Курсовая теория на тему «Александр Нилл. Школа Саммерхилл и ее роль в отечественной и зарубежной педагогике»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
АЛЕКСАНДР НИЛЛ. ШКОЛА САММЕРХИЛЛ И ЕЕ РОЛЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЯХ ХХ ВЕКА
1.1. Жан-Жак Руссо как основоположник свободного воспитания 5
1.2. Сущность теории свободного воспитания 7
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИКИ АЛЕКСАНДРА НИЛЛА
2.1. Особенности педагогической мысли Александра Нилла 10
2.2. История возникновения и основные положения школы Саммерхилл 12
ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ ИДЕЙ АЛЕКСАНДРА НИЛЛА В ПЕДАГОГИКЕ
3.1. Школа Саммерхилл сейчас 15
3.2. Значение идей Александра Нилла в зарубежной педагогике 18
3.3. Идеи Александра Нилла в отечественной педагогической практике 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение:
Современная педагогическая теория и практика испытывает острый интерес к проблеме развития и становления основных концепций свободного воспитания, что определяется современной социокультурной ситуацией. Основная парадигма современной педагогики ориентирована на общечеловеческие идеалы и идею свободного развития каждого члена общества. Состояние современного российского образования характеризуется сменой традиционных тенденций в системе образования и воспитания на положения, сущность которых состоит на поиске инновационных подходов к воспитанию подрастающего поколения, на изучение передового опыта прошлого, в обращении к мировому историческому наследию лучших педагогических достояний. Именно преемственности духовных идеалов и ценностей, их реализация в современных условиях дают возможность воспитать личность, как полноценного гражданина российского общества.
Ориентированность современных педагогических исследований на ценности общечеловеческого и национального характера обусловливает актуальность исследования отечественного и зарубежного педагогического наследия, в котором идея свободного воспитания занимает ведущее место.
Идеи свободного воспитания рассматривались многими зарубежными и отечественными исследователями (Ю. Азаров, Ш. Амонашвили, В. Беспалько, К. Вентцель, Э. Гусинский, Л. Жарова, Ф. Карлеген , Г. Корнетов, Н. Ромаева, В. Румянцев и др.). Исследователями рассматривались сущность идеи свободного воспитания, ее связь с историческими событиями социума.
Исходя из актуальности изучения идей свободного воспитания и раскрытия использования педагогического подхода к воспитанию личности А. Нила, как основателя педагогических концепций «свободного воспитания», нами была выбрана тема исследования «Александр Нилл. Школа Саммерхилл и ее роль в отечественной и зарубежной педагогике»
Цель исследования: раскрыть основные концептуальные основы педагогических тенденций А. Нилла на примере школы Саммерхилл.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные подходы в теории свободного воспитания в педагогических идеях ХХ века.
2. Определить сущность и принципы педагогики Александра Нилла
3. Обозначить значение идей Александра Нилла в зарубежной и отечественной педагогике
В работе были использованы российские и зарубежные научно-педагогические труды, публицистические материалы и Интернет-источники получения информации, необходимой для нашего исследования.
Заключение:
Исходя из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что сущность концепции свободного воспитания А. Нейла заключается в:
— предоставлении детям свободы эмоционального развития;
— права самостоятельной организации своей жизни;
— возможности естественного развития;
— обеспечении счастливого детства посредством устранения страха и давления со стороны взрослых.
Эти положения позволяют определить следующие рекомендации по использованию концепции свободного воспитания А. Нилла в воспитательной практике современных школ:
1. Свободу ребенка необходимо рассматривать, прежде всего, как возможность выражения его потребностей и интересов: в общении и самоутверждении, проверке своих сил и творческой деятельности.
2. Свобода предполагает соотнесение своих потребностей с интересами других людей, с их свободой.
При анализе свободного воспитания, как одного из общих концепта формирования личности ребенка, мы можем акцентировать внимание на том, что в настоящем исследовании речь идет не о традиционном педагогическом принципе, а о практическом концептуальном подходе к педагогической деятельности конкретных педагогических деятелей, действия которых направлены на воспитание свободной, творческой личности, которая самореализуется и самовоспитывается, становясь полноценным членом социума. При этом, подчеркнем, что если аксиологическая функция свободного воспитания может быть выявлена в теоретических дискуссиях, то специфика концепта свободного воспитания, как социальной и педагогической технологии может быть уяснена только на материале действительного социально-педагогического опыта.
Несмотря на то, что большинство проектов свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо были утопическими по своей сути для общества XYIII века, в них вызревали предпосылки к практическому применению гуманистических учений, которые актуальны в современном мире.
Таким образом, основной целью педагогических концепций при реализации технологии «свободного воспитания» является отказ от традиционной авторитарной системы воспитания и образования ребенка и адекватное отношение к свободе выбора ребенком личностной деятельности со стороны педагогов, родителей, учебных заведений и институтов общества, а не отдельных его членов. Способность социальных институтов образовательного направления обеспечивать учебные учреждения методологиями и средствами свободного воспитания является ключевым положением в концепции «воспитания личности».
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЯХ ХХ ВЕКА
1.1. Жан-Жак Руссо как основоположник свободного воспитания
Современный период развития России, как государства, отмечен существенными изменениями в характере и структуре воспитания личности и индивида в обществе, во всех сферах жизнедеятельности человека. Продолжается просмотр старых идеалов, системы ценностей, принципов нравственности, которые теряют свою значимость, зато формируются новые ценности, идеалы. Противоречия между ценностными ориентациями социальных групп, общества в целом и каждого индивида в частности, не уменьшаются, а усугубляются, происходит расслоение общества, как по положению, так и по характеру и направленности духовной культуры его членов. От этого зависит, каким будет будущее общество, его идеалы, система ценностей, мораль и т.д. Эти процессы являются объектом исследования различных отраслей науки. Нас же интересует становление и развитие подрастающего поколения в процессе педагогического воспитания.
Многочисленные проекты воспитания ребенка были различными по характеру – от антично-варварских, светско-аристократических до народно-демократических. Тем не менее, все они сводились к одной проблеме – воспитанию подрастающего поколения, которое будет соответствовать конкретному обществу. В современной педагогической теории и практике все больше исследователей склоняются к изучению вопросов свободного воспитания, возможностях интеграции идей гуманистической педагогики прошлых столетий, основой которой является свободное воспитание, в современную образовательную систему.
Одним из основоположников свободного воспитания является Ж. Ж. Руссо, который, будучи романтическим скептиком, не считал, что свободное воспитание может быть реализовано «при помощи отдельной лишь книги». Он полагал, что трудности решения вопросов воспитания человека во многом зависят от исторически сложенной тенденции общества влиять на личность, навязывая предрассудки, авторитеты, необходимости в деятельности, идеалы, что заглушает природу личности, не давая ничего взамен.