Курсовая теория на тему Арбитражные суды и иные арбитражные органы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Арбитражный суд в судебной системе: основополагающие аспекты 6
1.1. Место и роль Арбитражного суда в системе организации судебной власти в России 6
1.2. Организация арбитражных судов в России и практика судебных дел 9
2. Иные арбитражные органы: третейские суды 13
2.1. История развития третейского разбирательства в России 13
2.2. Правовая природа и законодательное определение арбитража (третейского суда) 19
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность темы. Любое государство заинтересовано в развитии предпринимательства. Увеличение количества ведущих активную деятельность предприятий вызывает улучшение качества жизни граждан и рост экономических показателей в целом.
В настоящее время в Российской Федерации намечен курс на развитие малого бизнеса и предпринимательства. Однако выполнение данной задачи ведет к росту дел по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью, дела по которым рассматривают арбитражные суды.
В соответствии с Федеральными законами «О судебной системе Российской Федерации» (статья 4) [2], «Об Арбитражных судах Российской Федерации» (статья 1) [3] арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.
В настоящее время в российском праве в целом, а в гражданском и арбитражном процессах в частности идут глубинные преобразования. Правосудия в области предпринимательской деятельности производят арбитражные суды.
Они защищают:
-интересы субъектов РФ, муниципальных образований и должностных лиц;
-интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Судопроизводство арбитражных судов обеспечивает:
-одинаковую доступность правосудия для всех предпринимателей;
-соблюдение законности и профилактики экономических правонарушений;
-выработку уважения к законам и арбитражу;
-формирование этических навыков в деловой сфере.
Задача процесса — восстановление нарушенного или оспариваемого права.
Метод арбитражного процесса — императивно-диспозитивный [9]. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в судебной системе определяется с учетом различий форм реализации судебной власти в уголовном, гражданском, арбитражном процессе или при рассмотрении дел об административных правонарушениях. При этом единство судебной системы подразумевает общую правовую основу, на которой базируется вся судебная деятельность.
Целью данной работы является изучение арбитражных судов и иных арбитражных органов.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть Место и роль Арбитражного суда в системе организации судебной власти в России;
— изучить организацию арбитражных судов в России и практику судебных дел;
— охарактеризовать исторические аспекты третейского разбирательства в России;
— выявить особенности правовой природы и законодательного определения арбитража (третейского суда).
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной работы.
Заключение:
Из изложенного выше можно сделать вывод о том, что арбитраж с древних времен считался институтом справедливости. Люди всегда обращались для разрешения своих споров к уважаемым лицам, так как они верили в их компетентность справедливо разрешить их спор.
В Средневековье третейское разбирательство осуществлялось по цеховому принципу, но с развитием межгосударственных экономических связей цехи перешагнули государственные границы и возникла необходимость создания международного правового регулирования арбитража.
До сих пор нет единого понимания правовой природы арбитража.
В то же время устоялись четыре подхода к арбитражному разбирательству: договорный, процессуальный, смешанный и автономный.
В России арбитраж более подробно стал изучаться и регулироваться после судебной реформы Александра II. В Советском Союзе под арбитражем понимались квазисудебные органы по разрешению хозяйственных споров между организациями, предприятиями и учреждениями советского социалистического хозяйства.
В современной российской правовой доктрине и российском законодательстве разделяются понятия «третейский суд» и «арбитражное учреждение», как негосударственный орган, уполномоченный разрешать экономические споры, от понятия «арбитражный суд», как государственный орган, уполномоченный осуществлять правосудие. Что касается понятия «арбитраж (третейский суд)», то в юридической литературе не существует общепринятой дефиниции.
Одни ученые считают, что арбитраж — это метод, способ разрешения споров.
Другие отмечают, что арбитраж представляет собой некий орган, который уполномочен сторонами разрешать спор.
Также существует мнение, что нельзя дать точное и полное определение арбитража, а можно только перечислить характерные черты данного института.
Под третейским (арбитражным) судом следует понимать, с одной стороны, частноправовой метод разрешения споров, а с другой — негосударственный суд, который принимает решение, обязательное для исполнения сторонами.
Проведенный в рамках данной курсовой работы обзор теории и практики арбитража в Российской Федерации пока не позволяет признать удачной попытку российского законодателя создать эффективный и современный механизм правового регулирования в этой сфере, основанный на опыте зарубежных стран.
Изменения, касающиеся регулирования деятельности третейских судов и направленные на совершенствование состояния данного института в Российской Федерации, в перспективе будут способствовать повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства.
Однако новый закон сделал также регрессивный шаг — включение государства в механизм создания третейских судов.
Также необходимо обратить внимание на тот факт, что в России до сих пор идет преобразование как третейских, так и государственных арбитражных судов.
Что будет дальше с системой арбитражных судов (государственного арбитража), пока неизвестно, но предприняты попытки по дальнейшему изменению судебной системы страны.
Вполне можно ожидать, что государственные арбитражные суды будут слиты с судами общей юрисдикции.
Тогда вопрос совершенствования судебной системы приобретет «новое дыхание».
Фрагмент текста работы:
1. Арбитражный суд в судебной системе: основополагающие аспекты
1.1. Место и роль Арбитражного суда в системе организации судебной власти в России
Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в судебной системе определяется с учетом различий форм реализации судебной власти в уголовном, гражданском, арбитражном процессе или при рассмотрении дел об административных правонарушениях. При этом единство судебной системы подразумевает общую правовую основу, на которой базируется вся судебная деятельность.
По существу, до февраля 2014 года внутри российской судебной системы оформились два автономных компонента — федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды. Мировая юстиция и органы судебного конституционного контроля как составные части судебной системы развивались собственным эволюционным путем.
Начиная с 2014 года, появились поводы говорить о синергии в деятельности единой судебной системы. Поняв на примере арбитражей, достоинства такой системы, когда апелляция и кассация структурно выделены в отдельные судебные инстанции, суды общей юрисдикции задумались о том, чтобы перестроиться по такому же принципу.
Рассмотрим организацию и состояние арбитражных судов в России.
В 2018 году в РФ действует система из нескольких ветвей, количество судов в каждой не совпадает:
-в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
-дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
-у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции, в зависимости от характера дела.
Подобное разделение опирается на специфику споров, которыми занимаются те или иные суды. Самый общий уровень деления – на арбитражные суды и суды общей юрисдикции:
-Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
В 2018 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
-Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами.
Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела [6].
Также существуют разные уровни иерархии.
Районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д. От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, какой в суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации.
Например, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция.
Высшей инстанцией, которая ставит точку в рассмотрении того или иного дела, является ВС РФ.
Дела рассматривает несколько коллегий:
1)Апелляционная коллегия. Эта структура занимается проверкой дел, которые ВС РФ рассматривал в качестве первой инстанции. Обжаловать судебный акт этой коллегии в порядке кассации можно в Президиум ВС РФ.
2)Судебная коллегия по экономическим спорам. Коллегия выполняет функции второй кассационной инстанции в арбитражных спорах.
3)Судебная коллегия по административным делам.
4)Судебная коллегия по уголовным делам.
5)Судебная коллегия по гражданским делам.
6)Судебная коллегия по делам военнослужащих [8].
Кроме того, работает Дисциплинарная коллегия, которая пересматривает решения квалификационных судебных коллегий о дисциплинарных мерах в отношении того или иного судьи.
Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора, в зависимости от характера дела. Помимо этого, работает Пленум ВС РФ.
Этот орган анализирует судебную практику и разъясняет:
-применение тех или иных норм права,
-способы разрешения споров разного типа,
-иные подобные вопросы.
Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам).
Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ. 29 июля 2018 приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции.
В настоящее время работают отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. Они будут рассматривать в порядке апелляции или кассации дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик и т. д. Новые структуры должны начать функционировать не позднее 1 октября 2019 года. Также появится специальный Кассационный военный суд (Новосибирск). Он будет заниматься проверкой судебных актов апелляционного военного суда и окружных (флотских) военных судов [7].