Курсовая теория на тему Андеграунд и постмодернизм в искусстве на переломе 20 и 21 в.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. АНДЕГРАУНД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ 3
1.1. Понятие и предпосылки возникновения течения 5
1.2. Проявление стиля в современном искусстве 12
Выводы по первому разделу 14
РАЗДЕЛ 2. ПОСТМОДЕРНИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ 15
2.1. Понятие, основные идеи и принципы постмодернизма 15
2.2. Постмодернистские арт-практики: хэппенинг, перформанс 18
2.3. Применение андеграунда и постмодернизма в современном дизайне 22
Выводы по второму разделу 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Введение:
Актуальность исследования. Постмодернизм возникает при смене эпох, на рубеже двух эпох в развитии человечества, культуры и литературы. На Западе смена эпох связана с кризисом капитализма, в России − с падением самодержавия и приходом к власти большевиков, породивших хаос и неразбериху в стране.
Молодые художники-авангардисты, вдохновленные идеей об обществе, свободном от старых порядков, стремительно развивали новые творческие направления, экспериментировали со стилем и воплощали смелые идеи. Стремление к борьбе как за свободу в реальности, так и за право свободного мышления и чувствования отразилось в этом мощном направлении в живописи. Течение русского авангарда являлось многогранным. В нем отсутствовало однообразие идей, форм и способов осмысления жизни, искусства и человека в искусстве.
Авангардистами менялась структура произведения искусства. Они разрушили образ и сделали невозможным передавать смысл на доступном для обычного зрителя естественном языке. Многие наработки авангардистов до сих пор используются в современном художественном искусстве, несмотря на то что сам авангард как течение просуществовал совсем недолго. К тому же само было настолько неординарным и новаторским явлением, что повлияло на развитие мировой живописи в целом, в чем проявляется актуальность темы.
Проблема исследования. Анализируя деятельность художников таких направлений, как андеграунд и постмодернизм в художественном искусстве на переломе XX и XXI в., можно показать эволюцию развития живописи в данный период и предпосылки появления этих течений.
Тема курсовой работы: Андеграунд и постмодернизм в искусстве на переломе XX и XXI в.
Объект исследования: искусство живописи.
Предмет исследования: андеграунд и постмодернизм в искусстве XX- XXI века.
Целью работы является изучение андеграунда и постмодернизма в художественном искусстве на переломе XX и XXI в.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач, таких как:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить исторические предпосылки возникновения андеграунда и постмодернизма.
3. Ознакомиться с творчеством деятелей таких направлений в живописи как андеграунд и постмодернизм.
4. Провести анализ собранной информации по применению творческого наследия представителей андеграунда и постмодернизма в современном искусстве.
5. Выполнить декоративную работу в материале по источнику вдохновения исследуемой темы.
Заключение:
Тема курсовой работы посвящена изучению андеграунда и постмодернизма в художественном искусстве на переломе XX и XXI в. Нами была изучена литература по данной теме. Постмодерность − четвертая и последняя эпоха в развитии культуры, литературы, человечества, а также ее первый период − постмодернизм − и на сегодняшний день привлекают большое внимание культурологов. К ним обращались в своих работах такие зарубежные и отечественные исследователи, как К. Харт, К. Брук-Роуз, М. Н. Эпштейн, И. П. Ильин, И. С. Скоропанова и другие.
Таким образом, можно сделать вывод, что конец ХХ и начало XXI в. отмечены быстрым нарастанием неоднозначности в понимании критериев эстетического. Эстетике традиционалистического направления противопоставляется эстетическая программа так называемого андеграунда – художественного течения, заявлявшего себя в качестве антагониста официального искусства. Художники андеграунда приобрели имидж антагонистов официальной власти, бунтарей и революционеров.
Несмотря на то что многие из лидеров андеграунда были вполне успешными и признанными творцами (И. И. Кабаков, Э. И. Неизвестный, М. М. Шемякин), их имена и их стилистика стали восприниматься как символы борьбы с культурой застоя. Тревожный и пессимистичный ключ эстетики подпольного искусства периода семидесятых-восьмидесятых годов ХХ века сегодня многими исследователями объявляется единственно искренним и честным отражением действительности периода застойного социализма. Поиск нового изобразительного языка, пригодного для отражения трагедии художника в предкризисном обществе, объявляется главным содержанием развития отечественной художественной культуры последних десятилетий ХХ века.
Авторы стремятся к созданию такой художественной реальности, которая могла откликаться на требования и потребности нового поколения. Обращение к массовой культуре и общественным реалиям начинает составлять основу экспериментального искусства, в котором реципиент трактуется как непосредственный участник действия (в качестве примера обычно приводят поп-арт, включивший в свою деятельность музыку, театр, кино, рекламу, литературу, моду, тем самым затронув не одно проблемное поле в рамках одного стилевого направления). Поэтому, через андеграунд посредством арт-практик современное искусство уходит в другое пространство, в пространство реальности и киберреальности, образуя новый этап истории искусства.
Также, в данном исследовании мы провели анализ собранной информации по применению стилей андеграунд и постмодернизм в современном дизайне. Анализ показал, что этим течениям удалось указать направление дальнейшего развития живописи и дизайна, отличавшегося от предшествующего официально принятого искусства, к которому привыкло общество. Теперь, в живописи было место экспериментальному подходу, иносказательности, глобализму, минимализму, наличию игрового элемента, нонконформизму.
По источнику вдохновения исследуемой темы, нами была выполнена декоративная работа в материале. Вдохновившись работами художников, мы нарисовали картину «Красота в глазах смотрящего», которая отражает общую суть направлений андеграунд и постмодернизм и означает, что у каждого творческого человека свой взгляд на эстетические ценности. Данная работа представлена в приложении 2.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. АНДЕГРАУНД В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
1.1. Понятие и предпосылки возникновения течения
Чтобы понять, как возникло подпольное искусство второй половины ХХ века, стоит разобрать явления русского авангарда и соцреализма. Именно авангард, который в начале ХХ века стал искусством нового государства, а затем был изгнан из Союза, подготовил почву для расцвета нонконформистского движения в 1950-х годах.
Модернизм, сложившийся как направление в европейском искусстве, проникает на русскую почву лишь в начале ХХ века, где обретает собственные, соотнесенные с культурной традицией и общественными настроениями, характерные черты. И хоть большинство новаторских течений появляются в предвоенные – с 1907 по 1914 – годы, достигают пика расцвета в период революции 1917 года и завершают свое существование в начале 30-х годов ХХ века, – весь спектр модернистских течений представляет собой русский вариант модерна, получивший название «русский авангард» и свою историю [29, с. 443].
Именно в этот период идет разработка новых «стилевыразительных» принципов, формирующих художественный вкус новой исторической эпохи, изобразительных приемов и техник, которые в ХХ столетии перевернут представление об искусстве и месте художника в художественном процессе. Здесь на первый план выходит искусствоведческое измерение изобразительного искусства означенного исторического периода, демонстрировавшего эклектизм художественных практик в условиях слома эпох. С этой точки зрения интерес вызывают не только характерные черты русского изобразительного искусства конца ХIХ века, находившегося под влиянием европейского декаданса, но и художественный язык русского модерна, без которого говорить сегодня о существовании этого феномена было бы невозможно [7, с. 119].
Изменения в политической жизни и социальных условий в первой половине ХХ века по-своему отразились на художественной жизни России. Возникновение модернистских течений, в которых – как в зеркале – отразился дух времени с его революционным и бунтарским характером. Этот факт объясняется тем, что общественное настроение фокусировалось на «духовных исканиях». Не удивительно, что в условиях глобализации и с обострением проблемы поиска вектора развития интерес вызывает творчество художников-модернистов первой половины ХХ века, не только изменивших художественную практику, но и давших философское обоснование своих идей. Именно последние становятся идеологическим основанием для поддержки модернистских течений в искусстве второй половины ХХ века и актуального искусства современности. Поскольку модерн вырабатывает собственную «рефлексивную базу» (кроме визуального воплощения своих идей, художники В. Иванов, B. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов и др. занимались их теоретическим обоснованием в форме манифестов, комментариев или философских «эссе»). Рождение модернизма связывается с присущей этому времени атмосферой кризиса в искусстве как зеркального отражения общественных настроений. Первоначально, идеологически следовавший за ним модернизм, был призван не столько «перевернуть» сложившиеся в классическом искусстве художественно-изобразительные традиции, сколько направить их по новому пути к новым задачам и целям [2, с. 82].
Модернисты в России так же, как и европейские, мечтали о самодовлеющей культуре, которая должна интенсивно развиваться во всех своих формах. Не только сфера материальной жизни, но и уровень религиозности тоже должен постоянно прогрессировать. В этой связи ревизия православия в духе протестантизма представлялась прогрессивным шагом в развитии культуры. C задачей «осовременивания» и «окультуривания» православия во многом связан период религиозных исканий начала ХХ века – знаменитый «религиозный ренессанс» в России, подробно охарактеризованный Н. Бердяевым [22, с. 14].
Не удивительно, что «мирное сосуществование» художественного с «антихудожественным» в модернизме изменяет не только отношение к искусству самих художников-модернистов, воспринимавших «бинарность» последнего как художественный прогресс, но и объясняет причину «двойственности» в восприятии действительности ними самими. Так или иначе, изменение художественно-эстетических критериев оценки в искусстве модерна начала ХХ века искренне начинает восприниматься не иначе, как результат прогресса, напрямую определявшего содержательное наполнение – с точки зрения художников-модернистов, исторически назревших – преобразований [18, с. 58].
Показательно, что в среде русских художников на первый план выходит насущная проблема «принятия-неприятия» новой – модернистской – картины мира, где прежняя концепция «искусство для искусства» окончательно утрачивает актуальность. Не удивительно поэтому, что в русском изобразительном искусстве наблюдается «революционная» по своей сути «эволюция художественного сознания» в сторону принятия т.н. «эстетического утопизма». «Эстетический утопизм», свойственный русскому модернизму, при столкновении с реальной жизнью, разочаровывал своей противоречивой двойственностью не только зрелых художников, но и теоретиков классического искусства этого не менее противоречивого исторического времени [25, с. 41].
Поскольку «эстетический утопизм» как новая эстетика русского модернизма требовал идейного обоснования, то художники-модернисты К. Малевич, В. Кандинский, а затем В. Татлин и др. ищут философские или теоретические обоснования своих творческих исканий. Последние были необходимы для того, чтобы донести скрытый смысл «мыслеформ» своих произведений не столько до непосвященного зрителя как стороннего наблюдателя, сколько до будущих поколений художников и художественных критиков. Без этого поиск и «отработка» характерных черт русского модернизма мог оказаться для них «непосильным трудом»: революционные преобразования предреволюционной эпохи могли исказить не просто истинный смысл художественных исканий, но и «лицо» самой эпохи. Нельзя не обращать внимание на еще одну характерную черту русского модерна: несмотря на большое разнообразие модернистских течений в европейской живописи, не все из них прижились на русской культурной почве. Такие течения как дадаизм и фовизм, остаются актуальными лишь в Европе, но развивая течения футуризма и кубизма русские художники-модернисты «выходят» на уровень абстракционизма и супрематизма [28, с. 26]. Здесь интерес представляют личности В. Кандинского и К. Малевича как идеологов и теоретиков русского модерна.
Можно предположить, что именно это обстоятельство становится причиной того, что творчество В. Борисова-Мусатова, М. Шагала и т.д. – по западным меркам – воспринималось как традиционное, а в русской художественной среде – как новаторское. Появление новых течений в русском модерне можно объяснить, как разрывом культурных связей с западным миром с началом Первой мировой войны, так и тем, что творческий потенциал русских художников оказался на непостижимом (а, значит, и недостижимом) для европейских художников уровне художественной рефлексии. Как бы там ни было, но можно сказать, что сам дух времени способствовал появлению «аутентичных» модернистских течений в русском изобразительном искусстве. Поскольку идейный подтекст «зрелого» русского модерна был нацелен на закрепление «новых закономерностей в изобразительном искусстве», – манифесты художников-модернистов превращались в «рекламное продвижение» собственных теорий и практик, в котором сами «рекламные продукты», по сути, становились новыми символами «художественной» веры, что в реальности означало добровольное отречение последних от изначального целеполагания и характерных черт «русского авангарда» как «идейного течения» [23, с. 63]. И хоть модернистские течения включаются в процесс индустриализации и урбанизации как специфическое «формообразующее звено», – несовместимость «эстетического утопизма» художественной практики К. Малевича, Л. Лисицкого, А. Родченко и других художников-модернистов с реалиями построения общества нового типа не позволила им занять в нем достойное место.
В итоге, «русский авангард» уступает место академическим традициям, что, собственно, становится главной причиной изменения вектора художественной стратегии послереволюционного времени. Художественное пространство формирует социалистический реализм. На основании сказанного, можно констатировать, что одним из самых ярких феноменов становится возникновение в русском изобразительном искусстве модернистских течений, в которых – как в зеркале – отразился дух времени с его революционным и бунтарским характером. Ключевые изменения стали происходить, когда в СССР создали Союз художников – творческое объединение людей, занимающихся искусством. На момент его формирования не было цели упразднить «инакомыслие». Наоборот, таким образом стремились объединить все разнообразие талантов среди пролетариев и интеллигенции, а также, оказать поддержку наиболее выдающимся. Тем не менее, четких критериев, по которым оценивали умения художника, сформулировано не было [20, с. 11].
Союз художников давал возможность всем деятелям искусства наконец обрести постоянство. Если раньше это была борьба, в которой творцу приходилось доказывать право на существование собственного «Я», то теперь он мог гарантированно получить поддержку от государства, если был готов работать на него. Задокументировать историю, стать частью коллективного, раствориться в потоке событий – вот, что требовалось от художника. Этот вектор мысли и стал основой для формирования нового жанра – соцреализма, который определили, как «правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии» [14, с. 22].