Курсовая теория на тему Антимонопольное законодательство Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика антимонопольного
регулирования предпринимательства 5
1.1 Понятие и система антимонопольного регулирования 5
1.2 Принципы и цели антимонопольного законодательства 11
1.3 Органы антимонопольного регулирования 13
Глава 2. Антимонопольные требования к осуществлению
предпринимательской деятельности 20
2.1 Конкуренция в предпринимательской деятельности и
требования ее добросовестного осуществления 20
2.2 Ответственность за нарушение антимонопольного
законодательства 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 39
Введение:
Участие
государства в рыночной экономике было характерно на всех этапах ее развития. В
процессе формирования более сложных экономических отношений возникла
необходимость изменения форм и объемов государственной деятельности в сфере
регулирования экономической сферы. По мере развития рыночной экономики
появляется тенденция к монополизации, присущей рынку. Основой саморегулирования
рынка является институт конкуренции, возможность проявления и эффективность
функционирования которого в современных условиях зависят исключительно от
соответствующей государственной стратегии в этой области. Соблюдение всех
условий совершенной конкуренции практически невозможно. В современной рыночной
экономике преобладают формы несовершенной конкуренции: чистая монополия,
олигополия и монополистическая конкуренция. Основной особенностью рынка
несовершенной конкуренции является способность отдельных продавцов и
покупателей влиять на цену в той или иной степени.
Наиболее
распространенными и опасными для свободной конкуренции являются искусственные
монополии, которые были созданы специально для достижения монопольных
преимуществ. В погоне за сверхприбылями монопольная компания может искусственно
ограничивать производство и повышать цены, нарушая тем самым механизм рыночного
регулирования в экономике. Из-за отсутствия конкурентов монополист может часто
получать высокий доход без дополнительных усилий, что ослабляет их мотивацию к
улучшению производства и качества продукции. Чрезмерная монополизация приводит
к нерациональному распределению ресурсов, росту цен на внутреннем рынке,
сильной дифференциации доходов и росту социальной напряженности.
Однако
есть отрасли, для которых размер компании является оптимальным, поскольку
достижение минимальных средних затрат и максимального качества возможно только
при больших объемах производства. Поэтому государственная антимонопольная
политика направлена не на устранение монополий, а на поддержание необходимого
баланса на рынке, недопущение всевластия фирм-монополистов и нарушения
механизмов саморегуляции рынка.
Объектом
исследования являются общественные отношения в сфере антимонопольного
регулирования.
Предмет
исследования – правовые нормы, закрепляющие основные направления и методы антимонопольного
регулирования.
Цель
исследования – изучить антимонопольное регулирование предпринимательства в РФ.
Для
достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
· рассмотреть понятие и систему
антимонопольного регулирования;
· описать принципы и цели антимонопольного
законодательства;
· изучить органы антимонопольного
регулирования;
· рассмотреть конкуренцию в
предпринимательской деятельности и требования ее добросовестного осуществления;
· охарактеризовать ответственность за
нарушение антимонопольного законодательства.
Теоретической
основой курсового исследования послужила учебная литература, статьи из
периодической печати таких ученых, как Абалевич К.Ю., Гудкова О.В., Кафиатулина
А.В., Милованова М. М., Султонова Т.И. и др., а также нормативно-правовой
материал. Структура работы состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Конкуренция
– это процесс соперничества участников на определенном рынке, (к ним могут
относиться: поставщики, продавцы, а также покупатели), по поводу реализации ими
своих конкурентных преимуществ, на конкретном рынке, в конкретное время, для
получения определенной выгоды (прибыли) или достижения других целей, в рамках
законодательства, либо в естественных условиях.
В
России антимонопольные институты начали складываться с периода начала
формирования рыночной экономики, и в 1991 г. был принят базовый Закон «О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
который в 2006 г. был заменён Законом «О защите конкуренции».
Выделяют
следующие цели антимонопольного регулирования:
· обеспечение единства экономического
пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической
деятельности;
· создание условий для эффективного
функционирования товарных рынков;
· общее улучшение конкурентной среды;
· повышение эффективности защиты конкуренции
от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов.
В
качестве функций антимонопольного регулирования называют:
· общее обеспечение благоприятной среды для
деятельности участников рынка как задачи законодателя и главного направления
деятельности антимонопольных органов;
· защитную функцию, направленную на
компенсацию и восстановление позиции участника рынка, пострадавшего от
недобросовестных и противоправных действий конкурентов;
· функцию легитимации, когда обращение
антимонопольного органа к участнику рынка служит цели создания конкуренции на
одинаковых условиях для всех (например, обращение к собственнику сети с
требованием открыть сеть для конкуренции).
Государственная
политика в сфере противодействия монополистической деятельности и развития
конкуренции основывается на принципах:
· равенства в применении норм
антимонопольного законодательства;
· недопустимости антиконкурентных действий
государственных органов;
· обеспечения эффективного контроля за
экономической концентрацией;
· эффективности санкций за совершение
антиконкурентных действий;
· информационной открытости;
· эффективного сотрудничества.
В
современной России функции антимонопольного органа выполняет Федеральная
антимонопольная служба (ФАС России) и её территориальные органы. Усилия ФАС
России, направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию
действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и
власти.
Федеральный
антимонопольный орган, наделенный рядом полномочий, включая издание
обязательных постановлений и санкций в отношении нарушителей в пределах своей
компетенции. В результате должностные лица и организации несут гражданскую,
административную или уголовную ответственность.
В
случае нарушения закона федеральный антимонопольный орган и его территориальные
структуры в административном порядке вправе налагать штрафные санкции и
выносить предупреждения в соответствии с действующими нормативными актами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая
характеристика антимонопольного регулирования предпринимательства 1.1 Понятие и система
антимонопольного регулирования
Существующая
сегодня в России рыночная система экономики предполагает детальную проработку и
применение мер, направленных на регулирование и развитие предпринимательства.
Регулирование
предпринимательства осуществляется с помощью товарно-денежного и иерархического
механизмов.
В
первом случае используются рыночные механизмы воздействия на экономическую
систему. Во втором случае государство напрямую вмешивается в рыночные
механизмы, воздействуя на экономику с помощью различных средств и методов.
Указанные механизмы в сочетании образуют систему воздействия на экономику
государства. При этом используются как частноправовые, так и публично-правовые
средства воздействия на хозяйствующих субъектов. Как справедливо отмечается в
литературе, необходимо умелое сочетание частноправовых и публично-правовых
методов при регулировании предпринимательской деятельности.
Необходимость
государственного регулирования предпринимательских отношений по-разному
обосновывается авторами. Но как правило, выделяются такие основания
вмешательства государства в рыночную систему хозяйствования как:
· защита прав и законных интересов граждан и
юридических лиц;
· охрана публичных интересов;
· преодоление ограниченности возможностей
рыночной экономики в производстве общественных товаров и т.д.[1] [1]
Эрганов, Ю.Т. Антимонопольное
регулирование в системе государственного регулирования предпринимательства. /
Ю.Т. Эрганов // Материалы
всероссийских (национальных) научно-практических конференций ГНИИ
"Нацразвитие". Сборник избранных статей
Всероссийских (национальных) научно-практических конференций ГНИИ
«Нацразвитие». Санкт-Петербург. — 2021. – С. 75.