Основы теории коммуникации Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Анализ коммуникационного акта в интеракционизме

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию парадигмы интеракционизма 5

1.1 Интеракционизм как социологическая парадигма, идейно-теоретические истоки интеракционизма 5

1.2. Основные направления интеракционизма в общественных науках 6

Выводы по 1 главе 11

Глава 2. Анализ коммуникативного акта в интеракционизме 13

2.1. Социальное взаимодействие как реакция на значимые символы (символический интеракционизм) 13

2.2. Значимость ролевой теории личности в процессе взаимодействия людей 15

2.3. Референтная группа как эталон норм и правил поведения в коммуникативном акте (теории референтной группы) 19

Выводы по 2 главе 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30


  

Введение:

 

Курсовая работа посвящена анализу коммуникационного акта в интеракционизме.

Актуальность исследования. В настоящее время в социологии все более возрастает интерес исследователей к вопросам коммуникации. Это обусловлено и неким ослаблением бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к анализу психологических процессов и сведение всех жизненных проявлений человека к внешне наблюдаемому поведению (тождественно реакциям животных). Однако, в отличии от бихевиористов и фрейдистов создается новое направление — интеракционистское направление, которое обратилось к анализу целостного человеческого «Я», его личностному самоопределению в рамках микросоциального окружения.

Степень научной разработанности. Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать вывод о том, что данная тема детально разработана современными исследователями. В частности, нами были проанализированы работы таких авторов, как Ермилова А.В., Кутявина Е.Е., Ерохин В.С., Каримова И.С.

Теоретико-методологические основания исследования темы. Теоретико-методологическими основаниями исследования темы являются работы таких авторов, как Ермилова А.В., Кутявина Е.Е., Ерохин В.С., Каримова И.С., Люова Л.В., Васькина А.В., Власова Е.Д., Егорова М.А., Хитрова Ю.В., Банщикова Н.В.

Цель — исследование коммуникативного акта в различных видах интеракционизма

Объект исследования — интеракционизм как социологическая парадигма.

Предмет — взаимодействие людей как непрерывный диалог ролей, референтных групп и значимых символов.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать интеракционизм как социологическую парадигму, указать идейно-теоретические истоки интеракционизма.

2. Проанализировать основные направления интеракционизма в общественных науках, уделить особое внимание анализу основных положений символического интеракционизма.

3.Проанализировать социальное взаимодействие как реакция на значимые символы (символический интеракционизм).

4.Определить значимость ролевой теории личности в процессе взаимодействия людей.

5. Охарактеризовать референтную группу как эталон норм и правил поведения в коммуникативном акте (теории референтной группы).

Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в рамках преподавания дисциплины «Основы теории коммуникации».

Структура работы. Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Отметим, что в настоящее время в социологии постепенно возрастает интерес к вопросам коммуникации, понимании друг друга при расхождении позиций, определения собственной точки зрения в отношении противоположности. Это, безусловно, обосновывает ослабление бихевиористской традиции, для которой свойственно нигилистическое отношение к анализу собственно психологических процессов и сведение всех жизненных проявлений человека только в внешне проявляемому поведению по аналогии с основными реакциями животных. Но в отличии от представителей бихевиористов и фрейдистов интерационистское направление полномасштабно обращается к целостному творческому «Я» и его личностному самоопределению в рамках микросоциального окружения.

Полномасштабно символический интеракционизм сформировался в 1920-е гг. в Чикагской школе. Его разработчиком является американский социолог Дж. Мид. В понятии «символический интеракционизм» делает акцент на смысле, которые вкладывают индивиды, вступая во взаимодействие и интеракцию друг с другом.

В данной теории общество характеризуется как поведение индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Иными словами, общество можно охарактеризовать только посредством рассмотрения принципов поведения индивидов, именно здесь обнаруживает себя значимый символ, который определяет акт поведения. Определение значимого символа реализуется в сознании человека, которые постепенно наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира.

2. Подчеркнем, что интеракционизм включается в себя такие направления в рамках общественных наук как:

— символический интеракционизм,

— социальный конструктивизм,

— этнометодология.

Родоначальником парадигмы интеракционизма является исследователь Чикагской школы Дж. Г. Мид, ранее примыкавший к течению американского прагматизма. Исследователь отмечал на лежащую в основании взаимодействия индивидов ориентацию участников коммуникации на мнение других людей. Под понятием «общение» он понимал обмен некими символами, в котором необходимо принимать роль других людей или референтной группы, в целом.

Впоследствии воззрения Дж. Г. Мида были развиты Г. Блумером в теорию символического интеракционизма. Это направление стало основным в совокупности всех социологических направлений.

Его приоритетной особенностью является анализ социальных воздействий между индивидами на основании того символического содержания, которое они непосредственно вкладывают в свои конкретные действия. Так как основными символами, посредством которых реализуется взаимодействие, являются жесты, ритуалы, язык, то сторонники данной социологической парадигмы уделяют их анализу особое внимание, объясняя, тем самым многочисленные социальные, меж индивидуальные, групповые и внутригрупповые процессы.

3. Как подчеркивает Дж. Мид, одно из основных мест в контексте самоидентификации индивида как самого себя является детство, в котором дети учатся примерять на себя роль других людей, воспринимать себя как объект родительских ожиданий и ожиданий сверстников

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию парадигмы интеракционизма

1.1 Интеракционизм как социологическая парадигма, идейно-теоретические истоки интеракционизма

Отметим, что в настоящее время в социологии постепенно возрастает интерес к вопросам коммуникации, понимании друг друга при расхождении позиций, определения собственной точки зрения в отношении противоположности . Это, безусловно, обосновывает ослабление бихевиористской традиции, для которой свойственно нигилистическое отношение к анализу собственно психологических процессов и сведение всех жизненных проявлений человека только в внешне проявляемому поведению по аналогии с основными реакциями животных. Но в отличии от представителей бихевиористов и фрейдистов интерационистское направление полномасштабно обращается к целостному творческому «Я» и его личностному самоопределению в рамках микросоциального окружения.

Полномасштабно символический интеракционизм сформировался в 1920-е гг. в Чикагской школе. Его разработчиком является американский социолог Дж. Мид. В понятии «символический интеракционизм» делает акцент на смысле, которые вкладывают индивиды, вступая во взаимодействие и интеракцию друг с другом. В данной теории общество характеризуется как поведение индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Иными словами, общество можно охарактеризовать только посредством рассмотрения принципов поведения индивидов, именно здесь обнаруживает себя значимый символ, который определяет акт поведения. Определение значимого символа реализуется в сознании человека, которые постепенно наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы