Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Анализ развития детей с минимальной мозговой дисфункцией при речевых расстройствах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению минимальной мозговой дисфункции: психолого-педагогические аспекты 5
1.1. Предпосылки развития вопроса и современные представления о природе малой мозговой дисфункции мозга 5
1.2. Причины возникновения и особенности проявления минимальных мозговых дисфункций у детей 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Особенности развития детей с минимальной мозговой дисфункцией при речевых расстройствах 21
2.1. Нарушение роста и развития опорно-двигательного аппарата у детей с минимальной мозговой дисфункцией 21
2.2. Особенности развития познавательной и поведенческой сферы детей дошкольного возраста с минимальной мозговой дисфункцией 25
Выводы по 2 главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема детей, перенесших перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС), все острее привлекает к себе внимание исследователей и специалистов различных отраслей. Интерес объясняется масштабным распространением минимальных мозговых дисфункций (ММД) в детской популяции (4% -9,5%)[6].
Показатели распространенности ММД в различных странах не одинаковы: США от 4 до 20%, Германия от 9 до 18%, Италия от 3 до 10%, Китай от 1 до 13%, Великобритания от 1 до 3% [2]. Лонгитюдное исследования в Чехии под руководством С. Тржесоглаваы показывает 12-21% распространения ММД в стране [17]. В России, каждых год происходит увеличение детей с ММД, от 10% в 2017 году, до 15-16% в 2018 году.
Исследования развития детей с ММД находится на стыке многих наук: генетики и неврологии, психологии и психиатрии, педагогики и педиатрии, неонатологии и возрастной физиологии, социологии и дефектологии, а трактовка этого понятия связано, в первую очередь, с особенностями интересов исследователей. Так, педагогов беспокоит неумение ребенка управлять своим поведением, рассеянность, психологи фиксируют внимание на нарушениях ориентации в пространстве, слабой развитости моторики, оппозиционных расстройствах поведения, психиатры доминирующими выделяют расстройства поведения и трудности в обучении, дефектологи — задержку психического развития.
За последние сто лет было предложено большое количество терминов, обозначающих ММД, и теорий, объясняющих возникновение этого синдрома. Минимальные дисфункции мозга в клинической и психологической практике не получили конкретной интерпретации, а многими специалистами даже оспариваются. Следовательно, анализ особенностей развития детей с ММД, очень актуально.
Целью работы является анализ и обобщение существующих в современной научной психолого-педагогической и медицинской литературе взглядов зарубежных и отечественных исследователей на сущность развития детей с ММД.
Объект работы — особенности развития детей с ММД при речевых расстройствах.
Предмет работы — процесс развития детей с ММД при речевых расстройствах,
Задачи исследования:
1. изучить основные подходы к развитию детей с минимальной мозговой дисфункцией,
2. определить особенности причины возникновения минимальной мозговой дисфункции,
3. проанализировать особенности развития детей с ММД.
Структура работы. Данной исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В отечественной литературе термин ММД был введён Л.О. Бадаляном, Е.М. Мастюковой, Л.Г. Журковой (1978 г.). В литературе подчеркивается роль различных осложнений течения родов (случаи острой асфиксии) и патологии в раннем детском возрасте, приводящих к развитию ММД ненаследственной этиологии, хотя природа их связи с СДВГ все еще остается неясной. Кроме того, имеются данные, что поведенческие нарушения могут быть индуцированы приемом различных медикаментов, интоксикацией тяжелыми металлами, злоупотребление алкоголем и кокаином. Косвенным причинным моментом развития ММД является пищевой фактор. Так, контрольные исследования с помощью соответствующих методик, показали, что диета без каких либо пищевых добавок, таких как, искусственные красители, уменьшает гиперактивное поведение детей. Причины, течение и проявления минимальных дисфункций мозга разнообразны. Характерными признаками её являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные лёгкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения и обучения.
Итак, опираясь на проведенный анализ исследований, следует подчеркнуть, что главной, но не единственной, причиной возникновения у детей гиперактивности могут быть минимальные мозговые дисфункции (ММД) – относительно малая степень поражения центральной нервной системы. При ММД задерживаются темпы развития функциональных систем мозга, обеспечивающих работу сложных интегративных функций (речь, внимание, память, восприятие). ММД также сопровождается общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне регуляции психической деятельности. Нейропсихологические, психологические и психолого-педагогические подходы, как правило, идентифицируют указанное расстройство в концептуальных рамках отдельных наук. Однако современные исследователи настаивают на том, что особенно важным при диагностике ММД является мультидисциплинарное обследование. В большинстве исследований ММД рассматривается в виде ряда симптомов, среди которых чаще всего встречаются различные варианты сочетания трех из них: избытка двигательной активности, нарушения эмоционального поведения и дефицита внимания. Разное соотношение этих симптомов и некоторых дополнительных признаков позволяет предположить различные варианты гиперактивности, в соответствии с которыми и
должна строиться дифференцированная работа. Освещение ММД в психологической литературе идет в направлении конкретизации понятия «гиперактивность» и ее основных составляющих. Однако и сегодня актуальными задачами для ученых и практиков остаются: выявления динамики разных форм гиперактивного поведения, выяснение причин, лежащих в основе этого явления; поиск путей психологической коррекции заниженных регулятивных возможностей психики у гиперактивным детей. ММД сказывается на большинстве сфер здоровья ребёнка.
Итак, этиология расстройства ММД остается не изученной до конца, клинические и эмпирические обоснования есть в разных гипотез. Равнозначное право на существование имеют гипотезы генетического, органического, психологического и социального происхождения. Большинство авторов психологических теорий указывают на необходимость разработки новых методик, особых подходов к воспитанию и обучению детей с гиперактивным поведением.

 

Фрагмент текста работы:

 

Термин «минимальная мозговая дисфункция» с 60-х годов ХХ-го века используется для обозначения различных клинических проявлений у детей и подростков, обусловленных резидуально-органическими мозговыми поражениями, которые возникают вследствие биологически обусловленной недостаточности функций нервной системы, имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую ипсихопатологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений [2,7].
Концепция ММД не устаревает, но в настоящее время значительно расслоились на большое количество нозологических форм. Клиника минимальной мозговой дисфункции соответствует ряду дифференцированных синдромов резидуально-органических нервно-психических расстройств непсихотичного характера, относящихся к нарушениям психологического (психического) развития (F80-F89 по МКБ-10), поведенческих и эмоциональных расстройств, которые начинаются преимущественно в детском и подростковом возрасте (F90-F98) [2].
В зависимости от преобладающей симптоматики, проявления ММД могут классифицироваться еще по нескольким рубрикам МКБ – астенический синдром (G 99.8), синдром вегетативных дисфункций (G 90.9) и другими [6]. В англоязычной научной литературе термин ММД («minimal brain dysfunction», «minimal brain damage»), приобрел популярность в 60-70-е годы прошлого века, а позже подвергнут критике за слишком общий и неоднородный характер, в настоящее время является менее употребляемым, предпочтение отдается использованию названий конкретных синдромов, представленных в диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM), таких как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder – ADHD) [14]. Важной предпосылкой понимания этого вида расстройств послужило открытие C.Bradley (1937 г.) обнаружившего, что бензедрин (стимулятор центральной нервной системы) может существенно улучшать состояние детей с гиперактивным поведением. Большое влияние на последующее развитие представлений о рассматриваемом синдроме оказали также работы V. Douglas, в которых было показано, что основной дефект у таких больных связан с недостаточностью механизмов регуляции активного внимания. Эта концепция и явилась основанием для введения в DSM-3 термина «синдром дефицита внимания».
В классификации DSM-3 выделены два варианта синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и без таковой. Тем не менее, в более позднем варианте американской классификации- DSM-3-R. рекомендовано использовать понятие синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а вместо раннее выделявшегося синдрома дефицита внимания без гиперактивности, соответствующее расстройство предложено обозначать как недифференцированный синдром дефицита внимания. Минимальная дисфункция головного мозга была формально определена в 1966 году Сэмюэлем Клементсом как комбинация среднего или выше среднего уровня интеллекта с определенной степенью обучения от легкой до тяжелой степени или поведенческими нарушениями, характеризующими девиантное функционирование центральной нервной системы.
В 1966 году на специальной Международной конференции в Оксфорде официально принят термин «Минимальная мозговая дисфункция» — (ММД), для обозначения совокупности проблем поведения и обучения в сочетании с легкой неврологической симптоматикой. Ряд исследователей предлагают также более сложный термин- синдром дефицита внимания с гиперактивностью. У детей последней группы наряду с основными признаками синдрома дефицита внимания при нейропсихологическом исследовании выявляются парциальные нарушения высших корковых функций — речи, кратковременной памяти, праксиса, зрительно — пространственного восприятия, арифметических навыков. В МКБ-10, рассматриваемый синдром входит в рубрику «Расстройство или синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы