Курсовая теория на тему Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1Понятие и особенности художественного творчества 5
1.2Условия и средства развития художественного творчества дошкольников 7
ГЛАВА II АППЛИКАЦИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 10
2.1Понятие аппликации 10
2.2Аппликация в разных возрастных группах 12
2.3Развитие творческих способностей дошкольников путем аппликации 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Проблема творчества на современном этапе развития общества актуальна в связи с трансформациями, происходящими в различных сферах его жизни. Они создают потребность в воспитании новой личности, духовно и интеллектуально развитой.
Проблема творчества-одна из тех, которые возникают при использовании различных областей человеческой деятельности: научная, художественная, производственно-техническая, политическая, экономическая и другая, где она создается, открывается, изобретает что-то новое.
Способность к творчеству присуща только человеку. Это подразумевает присутствие субъекта — создателя деятельности, который стремится самостоятельно создать что-то новое, оригинальное.
Основа формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы чувствительны к творческому развитию, а именно к процессам восприятия, памяти, воображения, мышления.
На уроках рисования, моделирования, применения дошкольников развивается не только интерес к художественной и творческой деятельности, но и основное желание создать самую красивую картину.
Восприятие и понимание основных произведений искусства, доступных для детей: и это именно то, что графика и живопись, скульптура и архитектура и даже произведения национального декоративного искусства – все это обогащает их представление, а также позволяет найти самые разные выразительные решения.
Одним из таких видов творчества художественного творчества является аппликация. Она способствует не только развитию и формированию многих личностных качеств дошкольников, но и способствует развитию художественных способностей.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов.
Цель работы – изучить влияние аппликации на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить ряд задач.
1)Дать понятие художественному творчеству. Выявить его специфику.
2)Изучить условия и средства развития у дошкольников творческих способностей.
3)Дать понятие термину «аппликация», рассмотреть виды аппликаций.
4)Дать характеристику аппликации в разных возрастных группах.
5)Проанализировать, как занятия аппликацией влияют на творческие способности дошкольников.
Предмет исследования – влияние аппликации на развитие художественных способностей дошкольников.
Объект исследования – развитие художественных способностей дошкольников.
Заключение:
Аппликация является самым простым и доступным способом создания произведений искусства, в котором сохраняется реальная основа самой картины. Это позволяет широко использовать аппликацию не только в декоративных целях (при производстве наглядных пособий, вспомогательных средств для различных игр, игрушек, флагов, сувениров для праздничных дат, дизайна стен, выставок, комнат), но и в создании картин, украшений и т. д.
В современной педагогике суть эстетического воспитания определяется следующим образом-воспитание способности восприятия и правильного, понимание красоты в реальности (природа, социальные отношения, произведения людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способность участвовать в создании красоты в искусстве и жизни.
Эстетическое образование включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешние-это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания — и внутренняя-творчески преобразующая деятельность ребенка, которая под руководством педагога постепенно присоединяется к красивой, формирующей эстетической культуре личности.
Эстетическая культура считается сложной всеобъемлющей концепцией в современной педагогике. Важнейшей составляющей этого является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной реакции человека на прекрасное в искусстве, природе, социальной жизни и поведении людей.
В современных условиях в детском саду задаются следующие задачи эстетического воспитания: систематически развивать восприятие красивых, эстетических чувств, представления детей; связывать детей с деятельностью в области искусства, воспитывать их потребность и привычку вносить сильный вклад в элементы прекрасного в повседневной жизни, природе, социальных отношениях; формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни, развивать художественные и творческие способности детей.
Детский сад занимает лидирующее место в проведении эстетического воспитания. Но роль семьи также велика. Только с единством влияния детского сада и семьи можно выполнить задачи эстетического воспитания дошкольников.
Увлечение аппликацией помогает в развитии наблюдений, указывает на различные знания. Она лучше всего обогащает психику ребенка, улучшает его органы чувств и эстетический вкус.
Через аппликацию, ребенок имеет формирование любви к природе, способность чувствовать свою красоту и восхищаться ею имеет большое значение не только для эстетического развития детей, но и для морального воспитания, особенно для пробуждения в дошкольных патриотических чувствах, сочувствия к другим, потребности в работе, способствует физическому укреплению, а также расширению психического горизонта.
Таким образом, в результате проведения с детьми дошкольного возраста занятий по средствам аппликации происходит активное развитие художественных способностей.
Мы считаем целесообразным последующее изучение проблемы развития творчества у детей дошкольного возраста не только средствами аппликации, но и в других видах изобразительной деятельности и художественного труда.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1Понятие и особенности художественного творчества
Философы рассматривают творчество как способ существования человека, отсутствие творческого потенциала приравнивается к отсутствию личности как таковой.
Творчество-это создание человека объективно и субъективно нового.
Творчество относится к деятельности, в которой деятельность и поведение человека связаны. Педагоги-психологи рассматривают творчество как деятельность человека самого высокого уровня в познании и трансформации окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, человек также меняется (формы и способы его мышления, черты личности): он становится творческой личностью.
Имеются следующие признаки творчества:
— творчество-это деятельность, которая заключается в создании значительно нового;
— творчество в генетическом смысле-создание новых полезных комбинаций из элементов разных систем;
— творчество органически связано с познанием, отражением реальности, законами ее развития и функционирования;
— творчество существует процесс, состоящий из постановки и решения проблем, нестандартных задач или процессов решения, лежащих в основе развития общества противоречий между человеческими потребностями и средствами их решения;
— творчество-это форма качественного развития мира и окружающей среды, всей культуры;
— высшая конкретная форма развития человека;
— пиковая активность является первичной по сравнению со стереотипными характеристиками;
— представляет собой единство духовного и материального;
есть проявление диалектики, проявление ее законов и категорий;
— общий знак, сущность человека, способ его существования, форма его саморазвития и самоутверждения
Исследователи подчеркивают, что в творчестве человек действует как субъект и в результате творчества. В творческой деятельности он саморазвивается и совершенствуется.
Исследователи отмечают, что в человеческом обществе формирование творческой личности зависит от окружающей среды, в которой она находится, а именно от личностных качеств, которые постепенно формируются в деятельности.
Есть несколько категорий нового, возникающего в процессе творчества: субъективно-новый, локально-новый, регионально-новый, объективно-новый. Дети дошкольного возраста из-за небольшого опыта и отсутствия необходимых знаний не могут создать произведение искусства, но в процессе творческой деятельности они постоянно открывают для себя что-то новое.
Творческое воображение-это независимое создание новых образов, которые превращаются в оригинальные продукты различных видов деятельности с минимально опосредованной зависимостью от прошлого опыта.
Творческие личности были необходимы во все времена, потому что именно они определяют прогресс человечества. Решение этой проблемы начинается уже в дошкольном возрасте, так как этот возраст чутко относится к развитию и формированию творческой личности.
Эстетическое воспитание личности происходит от первых шагов маленького человека, от первых его слов, от работы. Ничто иное, как окружающая среда, не откладывает свой отпечаток в душу на всю жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, выражения лица — все это поглощается, задерживается, фиксируется в сознании.
В более широком смысле эстетическое образование понимает целенаправленное формирование в лице его эстетического отношения к реальности. Это особый тип социально значимой деятельности, осуществляемой субъектом (обществом и его специализированными учреждениями) в отношении объекта (индивидуума, личности, группы, коллектива, единения) с целью развития в последней системе ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии с взглядами на их характер и цель в данном обществе.
В процессе воспитания происходит связь людей с ценностями, перевод в внутреннее духовное содержание. Исходя из этого, формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и опыту, его эстетический вкус и идея идеала.
Воспитание красоты и через красоту формирует эстетически-ценную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, создает эстетические ценности в области трудовой деятельности, в повседневной жизни, в делах и поведении и, конечно же, в искусстве.