже призывает брата приехать вместе рисовать, но Тео выбрал другой
путь.

В 1956 г. появилась
совершенно новая работа американского историка искусства Дж. Ревальда о
художниках-постимпрессионистах. Во введении к своей работе он говорит, что
«место, отведенное Ван Гогу на этих страницах, возможно, превышает пределы
«разумного»…» [2], и действительно уделяет большую часть своего внимания
Винсенту. Однако, несмотря на то, что произведение называется
«Постимпрессионизм» и исследует именно это явление, Ван Гог предстает здесь в
тесной связи с символистами — как человек, который «пытался выразить состояние
души с помощью цвета и формы, то есть он сделал что-то похожее на то, что
символисты пытались сделать из слов, образов и звуков» [6]. Главное
преимущество работы Ревальда состоит в том, что она пытается исключить домыслы
и проверить все факты, но «миф о Винсенте» все еще жив, что еще больше
возвышает художника: «если когда-нибудь будет был художник, который с
непоколебимой решимостью использует только силу, боролся с самыми отчаянными
обстоятельствами и полным отсутствием, на первый взгляд, таланта, это был
Винсент Ван Гог» [10].

Вскоре приходит осознание
того, что нужно изучать искусство и этого Ван Гога, который сейчас известен
миру, а не знать точно, как развивалось это искусство. Не так важно, как Ван
Гог создавал свои проекты, по сравнению с тем, как они до сих пор оказывают
такое огромное влияние на людей, — пишет Ричард Шифф в статье для The Art
Bulletin в Нью-Йорке.

Одна из самых
значительных работ в этом направлении вышла в 1991 году. Это книга французского
социолога, ведущего исследователя Национального центра научных исследований
Натали Эник «Слава Ван Гогу. Опыт антропологии восхищения. «Выбрав, без
сомнения, один из самых ярких примеров, Эник исследует механизмы узнавания и
размышляет о способах заявить о себе. Она пишет, что жертвенность и
уникальность — главные мотивы искусства познания. Ван Гог, а непонимание и
оригинальность — ключ к его искусству. Выведите объемную фразу: «Ван Гог,
которым восхищаются из-за своего величия, велик, потому что им восхищаются», — Эник
приходит к выводу, что «дело Ван Гога относится не только к истории искусства и
искусствоведению, … но также к истории религии, … биографическим и
агиографическим традициям, психиатрия, психология и антропология, …
экономика, … а также социология религии».

Актуальность темы. Трудно переоценить роль Франции в развитии
западноевропейской культуры нового времени. Многие яркие художественные явления
в течение долгих лет рождались на берегах Сены — в Париже, рождались и
становились достоянием всего культурного мира. Но никогда еще художественная
жизнь не была столь драматичной, настолько насыщена напряженными столкновениями.
В них по-своему преломлялись историческая сложность эпохи, глубокие социальные
сдвиги, политические потрясения, под знаком которых родился и развивался Х1Х
века. Это было время блестящих успехов науки и потрясающие технических
завоеваний. Человек познавал мир, учился управлять силами природы и подчинять
их себе. И все же, несмотря на многочисленные войны и революции, политическую
нестабильность — это был век прогресса. Художественная культура того времени
чрезвычайно неоднородна, отличается многообразием стилистических течений.

Винсент Ван Гог не принадлежит по рождению к французской художественной
школе, но его искусство неотделимо от нее, хотя только последние пять лет его
короткого творческого пути были связаны с Франции. Творчество Ван Гога было особенно
близким тревожного сознания людей в первые бурные десятилетия ХХ века и оказало
сильное влияние на многие художественные тенденции эпохи, в частности, фонизм и
особенно на экспрессионизм. Современники не признали в Ван Гога никаких
преимуществ, и поэтому он, как Сезанн и Гоген, адресовал свое искусство будущим
поколениям: «То, над чем я сейчас работаю, должен найти свое продолжение не
сразу и не сейчас. Но найдутся же некоторые, которые также верят во все, что
правдиво. А что означают отдельные личности? Я чувствую это так сильно, что
склонен историю человечества отождествлять с историей хлеба: если не посеять в
землю, то, что же тогда молотить? .. »
[14].

Объект исследования – Винсент Ван Гог судьба и творчество.

Предмет исследования – тема 
ностальгии в творчестве В. Ван Гога.

Цель курсовой работы – исследовать картину "Арльские дамы" как тему
ностальгии в творчестве В. Ван Гога.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить биографию Винсента Ван Гога.

2. Исследовать Винсента Ван Гога – художника.

3. Описать картину Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене).

4. Проанализировать тему ностальгии при жизни и творчестве в Арле.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Именно в Арле это
свойство − видеть мир в тысяче спрятанных лиц – раскрылось
вполне. Художник был пьян Арлем, ему нравился каждый поворот дороги. Когда
ходишь по городу, то ходишь в картинах Ван Гога: аллея Аликанте, берег Роны,
долина Кро – каждый фрагмент он обжил и описал; так всё и сохранилось. Видите
яблоню? Это его яблоня, он с ней дружил. Он врос в Арль немедленно – хотя всё
было чужим. Когда Пикассо уехал из Барселоны в Париж, а затем на
Французскую Ривьеру, он радикально природу не поменял; и немец Гольбейн, уехав
в Лондон, остался в той же северной природе. Но оказаться после тёмной
Голландии на солнцепёке и писать солнце после густой тени, это для художника то
же самое, что для писателя перейти с русского на английский. Ван Гог был
протестантом, сын пастора и сам проповедник, оказался в звонком католическом
городе.

Это город одновременно и
французский, и римский, сочетающий традицию Прованса и хранящий память Рима;
император Константин считал этот город второй столицей империи. Город хранит
память о третьей фазе истории – о великом усилии, эти традиции объединившем. Провансальская
культура (то есть трубадуры, куртуазная поэзия, новый сладостный стиль,
возникший здесь до Данте) с римской каменной кладкой сочетается плохо; однако
этот гибрид существует, это и есть город Арль. В облике арлезианки
сочетается римская причёска и средневековый высокий чепец с двумя рогами –
женщины и сегодня так ходят. В центре города сохранился римский амфитеатр,
похожий на Колизей Рима; в арльском амфитеатре до сегодняшнего дня проходят бои
с быками. Рядом Средиземное море, за поворотом – Альпы. Одним словом, это сплав
европейской культуры небывалой концентрации. 

Концентрация
северо-южных, полярных тенденций европейской культуры в Арле сопоставима с
концентрацией культурных противоположностей, явленных нам в Бургундии ХV века.
Арль (пусть только в единичной судьбе Ван Гога и той школы, которую он задумал)
стал уникальным местом эксперимента синтеза европейской культуры.

Поскольку в Арле Ван Гог
написал практически всё – нет угла, где не ставил мольберт, – любопытно, что
именно он там не написал. Он не написал арльский колизей. Вот вообразите себе
любого художника – импрессиониста, кубиста, соцреалиста, – приехавшего в
творческую командировку в город с римской историей, в центре города стоит
амфитеатр гладиаторских боев, сохранился тамошний колизей лучше, нежели
римский. Что командированный художник нарисует в первый же день? Ван Гог
даже и головы не повернул к древностям. Что бы нарисовал визитёр на следующий
день? Безусловно – корриду. В городе до сих пор по улицам едут процессии
пикадоров. У Ван Гога нет ни единой картины на эту тему. Есть лишь один
небольшой холст: изображена публика около арены. Я долгое время думал, что
нарисован обычный театр. Оказалось, что это Винсент зашёл в колизей и остановил
взгляд на том, как публика занимает места в партере, – а на бой быков он и не
посмотрел. И, наконец, любой импрессионист нарисовал бы сотни мест
общественного питания – знаменитые колбаски, розовое вино, прованское масло,
мягкие сыры; все жители круглый день сидят на солнцепёке и жрут, запивая
колбасу розовым вином. Ни единой картины с арльским застольем не
существует. Ван Гог написал пустую террасу кафе под звёздным небом – и страшный
ночной интерьер в бильярдной кафе: «место, где можно сойти с ума», по его
собственному выражению. Всё это неимоверно далеко от импрессионистических
застолий. 

Ван Гог нашёл в Арле то,
чего буржуазный житель Прованса там даже и не искал. Он нашёл скрытую точку опоры
Европы, средоточие векторов исторических усилий. Ему пригрезилось, что школу
надо основать именно здесь.

Вероятно, при выборе
города вела интуиция; возможно, подействовало соседство Сезанна, жившего в
Эксе; возможно, религиозному человеку было важно, что христианство в Арле
существует с третьего века. Вряд ли он представлял, что именно это место –
столь сложный продукт европейского инбридинга. Так или иначе, когда приехал, то
увидел: вот оно, искомое место, сердце юга Европы.

Ван
Гог со всей тщательностью и страстью старался именно честно видеть – и быть вне
любой договорной эстетики. Назвать его примитивным невозможно, назвать
академистом нельзя, назвать эстетом нелепо. Он рисовал именно то, что
сущностно, передавая все подробности и не упуская ни одной возможности сказать,
когда есть что сказать. Важно говорить по существу и ясно, а каким языком
− безразлично. Простое правило подлинного искусства состоит в том, что, когда
говоришь по существу, язык и лексика приходят сами собой.

В
Арле Ван Гогу померещилось, что возможна победа. Не только над нищетой и
одиночеством, но над детерминизмом истории. Это было великое усилие – одного
такого человека хватило, чтобы сохранить веру в то, что бывает честное
искусство, что не всегда надо расшаркиваться перед сильными, что не обязательно
бежать за модой и пожимать руки спекулянтам. И на том стоим.

Ван
Гог застрелился в хлебном поле Овера; его последние полотна принято
квалифицировать как «возвращение к северной стилистике»; большинство
искусствоведов полагают, что Ван Гог, умирая, вспомнил свои голландские корни,
вернулся к вязкой узловатой линии, пейзажам с низким горизонтом.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Винсент Ван Гог судьба и творчество

1.1 Биография Винсента
Ван Гога

В семье лютеранского
пастора Ван Гога шестеро детей. Не все особенно веселы и общительны, но самым
сдержанным и непредсказуемым, без сомнения, является старший сын Винсент. У
него необычный характер. В юности он был склонен к одиночеству, самоизоляции и
при этом постоянно испытывал сильную потребность в любви и обществе. Он не
очень хорошо ладил с людьми. «Ван Гог, очевидно, заставлял людей смеяться своей
манерой поведения, потому что он действовал, думал, чувствовал и жил не так,
как другие в его возрасте … выражение его лица все еще было несколько
отсутствующим, было что-то задумчивое, глубокое. серьезный в нем меланхолия. Но
если смеялся, то смеялся искренне и радостно, и тогда все лицо его светилось» [4].

Он много читает, любит
рисовать, часами один, бродит по пустынным землям и торфяным болотам Брабанта
(провинция Голландии), но часто бывает враждебным и грубым. Только младший брат
Теодор (Тео) позволяет своей душе прятаться. Их дружба — загадка для родителей.
Сыновья такие разные: Винсент с его взрывным, упрямым, дерзким темпераментом и
Тео — добрый, послушный, любимый, как и большинство голландцев, больше слушают,
чем говорят … В общем, пастор и его мудрая жена у всех есть детям нравятся
дети, а постарше ?! Значит, он не глуп, любопытен, но ему больно и он не знает,
что ему нужно в жизни. Глубоко религиозный уже в юности, он будет
руководствоваться до конца своего рода религиозным чувством во всех своих
действиях — без церковного и догматического. Долгое время у него не было
заявленной цели или профессии, но тем не менее у него было своеобразное
сознание судьбы, им руководили.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы