Курсовая теория на тему «Анализ авторитета, лидерства и власти в менеджменте с целью повышения эффективности деятельности системы управления в организации»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты формирования авторитета,
лидерства и власти в менеджменте. 5
1.1 Понятие авторитета в менеджменте и факторы его
формирования. 5
1.2 Лидерство в менеджменте, его стили и влияние на
трудовой коллектив. 7
1.3 Методы изучения лидерства в менеджменте. 9
2 Анализ авторитета, лидерства и власти менеджеров на ОАО
«Московский ювелирный завод» 11
2.1 Общая характеристика предприятия. 11
2.2 Анализ авторитета менеджеров предприятия среди
подчиненных и коллег. 15
2.3 Оценка стиля лидерства менеджеров предприятия. 17
3. Пути повышения авторитета менеджеров на ОАО «Московский
ювелирный завод». 20
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 25
Приложения. 27
Введение:
В
современных условиях формирования рыночной экономики, характерной чертой
которой является жестокая конкуренция за рынки сбыта товаров, работ и услуг,
перед менеджерами — управленцами постоянно встает вопрос выживания организаций.
При таких условиях руководители не всегда достаточно внимания уделяют трудовому
коллективу, хотя именно от коллектива, его персонального состава,
взаимоотношений, сложившихся внутри, зависит успех деятельности любого
предприятия, учреждения или организации.
На
современном этапе развития управленческой науки главным ресурсом любого
предприятия уже принято понимать человеческий капитал как совокупность умений и
способностей кадрового состава организации. Поэтому для эффективного управления
предприятием сегодня довольно часто рекомендуются социально-психологические
методы. Они основаны на использовании различных механизмов психологического и
социального влияния на трудовой коллектив.
При этом
важным условием эффективного управления являются особенности личности
менеджеров, которые обуславливают их авторитет среди подчиненных и коллег, а
также их лидерские способности. Популяризация социально-психологических
подходов к управлению трудовыми коллективами и обуславливает актуальность темы
данной курсовой работы.
Целью
исследования в данной курсовой работе стало изучение возможностей оптимизации лидерства
менеджеров, влияющих на эффективность деятельности компании.
В
соответствии с поставленной целью задачи исследования сформированы следующим
образом:
— изучить
теоретические аспекты формирования авторитета, власти и лидерства в
менеджменте;
— оценить
авторитет, власть и лидерство менеджеров предприятия ОАО «Московский ювелирный
завод» среди подчиненных и коллег;
— исследовать
стиль лидерства менеджеров ОАО «Московский ювелирный завод»;
— охарактеризовать
главные направления повышения авторитета и власти менеджеров предприятия;
— предложить
пути оптимизации управления персоналом ОАО «Московский ювелирный завод» на основании
теории лидерства.
Объектом
исследования в данной курсовом проекте выступает система лидерства ОАО
«Московский ювелирный завод».
Заключение:
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Конституция
РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от
21.02.2014 №6-ФКЗ) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
2. Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ: (ред. от 24.04.2020) //
КонсультантПлюс. ВерсияПроф. II. Специальная литература:
3. Андреева И.С., Данилов И.П. Компетентностный подход к
управлению персоналом как конкурентное преимущество предприятия / И.С.
Андреева, И.П. Данилов // Вестник Чувашского университета. – 2017. – №1. – С.
218-224.
4. Антохина
Ю.А. Роль лидера при ситуационном управлении / Ю. А. Антохина, А. М. Колесников
// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного
политехнического университета. Сер.: Экономические науки. – 2013. – № 6 (185),
ч. 1. – С. 130-134.
5. Базарова
Л.А. Менеджмент устойчивого развития компании. Монография. – М.: АСВ, 2018. – 200 с.
6. Бойко
С.В. Теория менеджмента. Курс лекций : учебное пособие. – В 2-хч. – Ч. 2 / С.В.
Бойко. – Череповец: филиал СПбГЭУ, 2013. – 231 с.
7. Вазиева
А.Р. Об исследованиях проблемы авторитета // Международный журнал
экспериментального образования. – 2019. – № 2-1. – С. 21-24.
8. Дмитриева
Н. А. Авторитет и лидерство в системе менеджмента / Н. А. Дмитриева //
Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы IX
Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2019 г.) / редкол.: О. Н.
Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. — № 4 (9). — С.
418–419.
9. Дорофеева
Л.И. Организационное поведение. Учебно-методический комплекс. – Саратов, 2017.
– 396 с.
10. Солдатова
С. Э., Лукьянова Н. Ю., Чеглакова Л. М. Методы исследований в менеджменте.
Учебное пособие. — М.: Директ-Медиа, 2017. – 342 с.
11. Спивак
В.А. Лидерский стиль управления в экономике // Вестник Ленинградского
государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2018. –Т. 6 – №3. – С.65-87.
12. Сидорина Т.В. Организационное поведение.
Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2017. – 226 с.
13. Системный
анализ в менеджменте. Учебное пособие / под ред. В.Н. Попова. – М.: Проспект, 2013. – 365 с.
14. Спивак В.А. Лидерство в креативной экономике
как научная специальность // Лидерство и менеджмент. – 2018. – Т. 2. – № 4. –
С. 223-250.
15. Щербатых
Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах. Справочное
пособие. – М.: Проспект, 2013. – 252с. III. Текущий архив
16. Устав ООО «Московский ювелирный завод» IV. Источники удаленного доступа:
17. Воробьева
М.С. Формирование ассертивного поведения в подростковом возрасте // Современные
проблемы науки и образования. – 2018. – № 2-2 [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21957
18. Кoдин
В.Н. Слагаемые авторитета руководителя // Центр дополнительного образования
Элитариум [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.elitarium.ru/slagaemye_avtoriteta_rukovoditelja/
19. Повышение
квалификации: Психология управления людьми [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://edu.jobsmarket.ru/training/hr/management/41010/
20. Сергеев
А. Авторитет руководителя: 5 оснований власти // Генеральный директор. – 1.01.2019
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.gd.ru/articles/2875-avtoritet-rukovoditelya
21. Соколов
М. Авторитет руководителя в коллективе: как его повысить и заручиться
поддержкой // Коммерческий директор. – 6.04.2019. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.kom-dir.ru/article/1162-avtoritet-rukovoditelya-v-kollektive
22. Psychometric
Expert — Автоматизированное рабочее место психолога [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.psychometrica.ru/
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты формирования авторитета,
лидерства и власти в менеджменте 1.1
Понятие авторитета в менеджменте и факторы его формирования
В научной литературе можно выделить несколько подходов к пониманию сущности
авторитета менеджера. Наиболее часто встречаются следующие подходы:
1) авторитет как синоним лидерства;
2) авторитет как синоним репутации. В рамках первого подхода следует учитывать одно из ключевых положений
теории лидерства, согласно которому власть может иметь формальный или
неформальный характер. Руководителя группы могут считать лидером, пусть даже на
формальном уровне, но при этом авторитет в коллективе ему может дать только
неформальный характер власти. Таким образом, признание авторитета есть
признание того, что лидер группы обладает над остальными её членами
неформальной властью [14]. То есть, согласно такому подходу авторитет менеджера
рассматривается как его неформальное лидерство.
При этом лидерство в организации понимается как процесс, связанный с
деятельностью лидера – авторитетного члена группы, обладающего юридической и
(или) фактической властью в организации [12, с.98]. Ряд исследователей считают, что авторитет менеджера — это его репутация в возглавляемом им
коллективе, а также среди коллег и у руководства [9]. Даже в научных исследованиях
авторитет менеджеров приравнивается к их репутации у подчиненных, уровню
доверия к руководству, отсутствию страха перед руководством [11].
На наш взгляд, оба подхода довольно тесно связаны, но все же первый из них
является более обоснованным, поскольку репутация может быть и не связана с
лидерством, а иметь отдельные аспекты, например, репутация как отзывчивого
человека (но при этом он не обязательно будет лидером и, соответственно,
авторитетом).
То есть, авторитет – более сложное понятие, чем репутация. Главными
составляющими авторитета менеджера и руководителя можно считать следующее:
1) профессионализм и компетентность — основа делового
авторитета;
2) справедливость и высокие нравственные качества
личности руководителя — основа его морального авторитета;
3) власть — база формального авторитета («авторитета»
должности, заданного властными полномочиями, местом в управленческой иерархии)
[9].
Как видим, в научной литературе выделяют несколько составляющих авторитета
менеджера. Они формируются в соответствии с теми или иными компетентностями
управленца. При этом выделяют следующие типы компетенций [1, с.221]:
1) корпоративные
(или ключевые) — компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и
ценности компании;
2) управленческие
компетенции, применяемые в отношении должностей всех уровней управления.
Используются для оценки руководителей;
3) профессиональные
компетенции, используемые в отношении определенных групп должностей разных
департаментов;
4) личностные
компетенции, имеющие надпрофессиональный характер и необходимые в любой области
деятельности.
Если считать, что деловые качества обязательны для формирования авторитета
менеджера, то следует учитывать их разнообразие и специфику в разных сферах
деятельности. Они будут отличаться в зависимости от уровня менеджмента. Так, Т.
Парсонс выделяет три уровня в структуре корпуса менеджеров [4, с.12]:
1) технический уровень.
Особенностью менеджеров этого уровня является то, что они выполняют
преимущественно оперативные ежедневные задачи, сущность которых состоит в
поддержке бесперебойной и эффективной работы производства товаров или процесса
оказания услуг;
2) управленческий уровень.
Особенностью менеджеров этого уровня является то, что они выполняют
преимущественно координирующие функции внутри компании, обеспечивают
согласование различных аспектов деятельности отдельных исполнителей,
подразделений и т.д.;
3)
институциональный уровень. Особенностью менеджеров этого уровня является то,
что они выполняют преимущественно долгосрочное, стратегическое планирование.
В зависимости от уровня менеджмента набор его умений и
навыков для формирования авторитета будет отличаться. Но вот личностные
качества будут практически одинаковы вне зависимости