Курсовая теория на тему Анализ организации органами государственной власти субъекта РФ обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты организации органами государственной власти субъекта РФ обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования 6
1.1 Общая характеристика конституционных прав граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования 6
1.2 Механизм реализации конституционного права на получение бесплатного и доступного основного общего образования 11
Глава 2. Особенности и проблемы организации органами государственной власти субъекта РФ обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования 16
2.1 Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере основного общего образования 16
2.2 Основные проблемы реализации права граждан на основное общее образование в субъектах Российской Федерации 20
Заключение 25
Список использованных источников 28
Введение:
Право на образование – одно из важнейших прав человека, закрепленное в Конституции Российской Федерации, а также в международно-правовых актах: во Всеобщей декларации прав человека от 1948 г., ст. 26, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г., ст. 13, 14, в Конвенции о правах ребенка от 1989 г., ст. 28, 29, в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 1995 г., ст. 27.
Право на образование относится к тем правам, которые находятся под защитой Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. Протокол №1 1952 г., ст. 2. Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации ст. 43 и «является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ» (преамбула Закона). Важно подчеркнуть, что в 1996 году Россия стала полноправным членом Совета Европы, подписав и ратифицировав в 1998 г. Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, а также целый ряд других документов Совета Европы, касающихся образования.
Право на образование предполагает, помимо реализации потребностей в получении знаний, еще и возможность применения полученных навыков на практике, в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, от качества образования, предоставляемого гражданам, зависит не только судьба конкретного поколения, но и страны в целом. Именно в период обучения у несовершеннолетних формируются нравственные ориентиры, гражданственность и патриотизм, т.е. качества, без которых невозможно устойчивое, динамичное развитие любого современного социума. М.И. Демков, анализируя в начале XX в. историю педагогики, писал, что «никогда не было времени, чтобы государственная система образования работала без идеалов, но в различные времена и эпохи идеалы были разные. Менялись люди, менялись обстоятельства, являлись и иные задачи, иные идеалы
Между тем, несмотря на законодательное закрепление права на образование и провозглашение его общедоступности, при реализации данного права возникает ряд сложностей и проблем как правового, так и организационного характера. Так, к теоретическим проблемам можно отнести то, что российский законодатель не дает определения понятия «право на образование», в связи с чем в юридической литературе не сложилось однозначного понимания сущности и содержания данного права. В практике реализации гражданами конституционного права на образование существует множество противоречий и нерешенных вопросов, в том числе связанных с переходом на новые стандарты образования, затрудняющих для граждан реализацию одного из важнейших конституционных прав и поэтому требующих пристального внимания, и всестороннего исследования. Сказанное обусловливает актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются конституционные права граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования.
Предметом исследования является организация органами государственной власти субъекта РФ обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования.
Цель исследования – всестороннее изучение вопросов, связанных с раскрытием организации органами государственной власти субъекта РФ обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— дать общую характеристику конституционных прав граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования;
— рассмотреть механизм реализации конституционного права на получение бесплатного и доступного основного общего образования;
— изучить полномочия органов государственной власти субъекта РФ в сфере основного общего образования;
— рассмотреть основные проблемы реализации права граждан на основное общее образование в субъектах Российской Федерации.
Данная тема рассматривалась в трудах таких отечественных ученых, как: С.С.Алексеев, Н.Г.Андрюхин, И.В.Артемьева, Т.Н.Трошкина, А.А.Батяев, Р.Л.Наумова, Д.Н.Бахрах, А.П.Боршевский, А.Б.Сосна, Н.А.Бриллиантова, В.В.Архипов, Т.П.Бутенко, Н.В.Витрук, Т.А.Владыкина, Л.Д.Воеводин, М.Л.Добрынина, Д.М.Евстифеев, Н.Е.Егорова, А.Е.Помазанский, В.С.Потапенко, Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян, А.В.Ефремов, Е.Н.Щеглова, Н.В.Ильина, А.А.Кирилловых, А.В.Киселева, С.Д.Князев, В.И.Новоселов, А.И.Порфирьев, В.В.Андрощук, П.А.Борноволоков, Е.В.Еремина, В.В.Спасская, Ю.В.Линская, С.В.Третьяков и др.
Отмечая значительную научную ценность проведенных исследований, вместе с тем необходимо отметить, что, некоторые выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами, требуют дальнейшего развития в теоретическом и практическом плане, а ряд научных положений нуждается в корректировке в свете изменившихся социально-экономических и условий развития права на современном этапе.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Заключение:
В нынешних социально-экономических реалиях всеобщее и всеохватывающее право граждан на образование служит значимым фундаментом общественного и государственного строительства, обеспечивающим как культурную, так и технолого-профессиональную преемственность поколений, а значит ̶ и прогрессивное развитие общества на основе поддержания и формирования правового института защиты основополагающих прав и свобод конкретной личности, граждан.
На международном уровне установление права граждан на образование регламентируется Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. ст. 13 и 14). Находит оно свое закрепление и в Конституции Российской Федерации (ст. 43).
В свою очередь, декларация отечественного права на образование вытекает из ст. 2 Конституции РФ (Глава 1. Основы конституционного строя), согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита» его прав и свобод составляют «обязанность государства». И уже затем ̶ из специализированной конституционной нормы, регламентирующей конкретное право человека и гражданина на получение им образования. Так, согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый гражданин «имеет право на образование», государством «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования», каждый «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование», при этом, отметим, «основное общее образование обязательно». Как видим, право на образование, в свою очередь, ранжированное на основе принципа преемственности по уровням, находит свое закрепление в виде отечественного конституционного императива.
На федеральном законодательном уровне право на образование гарантируется ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон «Об образовании в РФ»). При этом в ст. 2 указанного Федерального закона дается диверсифицированное определение понятия образования, как «единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом», а также «совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции» человека.
Таким образом, правоприменение международного и конституционного права на образование человека и гражданина должно быть направлено на единовременное решение следующих основных задач. Первая ̶ посредством получения гарантированного государством образования приобретение гражданином возможности профессиональной и социально-культурной самореализации; вторая ̶ системное формирование государственной квалифицированной кадровой инфраструктуры, по-настоящему способной стать фундаментом всеобъемлющего технологического, экономического и социального прогресса, возможного достижения и поддержания конкурентоспособных показателей на антагонистичной международной арене.
Государство законодательно под субъективными целями общего образования определяет всестороннее развитие личности несовершеннолетнего гражданина (с поправкой на его текущий возраст), приобретение им скоординированного сплава знаний, навыков и умений, необходимых ему в современном обществе, а также последующее совершение осознанного профессионально ориентированного выбора. Что, очевидно, в конечном итоге должно аккумулироваться и приводить к достижению государством объективных целей по созданию и поддержанию эффективной в социально-экономическом плане отечественной системы образования.
Разумеется, для достижения описанной выше концепции необходимо добиваться фактического соответствия довольно разработанной на сегодня нормативно-правой базы и современной проблематики отечественной системы образования. Для начала, ̶ в части общего образования, являющегося, вне всякого сомнения, базисом, краеугольным камнем возможных дальнейших субъективных и объективных сценариев развития личности, гражданского общества и государства в целом. В связи с этим уже сегодня встал требующий своего разрешения вопрос о фактическом качестве общего образования, в том числе и с позиции требований, впоследствии предъявляемых к выпускникам профессиональными и высшими учебными заведениями. Необходимо, наконец, всерьез выставить на общественное обсуждение насущные проблемы системы общего образования. Так, скажем, к примеру, надлежит:
1) начать всестороннюю ликвидацию несоответствия в целом ряде случаев декларируемой содержательной части образовательного процесса и текущим уровнем образования отдельных обучающихся, число которых, по наблюдениям педагогов, неуклонно растет;
2) окончательно решить проблему закупок необходимых учебников и обязательных к ним печатных приложений, как минимум, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;
3) провести в публичном формате четкое разделение централизованных тестирований, регулярно проводимых с целью возрастного образовательного мониторинга, от действительных олимпиадных образовательных конкурсов, по своему определению не имеющих тестовой основы;
4) перейти от декларации программ поддержки молодых педагогов к реальному обеспечению такой поддержки, единственным критерием успешного осуществления которой может и должен стать неуклонно растущий показатель поступивших на работу в общеобразовательные учреждения молодых специалистов – выпускников педагогических направлений вузов.
Фрагмент текста работы:
Общая характеристика конституционных прав граждан на получение бесплатного и доступного основного общего образования
Впервые право на образование было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, принятие ее имело важное значение, после окончания Второй мировой войны, которая, определяет, что «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» [2].
Закрепление права на образование, стало объединяющим фактором для государств, которые входили в состав ООН. Это был период раздробленности, после Второй Мировой войны. Таким образом, закрепление права на образование, стало императивным ориентиром в области образования, который должны были соблюдать все государства, что также способствовало единой стандартизации области образования на международном уровне.
14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.
Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой степени и типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких- либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования, не допустимо.
Как фундаментальное естественное право, право на образование получило свое дальнейшее развитие в ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г, которая гласит ««Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [3].
В 1945 г. в Лондоне на конференции была создана Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированное учреждение ООН, в которую входило 180 государств. Основной стратегией ЮНЕСКО было обеспечение каждому гражданину качественного образования, укрепление мира между государствами путем сотрудничества по вопросам образования, науки и просвещения, сохранение культурного наследия государств путем укрепления связи между ними, разработка программ по ликвидации неграмотности.