Курсовая теория на тему Анализ влияния финансовых санкций на развитие российского нефтяного сектора
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Экономические санкции: угрозы для России 6
1.1 Санкции как принудительные меры силового и несилового характера 6
1.2 Неправомерность введения санкций 8
2. Содержание секторальных санкций США и ЕС в отношении российского нефтегазового сектора 9
2.1 Первый пакет санкций (2014) 9
2.2 Второй пакет санкций (2017) 12
2.3 Обзор законодательных инициатив США по введению дополнительных санкций в отношении российского нефтегазового сектора 13
3. Анализ влияния западных финансовых санкций на нефтегазовый сектор российской экономики 14
3.1 Оценка влияния на финансовую устойчивость российских нефтегазовых компаний 14
3.2 Оценка влияния на инвестиционную привлекательность российских нефтегазовых компаний 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
Введение:
Экономика Российской Федерации и наполнение ее государственного бюджета в высокой степени зависит от нефтегазового сектора, который играет важнейшую роль в экономике страны, и вносит базовый вклад в формирование государственных доходов и торгового баланса. По данным российской статистики в 2018 г. топливно-энергетический комплекс России составил 46,5% доходов федерального бюджета и 72% российского экспорта . Такая высокая важность нефтегазового сектора в экономике страны нуждается в регулярном контроле ключевых тенденций, что позволяет детерминировать недочеты экономической политики и наметить возможные меры в плане развития топливно-энергетического комплекса России. А актуальность темы санкций существенно возрастает в связи с введением в текущем десятилетии западных санкций против России. Это в свою очередь подтолкнуло многих исследователей в последние два года к анализу экономических санкций в историческом, правовом, политологическом и экономическом аспектах, а также оценке влияния секционных мер на нефтегазовый сектор России.
Цель настоящей курсовой работы состоит в анализе влияния финансовых санкций на развитие российского нефтегазового сектора.
В рамках поставленной цели предполагается решить следующие задачи. Во-первых, раскрыть тему санкций, как угрозы для России, определив характер санкций и их правомерность. Во-вторых, провести обзор введенных в 2014-2017 гг. санкций ЕС и США в отношении России. В-третьих, проанализировать влияние санкций на финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательность российских компаний нефтегазового сектора.
Объектом исследования в настоящей работе является область международных экономических отношений в части односторонних санкционных мер. Предметом исследования является санкции США и ЕС, направленные против российского нефтегазового сектора.
Методологическая основа исследования базируется на таких методах, как описание, анализ и синтез. Эмпирической базой послужили данные различных аналитических агентств.
Ценность настоящего исследования состоит в систематизации и описании ключевых санкционных мер в отношении российского нефтегазового сектора, а также аналитической оценке степени влияния санкции Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза как финансовую устойчивость российских нефтегазовых компаний, так и на их инвестиционную привлекательность.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, трёх разделов и заключения.
Первый раздел посвящен теоретическим аспектам санкций на политической и экономической арене и включает в себя два параграфа, где первый описывает санкции как принудительные меры силового и несилового характера, а второй – соотнесении введенных санкций с международным правом.
Второй раздел, включающий в себя три параграфа, описывает поочередно первый и второй пакеты санкций (2014 и 2017 годов), а также дополнительные санкции США в отношении России.
Третий раздел посвящен анализу влияния санкций на финансовую устойчивость российских компаний топливно-энергетической промышленности и на их инвестиционную привлекательность.
Заключение:
Быстрый рост добычи нефти и газа внутри США ведёт к переделу мирового рынка. В настоящее время идет борьба за рынок Европы. Зависимость РФ от экспорта энергетических товаров на рынок ЕС обязательно должно было дать о себе знать, следовательно, диверсификация рынков сбыта становится самой важной задачей для экономики России.
Абсолютная экономическая изоляция России достаточно сомнительна, вследствие глубокой интеграции мировых капиталов.
Например, США и ЕС, реализуя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании British Petroleum, которая является владельцем 19,75% акций «Роснефти». Ограничение экспорта российского газа на рынок ЕС окажет влияние на доходы Bank of New York, которому принадлежит 27% акций «Газпрома». Ситуация схожа и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или её резидентов .
При всём этом влияние санкций на топливно-энергетические компании России, конечно же, есть, но оно является как для них, так и для всей экономики России фатальным. Нефтегазовые санкции будут оказывать влияние в первую очередь на перспективу добычи нефти, а именно на шельф, Арктику и трудно добываемые запасы.
Однако эти препятствия являются стимулом для России, чтобы развивать и разрабатывать новые технологии добычи нефти .
Достигнута постеленная в начале исследования цель, произведен анализ влияния санкций на российский нефтегазовый сектор. По итогам исследования отмечается краткосрочное незначительное снижение показателей финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности крупнейших компаний топливно-энергетической отрасли России. Наблюдается также положительная динамика в 2018 г. по финансовой устойчивости. Всё это позволяет сделать вывод о том, что российские нефтегазовые компании имеют достаточно высокий уровень приспособляемости.
Но в долгосрочной перспективе компаниям требуются высокотехнологичные разработки для добычи сланцевой нефти и труднодоступных месторождений. Поэтому на сегодняшний день ключевой задачей предприятий топливно-энергетической отрасли России является поиск эффективных и доступных технологий при сотрудничестве с восточными государствами и развитие отечественных технологий.
По существу, можно говорить, что сейчас развитие нефтедобывающей отрасли зависит не только от наличия и качество базы сырья, но и в большей степени от внедрения технологических инноваций в имеющемся сегменте .
Несмотря на явные риски снижения конкурентоспособности нефтегазового сектора России и закрытие ключевых рынков сбыта, в сложившейся ситуации для Российской Федерации можно отметить положительную тенденцию к развитию технологической самостоятельности и независимости, простимулированную внешними политическими факторами, что в дальнейшем может повысить стабильность страны.
Ценность настоящего исследования, состоящая в систематизации и описании ключевых санкционных мер в отношении российского нефтегазового сектора, а также аналитической оценке степени влияния санкции Соединенных Штатов Америки и Европейского Союза на устойчивость российских нефтегазовых компаний и на их инвестиционную привлекательность, позволяет предположить дальнейшее направление исследовательской работы, направленной уже на оценку влияния санкций и их вклада в снижение финансовой устойчивости компаний. Для чего уже может быть применён более сложный инструментарий эконометрики и статистики.
Фрагмент текста работы:
1. Экономические санкции: угрозы для России
1.1 Санкции как принудительные меры силового и несилового характера
Санкции как таковые представляют собой набор мер, направленных на принуждение государства или компании к изменению политики. Часто санкции накладываются на государства или его сектора, если оно совершило действия, нарушающие международное право, или же просто сильно ущемило чьи-либо интересы. Силовой характер принудительных мер, как правило, подразумевает демонстрацию военной мощи – от простого перевода регулярных вооруженных сил в режим полной боевой готовности до дислокации военных частей к границам государства-нарушителя .
Санкции несилового характера представляют собой ряд мер, которые направлены на сокращение сотрудничества с государством-агрессором, закрытие политических и экономических каналов функционирования в одностороннем или многостороннем формате. Официальным международным статусом обладают только санкции, которые приняты Советом Безопасности ООН [3] . Санкции сегодня представляют собой часть глобальной системы безопасности и очень часто используются как инструмент внешней политики государств, направленный на защиту их интересов .
Классифицировать санкции по субъектам и объектам можно следующим образом, представленным на рис. 1 , где субъектом могут выступать одно или несколько государств, а объектом как целое государство, так и его внутренние единицы.
Рисунок 1 – Классификация экономических санкций по субъекту и объекту
Источник: Семенов А.В. Политико-экономические санкции в современных международных отношениях // Власть. 2015. №7.
Таким образом, санкции, как меры принуждения силового и несилового характера отличаются прежде всего инструментами, которыми пользуются участники конфликта. Санкции несилового характера могут наносить значительный ущерб, так как они направлены на ограничение в ключевых экономических и политических направлениях деятельности объекта
1.2 Неправомерность введения санкций
Законность международных мер принуждения была определена Лигой Наций. Так, в 16 статье Устава Лиги Наций предусмотрено право на коллективное применение санкционных мер в отношении стран, которые преступили нормы международного права или положения данного Устава в пунктах, которые предусматривают разрешение международного спора ненасильственными мерами давления. Когда было создано ООН, в международном праве заключилось исключительное право на введение санкций и, в крайних ситуациях, силовых мер. Такие санкции меры могут быть созданы и осуществлены только комитетами ООН, подтверждением чему можно найти в статьях 2 (4), 39, 41, 42, 43 и 46 Устава Организации объединенных наций .