Курсовая теория на тему Античная культура в средние века: Формы восприятия и усвоения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Одна из важнейших функций любой культуры -трансляционно-коммуникативная.
Именно посредством передачи во времени и пространстве социокультурного опыта, обеспечивается
преемственность и развитие каждого поколения человеческого сообщества. Однако
формы и способы передачи информации, а
также ее усвоения другой культурой могут значительно отличаться.
Среди известных на сегодня культурных
пластов человеческой истории, одним из самых значимых по праву считается Античность.
Античная культура в самых разных своих проявлениях стала основой современной западной
цивилизации. Однако формы ее трансляции и степень ассимиляции культурных ценностей
каждой последующей исторической эпохой претерпевали значительные изменения.
Особый интерес в гуманитарной науке
обнаруживается в отношении характера
рецепции античного культурного наследия в Средние века.
Актуальность темы исследования заключается в том, что изучение связей различных
эпох, особенностей восприятия культурных ценностей в процессе поступательного развития
как отдельных цивилизаций, так и всего человечества — является важной и структурообразующей
частью гуманитарного знания. Исследование этой области позволяет расширить наши
представления о смысле и сущности человеческой истории. Так ассимиляция культурных
парадигм античности в период Средневековья происходила в жесткой борьбе с новой
идеологией, определяющим началом которой, как известно, являлись христианская религия
и церковь, как ее институциональная структура. Но даже при очевидной полярности
ценностей этих двух культур, различные области научного знания выявляют тенденцию
преемственности, а порой интенсивного заимствования тех или иных форм культуры ушедшей
эпохи. В литературе эта проблематика присутствовала в концепциях ведущих теоретиков
искусства (Г. Вельфлина, Э. Панофского, Г. Зедльмайра, Г. Кашниц фон Вайнберга,
Э. Гомбриха и др.) и продолжает оставаться актуальной и в наше время .
Цель работы состоит в выявлении различных форм восприятия и усвоения античного
наследия в эпоху Средневековья.
В соответствии с поставленной целью определяются и задачи работы:
§ выявить те формы и сферы античной культуры, которые
приобрели особую актуальность в последующую эпоху,
§ дать характеристику этих сфер античной культуры,
§ определить особенности и формы античной традиции в
культуре Средневековья.
Объектом исследования является античная культура в средние века.
Предмет исследования –формы восприятия и усвоения античной культуры в средние
века.
Методы исследования: в данной работе применены общенаучные и специальные
методы исследования, такие как диалектический, системный, метод восхождения от общего
к частному и от частного к общему, сравнительно-исторический (компаративный, типологический),
интерпретационный (структурный), контент-анализ научной литературы по теме исследования,
а также искусствоведческий метод анализа.
Материал исследования. Античность и Средневековье, как социокультурные образования.
Идеология, религия и их преломление в художественном творчестве двух исторических
эпох. Практическое значении работы заключается в том, что она расширяет категорийный
и понятийный аппарат современной литературы и культурологии. В ней предпринята попытка
изучения культурных феноменов сквозь призму искусства, эстетики и художественного
творчества.
Содержание исследования изложено на 15 страницах печатного текста и включает
введение, две главы, сопровождающиеся выводами, заключение, библиографический список.
Список использованной литературы состоит из 12 наименований, из них 2 на иностранном
языке.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
АНТИЧНОСТЬ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
1.1.Особенности культурной преемственности между эпохами Античности и Средневековья
Преемственность – одна из закономерностей общественного развития, и развития
культуры в том числе. Преемственность в развитии культуры проявляется на протяжении
всей истории. Происходит это потому, что ценности, созданные в различные эпохи обладают
устойчивыми элементами, присущими всей человеческой культуре в целом. Однако есть
в истории период, о котором долгое время и у историков, и у культурологов, и у искусствоведов
было принято говорить о том, что здесь "прервалась связь времен", канули
в небытие все достижения предшествующей культуры. Достаточно долгое время в научном
знание бытовало мнение о том, что например, эпоха Средневековья не только не продолжала
традиции Античности, но и полностью их "искореняла" . Причем, надо сразу
оговориться, что речь в большей степени идет о Западноевропейском Средневековье,
так как часть Римской империи — государство, перенесенное императором Константином
в IV веке н.э. на Восток, в Византий — продолжала оставаться в русле античной цивилизационной
модели. Обновленная во многом за счет принятия в качестве официальной идеологии
новой религии, Восточная римская империя активно развивала основные принципы античной
культуры. В это время на Западе складывается новый тип культуры, на первый взгляд
совершенно и во всем противоположный Античности. Христианское вероучение и церковь
и были тем центром, вокруг которого формировались новые идеалы эпохи. Из преследуемой и угнетаемой она сама превращается
в этот период в организацию, фанатично уничтожавшую всякое инакомыслие. Среди главных
"пережитков" предшествующей культуры церковь с особым рвением преследует
языческие культы, а также такие сферы античные культуры, как театр (всякое лицедейство),
античную философию, изобразительное искусство. Но как это не странно, именно данные
составляющие культуры и будут усваиваться в первую очередь новой культурой.
Права церкви на трансляцию любых культурных ценностей усиливал и факт
поголовной неграмотности населения Западной Европы.. Вспомним, что все виды художественного
творчества представляли иллюстрации "главной книги всех времен " -библии.
Как мы увидим из дальнейшего анализа данная особенность восприятия и усвоения культуры
Античности свойственна самым различным сферам культуры Средневекового общества.
Об этом же писал известный австрийский историк искусства,
М. Дворжак: «Искусство состоит не только в решении и развитии формальных задач
и проблем; оно всегда и в первую очередь является выражением идей,
господствующих над умами человечества, выражением его истории не в меньшей
степени, чем религия, философия или поэзия, оно является частью всеобщей
духовной истории человечества»[1].
1.2. Христианский храм и средневековая система образования в контексте культурных достижений античности Главным же пространством восприятия античной культуры , как уже говорилось
был храм. Для незначительной части средневекового общества к самому главному источнику
можно прибавить еще и возникшие с течением времени монастырские школы, а затем,
в эпоху позднего Средневековья — университеты. Особый интерес в плане изучения форм
восприятия античного наследия представляет сама христианская литургия. Именно она,
как никакое художественное творчество рассматриваемой эпохи, объединяла вокруг себя
целостный комплекс искусств. Причем, как уже говорилось выше, в их числе те, которые
церковь яростно преследовала. Как отмечает В. Н. Лазарев: "…церковные здания,
мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения,
литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным
художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать
эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам".
Об этом же пишет С. Аверинцев:" Блеск драгоценного убранства, мелодии
напевов, красноречие проповеди, благоухание ладана создавали мощное синтетическое
воздействие чувственного порядка; "театральность" богослужения не уступала
по своей продуманности высшим достижениям зрелищного искусства древности, — на место
залитого солнцем и открытого ветрам греческого театра встает церковный полумрак,
пронизанный мерцанием свечей и лампад"[2]. [1] Цит. По кн. Dvorak M.. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte Studien zur Abendländischen Kunstentwicklung, München, 1924. – S.56. [2] Аверинцев
С.С. Судьбы европейской культурной
традиции в эпоху перехода от античности к средневековью. URL: https://bookshake.net/b/sudby-evropeyskoy-kulturnoy-tradicii-v-epohu-perehoda-ot-sergey-sergeevich-averincev (Дата
обращения 2021-10-02).