Психология семья Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему «Анализ российских и зарубежных исследований трансляции смысложизненных и ценностных ориентаций в семейной системе».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.
Смысложизненные и ценностные ориентации личности как объект российских и
зарубежных исследований. 6

1.1.
Понятия смысложизненные и ценностные ориентации личности в психологии. 6

1.2.
Личностные ценности и ценностные ориентации. 10

1.3.
Смысложизненные ориентации личности как психологический конструкт. 12

2.
Семейная система как среда трансляции смысложизненных и ценностных ориентаций. 16

2.1.
Проблема формирования и динамики ценностных и смысложизненных ориентаций
личности  16

2.2.
Особенности трансляции ценностных и смысложизненных ориентаций в семейной
системе  19

2.3.
Методики исследования трансляции ценностных и смысложизненных ориентаций в
семейной системе. 24

Заключение. 29

Список
использованных источников. 30

  

Введение:

 

Формирование ценностных ориентаций представляет собой
неотъемлемую часть развития личности. В детский и подростковый период активно
формируется ценностно-ориентационная структура. При этом ребенок ориентируется
на общество и его культуру. Семья также является частью общества, откуда ребенок
перенимает определенные ценностные ориентации, а также строит свою собственную
модель будущей семьи и семейных ценностей.

В период кризиса общества дети оказываются наиболее
социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными в связи
с их активным развитием и преобразованием. При неустойчивых семейных ценностях,
у ребенка размываются понятия о семейных ценностях. Также видоизменяются и
другие ценностные ориентации. При этом семейные ценности изначально закладываются
в родительской семье, в детстве, а в последствии они развиваются и обобщаются,
обогащаются за счет социальных контактов и взаимодействия с обществом. При этом,
семейные ценности, заложенные еще в родительской семье, видоизменяются под
действием общества, кризисов, напряжения, семейные ценности изменяются, что в
итоге приводит и к их частичному разрушению. Именно поэтому изучение семейных
ценностей, их формирование и развитие на текущий момент остается актуальной
проблемой, требующей внимательного изучения.

На текущий момент в Российском обществе возросло
количество разводов. Так, по данным Росстата, процент браков в России стал
значительно ниже, чем в 1950-х годах. Также, процент заключенных браков снизился
в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, примерно на 1,2 процента. Количество
разводов в 2020, по сравнению с 2019 снизилось на 1 процент. При этом
количество разводов в 2020 году составляет 61,7% от заключенных браков, что
говорит о кризисе семьи и достаточно большом количестве разводов.

Также, стоит отметить, что в современном обществе всё
большую популярность приобретает гражданский брак. При этом дети в гражданском
браке в основном воспринимаются, как нежелательный элемент семьи. В результате
у детей искажаются семейные ценности, как у тех, кто воспитывался одним
родителем, так и у тех, кто воспитывался обоими родителями.

Так, Н.В. Варфоломеев, проводя исследование влияния
семьи и школы на ценностные ориентации подростков, выявил, что в условиях кризисного
периода общественного развития наблюдается феномен размывания традиционного
соответствия между возрастными и поведенческими характеристиками взрослости.
Так, семейные ценности подростков в новых общественных условиях могут быть
нежизнеспособными, а родительская семья и подростки, нуждаться в помощи и
психолого-педагогической поддержке. Автор отмечает особую важность специальных
курсов, направленных на подготовку подростков к созданию семьи, разъяснению
семейных ценностей и ориентаций. На текущий момент без такой подготовки у
подростков нет реалистичных представлений о семье и семейных ценностях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В становлении системы ценностей важную роль играет
то, насколько значимые ценности рассматриваются человеком как достижимые,
доступные для него. Проблема соотношения значимости и возможности достижения
ценностей, а также, сходства и различия в структуре ценностных ориентаций у
старшеклассников из полных и неполных семей были изучены нами в ходе теоретического
и эмпирического исследования.

Ценностные ориентации представляют собой целостное,
структурно сложное, личностное образование, характеризующееся явными
закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. Как
стойкое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные
ориентации имеют все шансы формироваться только на достаточно позднем этапе
возрастного развития — в переходный период от старшего подросткового к
юношескому возрасту.

Наличие ценностных ориентаций говорит о конкретном
этапе формирования личности старшего школьника, возникновении этих
психологических структур, которые сильно содействуют становлению его
миропонимания.

Анализ психолого-педагогической литературы показал,
что условия развития и воспитания в семье оказывают определяющее влияние на
формирование системы ценностей личности подростка.

Многими авторами отмечается, что для современных
подростков значимость отношений с родителями имеет не меньшее значение, чем
отношения со сверстниками. Внутрисемейные отношения, тип семьи оказывают
решающую роль на формирование смысложизненных ориентаций подростков.

Для современных старшеклассников характерны общие
ценностные ориентации, однако в системе ценностей существует и вариативность,
во многом определяющаяся влиянием типа семьи, в которой они воспитываются: в
структуре смысложизненных ориентаций старшеклассников из полных семей
преобладают прагматические ценности (которые приносят определенную пользу), из
неполных семей — альтруистические, как важные и необходимые.

Современных подростков, в целом характеризует
согласованность представлений о значимости и достижимости ценностей, но
существуют различия, обусловленные влиянием типа семьи: для подростков из
полных семей высокую значимость имеют материальные ценности, для подростков из
неполных семей – ценности общения, взаимопонимания, уважения. Большей
достижимостью характеризуется у подростков из полных семей сфера счастливой
семейной жизни и работы, из неполных – познание и чувство уверенности в себе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Смысложизненные и ценностные
ориентации личности как объект российских и зарубежных исследований

1.1.
Понятия смысложизненные и ценностные ориентации личности в психологии Проблема смысла жизни изучается в психологии еще со
времен психоанализа 3.Фрейда. В его работах понятие смысла жизни еще не
приобретает научного характера.

По мнению Зигмунда Фрейда, вопрос о смысле
человеческой жизни вообще не может быть решен удовлетворительно и более правильной
является постановка «менее претенциозного» вопроса о смысле и целях жизни
людей. Он считал, что целью каждого человека является счастье, и, в свою
очередь, стремление человека к счастью имеет две стороны: стремление к
удовольствию и желание избежать неудовольствия. По его мнению, смысл
человеческой жизни должен иметь вечную, неизменную опору и поэтому вне
религиозного сознания решение этого вопроса невозможно.

Смысл человеческой жизни, по З. Фрейду, – быть счастливым,
получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и
несчастий [цит. по 24, с. 174].

Существует огромное множество подходов к понимаю
термина «смысложизненные ориентации», что говорит нам о сложности этого
понятия. Д.А. Леонтьев утверждал, что «под смысло-жизненными ориентациями
принято понимать способ конструирования человеком собственной жизни в
соответствии с присущей ему системой ценностей, смыслов, целей» [цит по 24, с.175].

Смысложизненные ориентации, с точки зрения В.Э.
Чудновского, отражают направленность личности к поиску собственного смысла
жизни, построения своего жизненного пути. Каждое из определений смысложизненных
ориентаций, которое имеется в научной литературе, имеет экспериментальные
исследования и теоретически обосновано, вследствие, при рассмотрении понятия
«смысложизненные ориентации» его нужно учесть. Чаще всего под смысложизненные
ориентациями понимают целостную систему сознательных и избирательных связей,
отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность
выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность
брать за нее ответственность, влияя на ее ход [21].

Взаимосвязь личности, смысла и деятельности показана
во введенном А.Н. Леонтьевым в 1947 году понятии личностного смысла
(«значения-для-меня»), определяемого им как индивидуализированное отражение
действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается
ее деятельность, осознаваемое как «значение для-меня» усваиваемых субъектом
безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки,
совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы [12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы