Курсовая теория на тему Антропологическая типология и сущность человека в работе М.Шелера «Человек и история»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Основы философской антропологии Шелера 5
1.1 Философско-антропологический контекст концепции М. Шелера 5
1.2 Человек, сообщество и мир 9
Глава II. Человек и его сущность в феноменологической концепции М. Шелера 14
2.1 Антропологическая типология человека 14
2.2 Духовная природа человека: от духа к духовности 18
2.3 Этический персонализм М. Шелера 22
Заключение 27
Список литературы 28
Введение:
Макс Шелер считается одним из основателей философской антропологии и аксеологии (учение о ценностях) XX века. При этом учение Шелера выходит за границы и философской антропологии, и аксеологии.
Главную свою задачу мыслитель видит в создании целостного учения о человеке, который смог бы объединить самые разные антропологические концепции, существующие в европейской культуре.
С давних времен человечество искало ответ на вопрос «Кем является человек?» М. Шелер ищет такую идею человека, которая смогла бы синтезировать подходы трех различных антропологий: теологической, философской и естественно-научной. Шелер хочет найти «сущностное понятие человека». Этот поиск приводит его к другому вопросу: что же делает человека человеком? И как он сам считает – ответом будет принцип, противоположный всей жизни в целом, который нельзя свести только лишь естественной эволюции жизни.
Актуальность темы обусловлена необходимостью всестороннего изучения места человека в философско-антропологическом контексте концепции М. Шелера.
Цель исследования заключается в определении места человека и его сути на протя¬жении всего его духовного (личностного) становления в феноменологической концепции М. Шелера. Достижение поставленной цели предусматривает решение таких задач:
исследовать философско-антропологический контекст концепции М. Шелера;
раскрыть взаимосвязь человека, сообщества и мира;
рассмотреть антропологическую типологию человека;
установить духовную природу человека по Шелеру;
рассмотреть этический персонализм М. Шелера.
Объектом исследования выступает работа М. Шелера «Человек и история».
Предметом исследования является характеристика антропологическая типология и сущность человека в работе М. Шелера «Человек и история»
Фактический материал исследования – работа М. Шелера «Человек и история», а также научные публикации, научные статьи, публицистические статьи, глоссарии, сборники, справочники.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические – синтез, сравнение, обобщение и систематизация материалов, трудов современных исследователей по актуальным проблемам антропологии; изучение и обобщение научной, справочной литературы; описательный метод (описание терминов и понятий); системно-сравнительный анализ.
Теоретическое значение исследования заключается в дальнейшей разработке философско-антропологических проблем роли человека и его сущности.
Практическое значение. Результаты исследования и использованный в ней фактический материал имеют непосредственную практичность при изучении антропологии, философии в высшей школе, а также могут быть использованы в научно-исследовательской работе студентов и всеми, кто интересуется данной темой.
Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании осуществлен комплексный анализ концепции М. Шелера в контексте антропологии.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 29 страниц.
Заключение:
В данном исследовании было исследовано понятие философской антропологии; исследован философско-антропологический контекст концепции М. Шелера; раскрыта взаимосвязь человека, сообщества и мира; рассмотрена антропологическую типологию человека; установлена духовная природа человека по Шелеру; рассмотрен этический персонализм М. Шелера.
Таким образом, М. Шелер выступает ведущей интеллектуальной фигурой, которая помешала уничтожению классических ценностей культуры. Посредством созданными мыслителем этической и персоналистской концепции, выстроенных на новых аксиологических принципах.
На основе нашего исследования мы можем сделать ряд выводов. Так, антропологическая концепция М. Шелера рассматривает человека как «микробога», то есть Бога в миниатюре. Он исследует всю сложность различения животного и человека, соотношение человеческого индивида и личности, личности и духа. Согласно с Шелером, уникальность человека заключается в умении гармонизировать частные потребности с фактом собственной принадлежности к человеческому сообществу.
Для Шелера грань между философской антропологией и социологией была очень тонкой. Поскольку человек ориентирован на других в своем наиболее оригинальном опыте, так как человек вначале социален, а потом индивидуален.
Человек как личность является идеалом концепции Шелера. Он не является ни духовной субстанцией, ни чистой спонтанностью. Активность жизнедеятельности людей следует из соединений их культурной среды, которая составляет онтологическое основание человеческого существования.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Основы философской антропологии Шелера
1.1 Философско-антропологический контекст концепции М. Шелера
Общепризнанным основателем европейской философской антропологии является Макс Фердинанд Шелер (1874-1928). Он родился в протестантской семье юриста в немецкой Баварии. С 1894 года он изучает психологию, медицину, социологию, философию. Впоследствии становится приват-доцентом Йенского университета, где подвергается влиянию феноменологии Ф. Брентано и Э. Гуссерля. В том же году происходит первое его личное знакомство с Гуссерлем, которое окончательно сформировало его философскую позицию. Вернувшись в Мюнхен в 1907 году, М. Шелер начал преподавать в местном университете, где 1910 получил звание профессора. Впоследствии философ временно прекращает преподавание и переезжает в Берлин, где живет как свободный писатель.
Наиболее интенсивно творческая эволюция мышления М. Шелера происходит в кругу Геттингенского феноменологического кружка. К этому времени уже выходят его произведений – «О чувстве обиды и моральном суждении о ценностях» (1912), «Феноменология и теория чувства симпатии, любви и ненависти» (1913), «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1913-1916). Откликаясь пацифистским трудом «Гении войны и немецкая война» на милитаристскую атмосферу, которая царила в Германии накануне Первой мировой войны, Шелер с позиции верующего человека в сочинении «О вечном в человеке» (1921) поднимает на необходимую высоту общечеловеческие ценности [Дорофеев, 2011, с. 169].
Творческое дарование Шелера не ограничивается философскими и теологическими интересами. Применение феноменологического метода к решению проблем этики и социологии послужило возникновению современной аксиологии и социологии знаний. Первым исследованием, обозначившим направления его социологических и этических размышлений, стала работа «Переворот в ценностях» (1915).
С 1918 Шелер возглавляет Кельнский институт социальных наук и становится профессором социологии. Именно в это время выходят в свет его книги «Очерки по социологии и учение о мировоззрении» (1923), «Опыт создания социологии знания» (1924), «Формы знания и образование» (1925), «Формы знания и общество» (1926). Необходимость формирования теоретических основ философской антропологии, которая появилась в последний период творческой эволюции, заставили Шелера перейти во Франкфуртский университет. К завершению работы над грандиозным замыслом «Философской антропологии» его побуждают книги «Ступени органического и человек» Хельмута Плеснера и «Бытие и время» Мартина Хайдеггера, которые вышли 1927 года.
Тяжелые предчувствия последнего года жизни заставляют философа ускорить работу над темой и изложить основные ее результаты в докладе «Особое положение человека» на собрании интеллектуалов под руководством графа Г. Кайзерлинга, носившего название «Школа мудрости». Строго поведанная тема «аскезы духа», которая глубоко поразила слушателей, впоследствии была смягчена в очерке проекта будущего издания «Философской антропологи», который увидел свет в 1928 году [Дорофеев, 2011, с. 171]. К сожалению преждевременная смерть оборвала стремительную творческую эволюцию философа.
Как отмечает Петер Кестенбаум, Шелер всю жизнь оставался «интроспективным и интуитивным философом, который распространил на этику и религию логику Блеза Паскаля» [Дерябин, 2009, с. 302]. На историко-философское мировоззрение философа активно повлияли идеи св. Августина, св. Франциска, И. Канта, 3. Фрейда и Хосе Ортеги-и-Гассета. Со своей стороны, Шелер оказал значительное обратное влияние на X. Ортегу-и-Гассета, благодаря чему феноменология распространилась на территорию Франции и Испании.
Возникновение философской антропологии было закономерным процессом, ведь в ХХ веке накопилась масса эмпирических знаний, полученных отдельными научными дисциплинами, изучающими человека. Возникла необходимость их обобщения и структурирования в свете проблемы человеческого существования. Это и стало первопричиной появления философской антропологии, которая заявляет о том, что природа человека определяется его специфическими отношениями с окружающими, в котором он находится, включая природу, социум и космос [Тегако, 2008, с. 96].
Само понятие «философская антропология» было предложено Максом Шелер в работе «Человек и история» в 1926 году. Он определил ее как фундаментальную науку о человеческой природе, включающей биологические, психологические, социальные и метафизические аспекты человеческого бытия.
Как отмечает Д.И. Роинашвили о главных мотивах создания философской антропологии М. Шелером можно сделать вывод на основе двух его основных произведений – «Положение человека в Космосе» и «К идее человека» [Роинашвили, 2011, с. 45]. В названных произведениях Шелер пытается обосновать необходимость создания всеобъемлющей философской теории человека. Не все удалось мыслителю, но он смог превратить философскую антропологию в науку о главных направлениях и законах биологического, психического, духовно-исторического развития человека.
Как утверждал сам Шелер, интерес философии к человеку развивался волнообразно: «антропологические» эпохи менялись менее гуманистическими [Шелер, 1994, с. 73]. Но каким бы ни было положение человека в той или иной исторической ситуации, его самосознание продолжало стремиться к расширению. По мнению Г.Б. Хасановой, особенно привлекательной во времена социальной нестабильности становится проблема человека. Философская антропология стремится объяснить причины неустроенности и одиночества человека перед лицом мировых катаклизмов [Хасанова, 2004, с. 103].