Курсовая теория на тему Антиутопия Е. Замятина «Мы» как предупреждение об опасности и ее изучение в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Роман Е. Замятина «Мы» как пример предупреждающей антиутопии 5
1.1. Специфика жанра антиутопии 5
1.2. Роман Е. Замятина как предупреждение человечеству 11
Глава 2. Особенности изучения антиутопии Е. Замятина «Мы» в школьном курсе литературы 20
2.1. Знакомство школьников с жанром утопии и антиутопии 20
2.2. Пример изучения романа «Мы» в школьном курсе 22
Заключение 30
Литература 32
Приложение 35
Введение:
Роман Е. Замятина «Мы» создан в 1920 году. Время было для России было трудное, потому роман написан в жанре антиутопии. В судьбе и творчестве Е.Замятина произведение сыграло важную роль. Естественно, этот роман не мог быть опубликован в годы советской власти, так как это своего рода пародия на государственную систему.
«Судьба Евгения Замятина (1884-1937) вполне подтвердила неписаный, но, кажется, обязательный закон, который властвует над творцами антиутопий: сначала их побивают каменьями, потом (чаще всего посмертно) принимаются читать как провидцев. Применительно к Замятину все это имело почти буквальный смысл» [1, с. 338].
Под названием романа писатель понимал коллективизм большевиков в России, при котором ценность отдельной личности опускалась до минимума. Видимо из-за переживаний за судьбу отечества автор перенес в своем романе Россию на тысячу лет вперед. Ведущей темой произведения является драматичная учесть личности в условиях тоталитарного общественного устройства. Произведение «Мы» написано в виде дневниковых записей инженера под номером Д-503. В романе у Замятина получилось четко поднять основные проблемы человеческого бытия.
«По существу, вина Замятина по отношению к советскому режиму заключалась только в том, что он не бил в казенный барабан, не «равнялся», очертя голову, но продолжал самостоятельно мыслить и не считал нужным это скрывать. Замятин утверждал, что человеческую жизнь, жизнь человечества нельзя искусственно перестраивать по программам и чертежам, как трансатлантический пароход, потому что в человеке, кроме его материальных, физических свойств и потребностей, имеется еще иррациональное начало, не поддающееся ни точной дозировке, ни точному учету, вследствие чего, рано или поздно, схемы и чертежи окажутся взорванными, что история человечества доказывала множество раз.» [2, с. 132]. Одной из центральных проблем, показанных в романе, является поиск смысла жизни и счастья человеком. Опираясь на это, построен весь роман и жизнь героев. Но их жизнь не приносит им того удовлетворения, которое они ищут, а похожа на шаблонный путь, заданный математическими законами. Это мир больших технологий и политики, где люди — всего лишь часть слаженного механизма.
В рамках данной работы рассмотрим тему «Антиутопия Е. Замятина «Мы» как предупреждение об опасности и ее изучение в школе». Ее актуальность обусловлена тем, что число антиутопий в школьном курсе достаточно ограничено, а знакомство школьников с данным жанром необходимо не только с позиции литературоведения, но и с целью формирования у подрастающего поколения гражданской позиции, в чем антиутопическая литература способна помочь. В связи с тем, что в методической литературе данный аспект рассмотрен весьма скупо и был определен выбор данной курсовой работы с целью более детально изучить проблему ознакомления школьников с жанром антиутопии в частности на примере романа Е. Замятина «Мы».
Цель работы – изучить антиутопию Е. Замятина «Мы» как предупреждение об опасности и ее изучение в школе.
Объект исследования – обучение школьников литературе.
Предмет исследования – процесс ознакомления старшеклассников с жанром антиутопии в процессе ознакомления с романом Е. Замятина «Мы».
Задачи работы:
— рассмотреть особенности жанра антиутопии,
— раскрыть специфику романа Е. Замятина как предупреждение человечеству,
— изучить проблемы ознакомления школьников с жанром утопии и антиутопии,
— привести пример методической разработки ознакомления школьников с жанром утопии и антиутопии на примере романа Е. Замятина «Мы».
Заключение:
Итак, анализ романа Е. Замятина показывает, что вся жизнь героев построена по чьим-то схемам, расписана по часам. Жители этого мира не личности, а роботы. Герои даже не имеют своих собственных имен, только обозначения, цифры и буквы. Все окружающее не живое, сделано из стекла, дерева и металла. Однако такая жизнь их устраивает.
Автор показывает и другую часть мира — людей, живущих за пределами Единого Государства. Они не захотели жить в рамках, порой среди них встречаются даже одичавшие люди.
Другая проблема, которую ставит писатель в своем романе, проблема власти. Людям даже в голову не приходит что-то менять в исполнении исполнителях власти. Это все автор показал в главе о дне Единогласия, о выборе Благодетеля. Герои считают неуместным и глупым тот факт, что у древних людей заранее не были известны результаты выборов правителя.
«Машина Благодетеля — это гильотина. В замятинской Утопии казни — дело привычное. Они совершаются публично, в присутствии Благодетеля и сопровождаются чтением хвалебных од в исполнении официальных поэтов… Казнь, по сути, является принесением в жертву человека, и этот ритуал пронизан мрачным духом рабовладельческих цивилизаций Древнего мира. Именно это интуитивное раскрытие иррациональной стороны тоталитаризма — жертвенности, жестокости как самоцели, обожания Вождя, наделенного божественными чертами, — ставит книгу Замятина выше книги Хаксли» [3, с. 217].
Вскоре в романе поднимается бунт, устроенный бригадой рабочих, которые не хотят жить такой жизнью и мириться со своим рабским положением. Эти люди не превратились в роботов. Они решают захватить космический корабль, используя в своих целях Д-503. Для этого к нему подсылают 1-330, которая соблазняет его. В итоге Д-503, поняв всю суть дела и действий, решается помочь.
После визита в Древний Дом и общения с живой природой у главного героя оживает душа, что считается тяжелой болезнью. Разрушается зеленая стена и захлестывает Единое Государство.
В конце романа умирает любимая женщина главного героя. Она погибает в Газовом Колоколе. А наш главный герой переносит операцию по удалению фантазии и обретает потерянное счастье и умиротворение.
Автор в своем произведении показал возникновение и развитие тоталитаризма, ужасные последствия отказа от собственного эго, своего мнения и жизненных позиций. Замятин показал, какова жизнь людей в тоталитарном государстве, лишенная смысла жизни и красок. Весь смысл произведения заключен в конфликте между отлаженной политикой Единого Государства и людьми, противящимися унылому и бесцельному существованию. В. Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вместе с тем отмечал: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах» [4, с. 126].
Финал романа возвращает нас к его названию, имеющему особый смысл. Идея солидарности, равенства, содружества, провозглашенная в свою пору большевиками, у Замятина принимает характер антиутопии, устанавливающей жанровое своеобразие романа. Здесь используется неореализм — это соединение реальности и фантастики. К фантастике относится мир, который изображен в романе, окружающая обстановка. А к реальности — человеческие характеры и судьбы, их мысли и чувства. В диалогах главного героя писатель использует сатиру, весь роман перегружен научными и техническими терминами. Также произведение насыщено риторическими вопросами и рассуждениями героев. Таким образом язык и стиль романа тесно связаны с его проблематикой и образной системой, что необходимо довести до сознания школьников, показав им в чем заключается своеобразие идейно-художественного содержания романа-антиутопии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роман Е. Замятина «Мы» как пример предупреждающей антиутопии
1.1. Специфика жанра антиутопии
Традиция мечтать о лучшей жизни в рамках литературного произведения имеет многовековую историю. Тысячи великих умов на протяжении многих столетий бились над загадкой всеобщего счастья. Древние утверждали, что было время, когда челове¬чество пребывало в счастливом и беззаботном состоянии. Эти верования отразились, например, в стихах древнегреческого поэта Гесиода (конец VIII — начало VII в. до н.э.), римского по¬эта Овидия (43—18 гг. до н.э.):
Первым посеян был век золотой, не знавший возмездъя…
Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность.<…>
Не было шлемов, мечей; упражнений военных не зная,
Сладко вкушали покой безопасно живущие люди.
Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой.
Плугом не ранена, все земля им сама приносила.
Пищей довольны вполне, получаемой без принужденья,
Рвали с деревьев плоды, земляничник нагорный сбирали,
Терн и на крепких ветвях висящие ягоды тута
Иль урожай желудей, что с деревьев
Юпитера паяй. Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем,
Ласково нежим зефир цветы, не знавшие сева.
Боле того, урожай без распашки земля приносила;
Не отдыхая поля золотились в тяжелых колосьях,
Реки текли молока, струились и нектара реки.
Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба.
Овидий. Метаморфозы. Перевод С.Шервинского [4]
Многочисленные проекты идеального го¬сударства, начиная с философских диало¬гов афинского мыслителя Платона (ок. 427 — 347 гг. до н.э.), породили обширную традицию в мировой культуре и положи¬ли начало формированию нового литера¬турного жанра. Этот жанр окончательно оформился в эпоху Возрождения, благодаря появлению целого ряда книг, среди которых была и знаменитая «Утопия» ан-гличанина Томаса Мора, давшая впослед¬ствии название этому жанру.
Утопия, как литературный жанр, предполагает развернутое, описание обще¬ственной, государственной и частной жиз¬ни воображаемой страны, которая отли¬чается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью. Утопией называют также любой нереаль-ный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований.
Расцвет утопии в эпоху Возрождения связан с особенностями ренессансного ми¬роощущения. В философии, в науке, в этических, политических и эстетических учениях этого периода главным объектом внимания оказывается человек, а не боже¬ство, стоящее над ним, как это было рань¬ше. Идея загробного блаженства, харак¬терная для средневековья, уступает место попыткам моделирования более совер-шенных форм «много мироустройства, а эпоха Великих географических открытий порождает надежду, что где-то на неведо¬мых европейцам землях жизнь людей уже достигла абсолютного совершенства. Од¬нако реальное положение человека в евро¬пейских странах было весьма далеким от того, которого, по мнению мыслителей-гу¬манистов, он заслуживал. Поэтому, как правило, в утопиях этой эпохи сочетаются резкая критика современных обществен¬ных порядков и идеальные картины «зем¬ного рая».
«Утопия» Томаса Мора (1478-1535) представляет собой диалог автора и путе¬шественника Рафаила Гитлодея, «чуже¬странца преклонного возраста, с загоре¬лым лицом, большой бородой, с плащом, небрежно свисающим с плеча». Первая часть беседы посвящена сатирическому освещению современной Англии. Объек¬том сатиры писателя стала и политика «огораживания», и роскошь королевского двора, и военная политика, и система уго¬ловных наказаний. Во второй части Мор воспроизводит рассказ Гитлодея о том, как тот во время своих странствий в за¬падном полушарии случайно попал на остров, поразивший его своим обществен¬ным устройством. Это был остров Утопия. Само слово «утопия» возникло из слияния двух греческих слов; «и» — «не» и «topos» — «место», то есть «место, которого нет». Да и имя Гитлодей в переводе с гре¬ческого означает «мастер рассказывать не¬былицы». Но заметим, что если предшест¬венники Мора помещали свое идеальное общество в некий золотой век, относя¬щийся к далекому прошлому или к дале¬кому будущему, то остров Утопия «суще¬ствует» в настоящем. Используя мотив путешествия и образ путешественника, чрезвычайно популярный в эпоху Вели¬ких географических открытий, изображая подробности быта утопийцев, выводя на страницах своей книги образы реальных исторических личностей, Мор стремится создать иллюзию достоверности, чтобы тем самым доказать возможность и осуще¬ствимость того образа жизни, который он проповедовал. На острове Утопия нет денег, денежные отношения заменены здесь общественным распределением ма¬териальных благ. Из золота утопийцы де¬лают ночные горшки и цепи для преступ-ников, так что золотые украшения не предмет зависти, а символ позора. Драго¬ценные камни служат для забавы детям, и, как взрослая девушка стыдится играть в куклы, так и взрослые утопийцы стыдят¬ся украшать свою одежду алмазами и ру¬бинами. Совершенна и политическая сис¬тема Утопии: во главе государства стоит небольшое число выборных правителей, не обладающих никакими привилегиями. Их главная задача — организация общест¬венного производства. Поскольку утопий¬цы ведут плановое хозяйство, их экономи¬ка не знает кризисов. Нет на острове и ор-ганов насилия, так как практически все граждане сознательно подчинили себя служению обществу. Идея общественного блага — одна из центральных идей жанра утопии [16].
Та же идея вдохновляла и последова¬теля Мора итальянского философа Томмазо Кампанеллу (1568-1639). Но если Мор проповедует духовную свободу (сво¬бода утопийцев, конечно, ограничена, но они сами сознают разумность этих огра¬ничений), то Кампанелла утверждает не-обходимость отказа от свободы личности во имя общественного равновесия. В сво¬ей книге «Город Солнца» он изображает сообщество людей, отрекшихся от